Предпринимателям пришел официальный ответ властей на их запрос.
В номере «Коммерческих вестей» от 18 сентября 2019 года было опубликовано коллективное обращение председателю Государственной Думы РФ Вячеславу ВОЛОДИНУ и председателю Правительства РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ от РОО «Омский областной Союз предпринимателей», Клуба инвесторов Кузбасса (г. Кемерово), Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, Ассоциации малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, Союза торговых предприятий Республики Татарстан, Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (г. Новосибирск), НП «Алтайский Союз предпринимателей» под ясным заголовком «Мы считаем, что курс на отмену ЕНВД выбран преждевременно». Там говорилось: «В целях сохранения стабильности условий налогообложения, совершенствования среды, благоприятной для развития бизнеса, недопущения снижения доходной базы бюджетов муниципальных образований за счет выпадающей части налоговых поступлений просим Вас продлить применение положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй Налогового кодекса РФ на неограниченный срок и на существующих условиях, а также отказаться от расширения перечня маркируемых товаров, исключающего применения ЕНВД и патентной системы налогообложения в розничной торговле продуктами питания».
В распоряжении редакции есть ответы на это обращение из Минфина РФ и Госдумы, которые мы и публикуем вместе с комментариями предпринимателей и министра финансов Омской области.
Денис КОШЕЛЬ, вице президент ООСП:
– Союзом предпринимателей ранее был вынесен на рассмотрение Общественного совета при УФНС вопрос трансформации системы специальных налоговых режимов, в том числе в связи с предстоящей отменой ЕНВД. В итоге было решено создать специальную рабочую группу, первое заседание которой и состоялось в середине октября. На нем были озвучены базовые цифры по численности организаций и предпринимателей, использующих ЕНВД в регионе. Также мы договорились о подготовке исходной информации для дальнейшего анализа: попытаться установить текущий уровень налоговой нагрузки по отдельным секторам, применяющим ЕНВД, и спрогнозировать увеличение нагрузки при переходе на иные системы налогообложения – в частности на УСН. Мы предполагаем, что абсолютное большинство плательщиков «вмененки» будет вынуждено переходить именно на УСН как наиболее близкий режим.
Но есть достаточно много острых вопросов, сопровождающих этот процесс. Первое: поскольку сегодня применение ЕНВД не ограничивается размером оборота, его используют сетевые торговые компании (мы говорим о местном бизнесе, конечно), для них есть угроза непопадания в границы максимальной выручки для упрощенки, а, значит, последует либо переход на общий режим (что маловероятно), либо вынужденное дробление бизнеса. Вторая, наиболее распространенная, проблема связана с предельным уровнем налоговой нагрузки для большинства предпринимателей даже при применении ЕНВД. Соответственно, при использовании УСН они выпадут в зону отрицательной рентабельности. Учитывая масштабы проблемы (многочисленность таких субъектов), определенную степень правового нигилизма в сегменте малого бизнеса, а также ограниченные возможности сплошного налогового контроля, можно спрогнозировать увеличение доли серого или теневого бизнеса, связанное с увеличением налоговой нагрузки. Практика деформации спецрежимов уже содержит пример, иллюстрирующий такую тенденцию: после отмены обязательности использования ЕНВД несколько лет назад часть субъектов прекратила платить налог, что отразилось на падении доходов местного бюджета от этого режима в два раза (с 1 млрд. до 500 млн. рублей). А вот пропорционального роста УСН (вызванного исключительно данным фактором) не произошло.
По сути, у фискальных органов есть один эффективный инструмент контроля, способный сдерживать уход бизнеса в тень, – учет выручки через систему онлайн-касс. Необходимо признать, что в синхронизации с предстоящей отменой ЕНВД данная реформа была проведена ФНС профессионально: обеление оборота позволило выявить диспропорции уровня налоговой нагрузки (по мнению Минфина). Но заманило в фискальный капкан законопослушных предпринимателей, в итоге став, по мнению экспертов, основным аргументом властей в жестком нежелании дискутировать на тему очередного продления системы ЕНВД, даже несмотря на (по-прежнему) неблагоприятный экономический момент для такой масштабной и болезненной операции.
