Все рубрики
В Омске пятница, 24 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,4913    € 71,8369

Владимир НОВИКОВ: выше рая

8 мая 2019 10:18
1
896

Омский сюрреалист меняет географию библейского мифа. 

Выставка «Погружение в рай», открывшаяся в Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, – как ни странно, первая персональная выставка художника в Омске. И то случившаяся благодаря коллекционеру Владимиру ГАВРИЛОВУ, настоявшему на показе и предоставившему часть картин из своего собрания.

Вообще же Владимир НОВИКОВ с его ярким авторским почерком не остается незамеченным никогда. В омской среде живописцев он появился в 1990-х годах как художник-сюрреалист и уже не менял избранного направления в творчестве. Путь был извилистым и в чем-то экспериментальным (недаром НОВИКОВ входил в легендарное художественное объединение ЭХО). Тяга к сюрреализму началась с работ Сальвадора ДАЛИ. О том, что именно привлекает его в этом, Владимир говорит так:

– Знаете, когда человек не «засушенный», ему все время надо мыслить, и иногда хочется этими мыслями поиграть. Сюрреализм, как ничто другое, дает такую возможность. Там мысль неуловима, ее легко можно в любую плоскость перевести. В одной картине может быть много идей: там каждая деталь работает, только ее надо расшифровать. Я еще люблю поиграть цветом, половить оттеночки. То, как художник владеет цветом и оттенком, тоже очень важно.

В экспозицию вошло 14 произведений разных лет. Центральное – «Водопой» – написано специально к нынешней выставке и даже еще не окончено. Полотно довольно внушительно по размеру (ширина – 3,5 м), и как его доставляли из мастерской в музей – отдельная история. Задействовали и автоподъемник (картина транспортировалась через витринное окно), и бригаду грузчиков. Откуда такая тяга к большим объемам?

– Я до этого делал метровые работы. Они и не маленькие, и все-таки в зал помещаются, – отвечает Владимир НОВИКОВ. – А год назад из Гамбурга приехал человек и заказал мне четырехметровую картину. А когда пишешь большое полотно, там же надо много чего: цветом брать, площади растягивать. И когда я эту работу сделал, и она неплохо вышла, я понял, что могу же! На другие сейчас смотрю: они такие пятнышки. Хотя когда их писал, думал: о, большие!

При взгляде на «Водопой» кажется, что художнику действительно тесны любые рамки. По крайней мере, слону, который вот-вот раздавит лодку с хрупким грузом, в них точно не хватает места, и бивни высовываются за границу холста.

Как у любого сюрреалиста, работы Владимира НОВИКОВА многослойны: это набор вещей, набор символов. НОВИКОВ называет себя мистическим художником, но его можно назвать и художником постмодернизма. Также он часто обращается к искусству раннего Возрождения.

«Обратный ход времени» – цитата из любимого ДАЛИ. «Обманутое растение» – откровенная метафора жизни в золотой клетке. «Мне понятно твое одиночество» (сфинкс и ржавеющий автомобиль) – философствование на тему вечности. Но есть работы сложнее: «Незрячий», «Бесполезное чудо», «Влияние центра Земли на стену хижины». Смыслы и аллюзии тут действительно пролистываешь, «отколупываешь» слой за слоем.

А вот и работа, давшая название выставке. В облаках двигается причудливый саркофаг, сопровождаемый монахом. По замыслу автора, в саркофаге – душа.

– Почему я назвал «Погружение в рай», а не «вознесение»,– объясняет он. – Ведь все говорят «вознесение», а погружение – это обычно в ад. А если ты живешь выше рая? Значит, ты будешь погружаться. Спросите, где такая географическая точка? Ну, художник же волен придумывать. Если такой трактовки не было, то вот она появилась. Правильная или неправильная, но появилась. И душа ведь может тысячи лет искать пристанище, поэтому повозка двигается на улитках.

Остается добавить, что у выставки Владимира НОВИКОВА есть еще один соавтор – Анатолий КОНЕНКО, который инкрустировал две работы миниатюрными вставками. В картине «Бесполезное чудо» это индийская Мандала, в работе «Погружение в рай» – богиня Тара. Известный микроминиатюрист шутит, что сбылась его мечта: выставлять свои маленькие работы в больших рамках.

Выставка «Погружение в рай» ждет зрителей до 26 мая.

Фото © ООМИИ им. М.А Врубеля

 

Loading...




Комментарии через Фейсбук

андрей 18 мая 2019 в 21:57:
Интересные работы,но чувствуется явное подражание Дали. И на мой взгляд дилетанта,черезмерная перезагруженность деталями. В Омске был ещё один художник,приверженец подобного стиля-ЛЕУШИН. Спасибо г-ну Гаврилову за представленные работы.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.