В деле социальнозначимого банкротства «РоКАС» появились первые результаты
Дольщики "Ясной Поляны" восемь лет ждали от банкротящегося ООО «РоКАС» своих квартир. Проблемный дом № 8 с боем достроили, на подобный исход владельцы жилья в 9-м доме уже и не рассчитывали. Но вот забрезжила надежда. О перспективах рассказал арбитражный управляющий Вячеслав АЛЕКСИН, непосредственно занимающийся этой проблемой.
– Вячеслав Алексеевич, омские дольщики даже митинговали против банкротства ООО "РоКАС", которое в рамках долевого строительства возводило микрорайон "Ясная Поляна". В деле о несостоятельности застройщика на банкротстве настаивал залоговый кредитор – казахстанский "АТФБанк". Омичи опасались, что если "РоКАС" признают банкротом, недостроенные дома включат в конкурсную массу и омичи не увидят своих квартир, их продадут, чтобы расплатиться, в том числе с залоговым кредитором. Они зря волновались?
– Дело в том, что затянувшееся на долгие годы (с 2009(!) г. длится процедура) банкротство ООО «РоКАС» ничего хорошего для кредиторов не принесло. За это время требования кредиторов к должнику только увеличивались и поэтому осенью 2016 года собранием кредиторов ООО «РоКАС» было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры конкурсного производства.
Банк всегда шел навстречу застройщику, делая все возможное, чтобы законные дольщики получили свои квартиры. Для начала высвободил права требования на квартиры из– под залога, которые, несмотря на залог, были реализованы должником гражданам, не возражал против отмены обеспечительных мер с газопровода, реализация которого в итоге позволила сдать жилой дом № 8 в эксплуатацию. До сегодняшнего дня еще продолжаются процессы оформления права собственности людей на квартиры в этом доме. Мне очень приятно, что люди наконец– то смогли защитить свои права. Но, ситуация в целом сложная, и дольщики дома № 9, (а есть еще люди, которые приобрели квартиры в домах № 28 и 29), находятся в крайне затруднительном положении. По сути, им придется, если не будет внешней помощи, второй раз оплачивать еще не построенное жилье. И надо отдать должное стойкости этих людей, потому что они не знали, что когда у них брали деньги за не построенные в итоге дома, уже была начата процедура банкротства. Как думаете, кто им это должен был сказать?
– Получается, люди были в неведенье, процедура банкротства началась, в марте вас назначили арбитражным управляющим, перспективы в отношении дома № 9 остались туманны. Насколько сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону?
– Как я уже сказал, процедура банкротства длится с 2009 года, но конкурсное производство действительно началось с 14 марта 2017 года.
В сентябре мною проведено собрание участников строительства этого жилого дома, на котором принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче незавершенного строительством многоэтажного жилого дома № 9 и земельного участка под ним участникам строительства.
Решение о передаче выносит суд, но мы обеспечили все необходимые для этого условия. Согласно плану мероприятий «По решению проблем участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области в 2017–2019 годах», утвержденному губернатором Омской области, дом № 9 должен быть передан ЖСК, созданному участниками строительства, к осени 2017 года. По сути, я выполнил наказ губернатора.
Но есть одна большая проблема, без помощи власти которую мы не решим. Речь идет о регистрации права собственности на земельный участок непосредственно под домом № 9 с кадастровым номером (…4912). На рабочем совещании, состоявшемся 20 сентября 2017 года в областном Минстрое, мне пообещали, что окажут содействие в решении этого вопроса. Ведь для регистрации нужны денежные средства, а у должника текущих календарных платежей 1 – 5 очереди более, чем на 300 млн и до госпошлины за регистрацию дело не дойдет. Это в свою очередь может быть препятствием в передаче дома участникам строительства для дальнейшей достройки.
– Для окончания строительства дома нужно больше 100 миллионов рублей. Владельцы квартир хоть какие-то крохи получат в результате банкротства на достройку?
– Сейчас самое главное – помочь людям получить свое жилье. Идет процесс создания ЖСК в 9-м доме и поиск подрядчика. Есть определенное количество квартир в доме, в отношении которых мною, как конкурсным управляющим, поданы иски о признании сделок недействительными по их отчуждению, готовятся иски о расторжении договоров в связи с неоплатой квартир.
Моя цель (и со мной согласны дольщики) – в освобождении для будущего ЖСК квартир от недобросовестных дольщиков, в том числе из числа лиц, фактически связанных с группой компаний ШУШУБАЕВА.
