СУТЯГИНСКИЙ из двух кластеров сделает технопарк, АНТРОПЕНКО вступил в Ассоциацию кластеров и технопарков России, а БУРКОВ цитировал Конфуция (полный текст).
В Омском региональном IT-парке 30 июля состоялась практическая сессия «Формирование и развитие промышленных технопарков. Меры государственной поддержки». Вел ее директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей ШПИЛЕНКО. Он рассказал, что с 2019 года в России реализуется нацпроект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Федеральное правительство рассчитывает, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет с нынешних 22,3 до 32,5%, а число занятых в секторе с 5,8 миллиона до 25 миллионов человек. На реализацию нацпроекта планируется выделить 481,5 миллиарда рублей.
Кластеры
Далее ШПИЛЕНКО объяснил, что промышленные кластеры – эффективный инструмент развития промышленной кооперации. На данный момент в 35 регионах страны 45 промышленных кластеров с 640 участниками. Директор Ассоциации привел примеры наиболее успешных проектов — Национальный аэрозольный кластер в Тульской области, где занимаются производством химических веществ и химических продуктов; промышленный кластер Нижегородской области, где производят автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы; кластер электронных приборов, материалов и компонентов в Белгородской области, где делают компьютеры, электронные и оптические изделия; межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ», объединяющий Московскую, Саратовскую области и Республику Татарстан, специализирующийся на химических продуктах и неметаллической минеральной продукции. Кстати, в Омской области промышленные кластеры – агробиотехнологический и нефтехимический — были созданы в 2016 году и первыми в Сибирском федеральном округе вошли в реестр промышленных кластеров Минпромторга России.
Как пояснил ШПИЛЕНКО, «кластеры позволяют определять на каждом технологическом переделе потребности участников в конкретной номенклатуре продукции в денежном и натуральном выражениях и позволяют спрогнозировать на нее существующий и потенциальный спрос». Вообще подобное существовало и в Советском Союзе, называясь территориальными производственными комплексами. Спикер сделал подробный разбор кластера «Композиты без границ». Там производством ПАН-прекурсора и полых стеклянных микросфер занимается одно ООО; углеволокон материала SMC/BMC, стеклянных волокон и кварцевых материалов – два других предприятия; препрег, композиционной арматуры, термошумоизоляции из пенополиуретана и полимерных тканей – восемь; непосредственно конечную продукцию кластера – хоккейные клюшки, беспилотники, комплектующие для автомобилей, автотехнику, базальтовые иглопробивные маты, стеклопластиковые трубы — делают уже 11 компаний (однако по большей части список повторял участников предыдущего этапа).
На каждой стадии можно выявить проблему, из-за которой участники кластера были вынуждены стать ближе друг к другу. Взять, например, первую, когда производство ПАН-прекурсора (3,1-3,5 Гпа) уперлось в низкое качество продукции, не удовлетворяющее современным потребностям рынка, высокую стоимость сырья из-за применения устаревшей технологии и низкие объемы производства. На этапе производства углеволокна, полимерных и стекловолокнистых материалов обнаружились невысокие физико-механические параметры продукции и критическая доля импорта – 90-95%. Высокая доля импорта сказалась и в производстве тканей, препрегов и материалов: французский Porcher ind и американский Alstrem захватили себе 60-70%. Опять же, критической долей импорта блеснул норвежский Hexagon, полностью захватив рынок поставки нам композитных баллонов. Каков вывод? Фактически отсутствие технологий и вынудило местных игроков создать промкластер. А теперь немного цифр для наглядности масштабов. Производство пан-прекурсора с повышенной прочностью 4,9 и 5,5 Гпа с размером годового спроса 400 миллионов тонн в год предполагает инвестиции 6,9 миллиарда рублей. В 1,3 миллиарда рублей оценивается инвестиционная ниша (150 тонн в год) стекловолокна. Потребность в тканях и препрегах оценивается уже в 100-150 тонн в год – это тянет на 2,2 миллиарда рублей. 1,04 миллиарда рублей – вложения для конечного продукта кластера – сверхлегких композитных баллонов высокого давления, которые потребляются по 20 тысяч единиц в год. ШПИЛЕНКО также назвал ключевых потребителей кластера.
Подобным образом был проанализирован и авиационный промышленный кластер Республики Бурятии. Проблемы те же: критическая доля импорта деталей (в композитных – 80%, топливной системе – 100%, которые везут из Германии, Швейцарии, Италии), высокая стоимость продукции, длинное транспортное плечо, отсутствие сырья и материалов необходимого качества. В итоге 70% всех комплектующих, узлов и агрегатов приходилось на импортное производство. ШПИЛЕНКО подытожил сказанное: в 2016-2018 годах объем государственной поддержки составил 5 914,9 миллиона рублей. На 887,2 миллиона рублей была куплена технологическая оснастка для оборудования, на 118,3 – программное обеспечение. Оплата процентов по кредитам на строительство/реконструкцию производственных зданий и закупку оборудования потребовала 835 миллионов рублей, лизинговых платежей за оборудование – 309,8 миллиона. 1478,7 миллиона потрачено на изготовление и испытание прототипов и опытных партий продукции, 2070,2 миллиона – на разработку конструкторской документации, технологий и технологических процессов, 215,7 миллиона составили прочие расходы. При включении кластера в реестр Минпромторга России возвращается 100% уплаченных в федеральный бюджет налогов (налог на прибыль, НДС, таможенные платежи и пошлины).
