В очередной раз поднята и бессмертная тема кластеров.
30 июля в Омском региональном IT-парке состоялась практическая сессия «Формирование и развитие промышленных технопарков. Меры государственной поддержки». Вел ее директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей ШПИЛЕНКО. Он рассказал, что с 2019 года в России реализуется нацпроект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Федеральное правительство рассчитывает, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет с нынешних 22,3 до 32,5%, а число занятых в секторе с 5,8 миллиона до 25 миллионов человек. На реализацию нацпроекта планируется выделить 481,5 миллиарда рублей.
Кластеры
Далее ШПИЛЕНКО объяснил, что промышленные кластеры – эффективный инструмент развития промышленной кооперации. На данный момент в 35 регионах страны 45 промышленных кластеров с 640 участниками. Директор Ассоциации привел примеры наиболее успешных проектов — Национальный аэрозольный кластер в Тульской области, где занимаются производством химических веществ и химических продуктов; промышленный кластер Нижегородской области, где производят автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы; кластер электронных приборов, материалов и компонентов в Белгородской области, где делают компьютеры, электронные и оптические изделия; межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ», объединяющий Московскую, Саратовскую области и Республику Татарстан, специализирующийся на химических продуктах и неметаллической минеральной продукции. Кстати, в Омской области промышленные кластеры – агробиотехнологический и нефтехимический — были созданы в 2016 году и первыми в Сибирском федеральном округе вошли в реестр промышленных кластеров Минпромторга России.
Как пояснил ШПИЛЕНКО, «кластеры позволяют определять на каждом технологическом переделе потребности участников в конкретной номенклатуре продукции в денежном и натуральном выражениях и позволяют спрогнозировать на нее существующий и потенциальный спрос». Вообще подобное существовало и в Советском Союзе, называясь территориальными производственными комплексами. Спикер сделал подробный разбор кластера «Композиты без границ». Там производством ПАН-прекурсора и полых стеклянных микросфер занимается одно ООО; углеволокон материала SMC/BMC, стеклянных волокон и кварцевых материалов – два других предприятия; препрег, композиционной арматуры, термошумоизоляции из пенополиуретана и полимерных тканей – восемь; непосредственно конечную продукцию кластера – хоккейные клюшки, беспилотники, комплектующие для автомобилей, автотехнику, базальтовые иглопробивные маты, стеклопластиковые трубы — делают уже 11 компаний (однако по большей части список повторял участников предыдущего этапа).
На каждой стадии можно выявить проблему, из-за которой участники кластера были вынуждены стать ближе друг к другу. Взять, например, первую, когда производство ПАН-прекурсора (3,1-3,5 Гпа) уперлось в низкое качество продукции, не удовлетворяющее современным потребностям рынка, высокую стоимость сырья из-за применения устаревшей технологии и низкие объемы производства. На этапе произво...
Полную версию материала можно прочитать здесь.