За счет высвобожденных квартир можно будет дальше строить. Все равно уже будет полегче. Обычных покупателей недвижимости в замороженном недострое найти по понятным причинам быстро не получится. Но проблема с домами № 28 и 29, где есть дольщики-граждане и строительство которых в начальной стадии, сохранится.
– В сентябре в суде должно было состояться очередное слушание по уголовному делу Хабулды ШУШУБАЕВА, его отложили из-за госпитализации обвиняемого в растрате и мошенничестве. Как уже писали СМИ, ссылаясь на информацию правоохранительных органов, подконтрольным ему фирмам 334 дольщика заплатили 333 миллиона рублей, а он, по версии следствия, 101 миллион потратил на себя, например, на покупку джипа Land Rover, оплату услуг плавательного бассейна, займов и т. д. Вы, будучи конкурсным управляющим, выявили сомнительные сделки?
– Работа в этом направлении ведется постоянно, и я хотел бы выразить благодарность инициативной группе дольщиков, которые поддерживают меня в этом вопросе. Ведь основная задача конкурсного управляющего в деле о банкротстве застройщика, по моему мнению, выявлять такие сделки, оспаривать их, а освободившиеся квартиры передавать ЖСК.
Тем временем в арбитражном суде продолжаются процессы установления требований добросовестных участников строительства, завершается инвентаризация имущества ООО "РоКаС" и начинается реализация выявленного имущества должника в строгом соответствии с требованиями Закона «О банкротстве». Вы не представляете, сколько пережили люди с того времени, когда внесли деньги, а им обещали выдать ключи от квартир, многих уже нет в живых, другие больны и не приезжают на заседания. И никто не отвечает за это. Вот в чем проблема – в отсутствии ответственности. Продавай воздух, а на полученные деньги... Ну, сами понимаете что.
– Кстати, ШУШУБАЕВ открещивался от причастности к «РоКаС», но по данным следствия он создал ЗАО «Корпорация «АГРО-Траст» и зарегистрирован ряд формальных юридических лиц и ИП, руководителями которых являлись его родственники или сотрудники «АГРО-Траста». А его представители были против, чтобы вас назначали конкурсным управляющим. Может, это как-то связано с процедурой банкротства «АГРО-Траста», где вы также арбитражный менеджер. Слышал, ШУШУБАЕВ подал на вас уже несколько жалоб?
– O, это очень интересная для меня тема, которая, кстати, сильно отвлекает от решения проблем конкретных людей в деле «РоКАСа» по достройке домов. ШУШУБАЕВ пишет на меня жалобы регулярно как на конкурсного управляющего ЗАО «Корпорация «АГРО-Траст», требуя с меня лично миллионы рублей. Обиженный уверяет, что я действовал неразумно, не экономил деньги. Но мотив этих жалоб, по крайней мере, для меня очевиден. В декабре 2016 года арбитражный суд по моему заявлению установил, что бывший руководитель "АГРО-Траста" должен нести субсидиарную ответственность по долгам корпорации и взыскал с ШУШУБАЕВА более 18 млн. рублей.
Поиск виноватых – обычное дело в таких случаях. Вот он и пишет жалобы. И фамилия роли не играет. Не было бы АЛЕКСИНА, был бы Петров или Иванов. А долг мы выставили на торги и продали за 850 тысяч рублей, которые поступили в конкурсную массу. Жалобы неслучайно появились именно сейчас, когда процедура в отношении «АГРО-Траста» фактически завершена. Имущество реализовано, счета закрыты, работники уволены, архивы переданы, отчет о завершении процедуры сдан в суд. Вот он и злится, что управляющий работу свою выполнил надлежащим образом.
Однако торговые комплексы уже год как проданы и успешно функционируют, предоставляя рабочие места гражданам города Омска, а претензии появились почему-то только сейчас.
При этом на 30% удалось погасить требования кредитора. Это очень высокий показатель. Статистика банкротства в России весьма печальная – не более 2% удовлетворяются требования. А мы в процессе конкурсного производства еще и текущие налоги заплатили, более 50 млн. рублей. И все долги погасили по зарплате перед работниками.
-Процедура банкротства в отношении «АГРО-Траста» длилась с 2013 года. Почему так долго?
– Мне, как арбитражному управляющему и одновременно лицу, выполняющему функции фактического руководителя корпорации, нужно было создать условия, при которых имущество должника не потеряло бы в стоимости, и реализовать все по максимально возможной цене. Еще в 2013 году сразу после введения процедуры конкурсного производства я провел собрание кредиторов. И спросил кредиторов: хотите, чтобы я на торговые центры "АТ-маркет" повесил замки, все законсервировал и продал или чтобы они продолжали хозяйственную деятельность? В первом случае все свелось бы просто к реализации объектов недвижимости. Когда арендаторы уходят, торговая недвижимость резко теряет в цене. Кредиторы проголосовали за продолжение хоздеятельности.