Одной из следующих – технической – проблем является слабая информированность бизнеса о предстоящей реформе: даже знающие об отмене ЕНВД надеются на ставшие традиционными изменения в последний момент. Правда опыт ранее проведенных кардинальных преобразований типа внедрения систем ЕГАИС, онлайн-касс показывает, что государство на технические шероховатости, оборачивающиеся существенными затратами бизнеса на адаптацию, не обращает внимание. Яркой иллюстрацией является система компенсации фискальных накопителей – во-первых, введенная лишь для ИП, во-вторых, никак не соотносящаяся с размером реальных затрат бизнеса на эту нужную лишь государству реформу.
Алексей ПРОВОЗИН, депутат Омского городского совета:
– Отмена ЕНВД – плохое решение. Аргументы против отмены вмененки многочисленны, обоснованны и логичны. Диссертацию можно писать! ЕНВД – образец максимально понятного и прогнозируемого налога для малого бизнеса, удобнейшего в администрировании и тотально собираемого налога. Отмена вмененки – ошибка. С огромнейшими последствиями – как экономическими, так и социальными и, как следствие, политическими. Ошибка, которую еще не поздно не совершить. Малый бизнес не так ловок и организован в искусстве лоббизма, как транснациональные корпорации. Поэтому, учитывая масштаб потенциальной проблемы, малый бизнес ждет мнения президента!
Вадим ЧЕЧЕНКО, министр финансов Омской области:
– Безусловно, вмененка по многим параметрам была выгодна и удобна большому числу налогоплательщиков. Позиция Минфина России об отмене ЕНВД однозначна: дополнительно продлевать федеральный финансовый орган действие этого спецрежима не намерен. Как это повлияет на консолидированный бюджет региона? Мы ожидаем, что большинство налогоплательщиков с ЕНВД перейдут на упрошенную систему налогообложения. Поступления от бизнеса, находящегося на упрощенной системе налогообложения, зачисляются в основной массе в региональный бюджет, местным бюджетам от УСН определен норматив в размере 10% от суммы, собранной на территории. Таким образом, с отменой ЕНВД, безусловно, ожидается перераспределение доходов от специальных налоговых режимов между областным и местными бюджетами. Для понимания масштаба: в 2018 году местные бюджеты в Омской области получили от ЕНВД в общей сложности 877 млн. рублей, в 2019 году ожидается сумма на уровне 900 млн. рублей. Уже сейчас можно точно сказать одно: будут приняты решения, компенсирующие эти потери. Минфин России в настоящее время определяет механизмы компенсации выпадающих в связи с отменой ЕНВД доходов местных бюджетов, обсуждаются разные варианты. Наиболее вероятный вариант – муниципалитетам будет передан дополнительный норматив поступлений от предпринимателей, находящихся на УСН. И скорее всего норматив будет дифференцированным, ведь ситуация в регионах различается. Даже если на федеральном уровне механизм не будет определен, у региона тоже есть возможности в рамках действующего бюджетного законодательства ситуацию отрегулировать, так что здесь беспокоиться не о чем. Что касается влияния на бизнес, полагаю, что все стороны сейчас заинтересованы, чтобы реформирование системы спецрежимов прошло благоприятно, ведет разъяснительную работу ФНС, активно включены в процесс предпринимательские объединения. Искренне рассчитываю на то, что те опасения, которые предпринимательское сообщество высказывает, не оправдаются, и процесс будет максимально безболезненным.
Богдан МАСАН, заместитель мэра города Омска, директор департамента финансов и контроля городской администрации:
– Бизнес поставили перед выбором: уходить на патент или упрощенную систему налогообложения. Но бизнес умный и он сумеет определиться. Да, ЕНВД собираемый налог, но в нем есть лазейки для неучтенки – черной налички. Власть же выступает за прозрачность налогообложения, поэтому я считаю, что выбрано верное направление. Патентная система – довольно простая, упрощенка хорошо регламентирована, так что, полагаю, никаких проблем в связи с переходом не возникнет.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 ноября 2019 года.
Фото © reg-audit.ru