Между тем деятельность торговых центров «АТ-Маркет», составлявших основной актив должника, по предписанию Ростехнадзора и проверке прокуратуры могли приостановить за нарушения, которые представляли угрозу жизни посетителям и персоналу. Например, в комплексе на Станционной с самого начала его функционирования (когда был руководителем ШУШУБАЕВ) отсутствовала система автоматического водяного пожаротушения, система оповещения людей о пожаре, система аварийного освещения, резервный электропитающий кабель. В двух словах, если бы что-то загорелось, самостоятельно ничего не потушить. Пришлось все делать.
На сроки также повлияла и работа по выявлению и возврату имущества, которое должник, подготовившись, вывел до начала банкротства на организации, фактически связанные с группой компаний ШУШУБАЕВА незадолго до банкротства. Например, сети и подстанции, обслуживающие комплексы.
– А что за история с мировым соглашением? Ведь по нему окончательно рассчитаться с долгами перед АО «АТФБанк» холдинг ШУШУБАЕВА должен был до 10 мая 2027 года?
– Еще 11 января 2012 года ШУШУБАЕВ проиграл в арбитражном суде АТФБанку. Напомню, что АТФБанк подавал в общей сложности семь исков к компаниям, которые так или иначе связаны с ШУШУБАЕВЫМ, требуя взыскать с ответчиков десятки миллионов долларов по договорам банковского займа, заключенным в сентябре 2009 года.
Хабулда Жуспекович признавать иски не торопился, «АГРО-Траст» в его лице тогда еще подал встречный иск. ШУШУБАЕВ уверял, что часть документов, которые представил АТФБанк в качестве доказательств, видит впервые, а подписи там не его, а поддельные. Это не помогло. Долг в полном объеме был взыскан. Но было подписано мировое соглашение. Банк и здесь пошел на уступки, была дана рассрочка погашения долгов на 15 лет. То есть до июня 2012 года «АГРО-Траст» должен был погасить относительно общей суммы долга небольшую часть, а на оставшуюся получить рассрочку на 15 лет под 0,1% годовых. Однако условия и этого лояльного соглашения выполнены не были. Так и не дождавшись ни одного рубля за три месяца после заключения мирового соглашения, АТФБанк подал в арбитражный суд заявление о признании ЗАО «Корпорация «АГРО-Траст» банкротом. Потом стало ясно, что ШУШУБАЕВ просто пытался выиграть время: в двух ТЦ «АТ-Маркета» успели за это время заключить через государственную регистрацию долгосрочные договоры аренды с организациями, фактически связанными с группой компаний ШУШУБАЕВА, что стало бы камнем преткновения при продаже торговых центров – основной конкурсной массы должника. Их потом мы оспорили через суд.
– Приступив к обязанностям арбитражного управляющего ЗАО «Корпорация «АГРО-Траст», вы оспорили и требования двух кредиторов ООО "Лес Сибири" и ООО "Ваш аудитор". Как выяснилось, их долги были "нарисованными". Сразу догадались, что дело не чисто?
– В качестве доказательств долгов они предъявляли свежеизготовленные три решения третейского суда, судя по которым с корпорации "АГРО-Траст" в одном заседании было взыскано больше, чем требования всех остальных кредиторов, включая АТФБанк. Мне понятно, что они были "бумажные", нужны были, чтобы корпорация банкротилась под руководством ШУШУБАЕВА.
И появление этих решений в процедуре наблюдения как раз подтверждает это. Но банк его опередил. Я оспорил требования этих непонятных ООО. В процессе судебных разбирательств стало понятно, что они были фактически связаны с группой компаний ШУШУБАЕВА.
Арбитражный суд вынес решение о необоснованности их требований.
Кстати, тем, кто намерен затеять банкротство, дам один совет: для начала прочитайте классический труд известного русского юриста ШЕРШЕНЕВИЧА «Учение о несостоятельности». Будучи профессором Казанского университета, он написал эту книгу в 1890 году. Так вот, должник в России 19 века был обязан своевременно объявить о своем банкротстве. В противном случае, если он не объявил о своей несостоятельности, а суд ввел процедуру по заявлению кредитора, должника заключали под стражу.
Ранее интервью в полном виде можно было прочитать только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 4 октября 2017 года
На правах рекламы