Технопарки
Затем перешли к обсуждению промышленных технопарков – не путать с промышленными парками. Ко вторым относятся земельные участки с подведенными коммуникациями (от 8 га) и/или необорудованные здания общепроизводственного назначения (от 20 000 кв. м), где осуществляется производство промышленной продукции. Управляющая компания индустриального парка зарабатывает на сдаче земельных участков/помещений в аренду, оказании коммунальных услуг. Государственные субсидии выдаются на создание энергетической и транспортной инфраструктуры, проведение и подключение коммуникаций, строительство/реконструкцию производственных зданий.
Промышленный технопарк – это объект поскромнее, однако более разноликий. Это здания производственного назначения, оснащенные производственным и/или технологическим оборудованием (от 5 000 кв. м на участке от 1,5 га). Специализация шире – производство промышленной продукции, оказание особых услуг, проведение исследований и разработок. Помимо сдачи земельных участков/помещений в аренду, оказания коммунальных и специализированных услуг, технопарк может сдавать в аренду оборудование коллективного пользования, получая субсидии в том числе и на оснащение.
Инновационная модель технопарка подразумевает наличие крупного научно-исследовательского центра и обладание уникальной технологической инфраструктурой для разработок и коммерциализации НИОКР, что приводит к созданию и акселерации малых и средних технологических компаний. Инфраструктурная модель предполагает большой объем ресурсов и свободных площадей для размещения высокотехнологичного производства, а это уже условия для среднего и крупного бизнеса. Кооперационная модель делает ставку на инфраструктуру для освоения новой продукции в целях включения в цепочку поставок якорной компании, ведь нужно создать условия для локализации высокотехнологичной продукции.
В любом случае выигрывают обе стороны. Резиденты промтехнопарка удовлетворяют запрос на специализированную площадку, снижают капитальные затраты на размещение производства, повышают эффективность бизнеса за счет технологической инфраструктуры и специализированных сервисов, получая доступ к компетенциям якорного предприятия, налоговые и иные льготы. Собственник площадки повышает ее конкурентоспособность за счет уникальных сервисов, избавляется от простаивающих площадей, обретая возможность развития основного бизнеса за счет кооперации с резидентами и привлечения мер государственной поддержки.
Взять, например, промтехнопарк «Монокристалл» в Ставропольском крае, где производятся электронные материалы и компоненты. Чистые помещения, лаборатории, центр коллективного пользования научным оборудованием – все это сдается в аренду. На 2019-2020 годы одобрена субсидия 400 миллионов рублей. «Идеальный вариант кооперационной модели технопарка", – подчеркнул ШПИЛЕНКО.
Отметил эксперт и технопарк «Иксэл» во Владимирской области, специализирующийся на инженерной и климатической технике. «Лидер» в Московской области с коворкинг-центром выпускает медицинские изделия. «Модель очень простая. Владелец изначально строил технопарк, зная, что будет сдавать помещения в аренду – малое высокотехнологичное предприятие, как правило, не может себе позволить соблюсти те условия, которые необходимо для сертификации продукции. В «Лидере» же оно получает чистые помещения, оборудованные всем необходимым», – прокомментировал спикер. А вообще по данным геоинформационной системы «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» Минпромторга России, в 2018 году на территории 53 регионов России функционировало 157 технопарков, в том числе 65 промышленных, из которых 49 являлись действующими, а 16 создавались.
Начиная с 2019 года осуществляется государственная поддержка создания и развития технопарков для МСП в рамках Национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», оператором которой является Минэкономразвития России. В октябре 2018 года 6 субъектам Российской Федерации одобрены проекты по созданию и развитию технопарков совокупной капиталоемкостью 2 623,6 млн руб. Паспортом нацпроекта предусмотрено 30 миллиардов рублей на обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям в целях создания (или развития) производственных и инновационных компаний, в том числе для участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков. Для этого в период 2019-2024 годов планируется создание не менее 129 индустриальных парков и технопарков.
Как правильно оформить заявку для того, чтобы поучаствовать в этой программе, рассказывал руководитель направления «Развитие территорий» Ассоциации развития кластеров и технопарков России Игорь ГОЛУБКИН. Из обязательных требований: не менее 20% объема инвестиций в проект должны поступить из внебюджетных источников (частные или заемные средства), в наличии должна быть проектно-сметная документация, госэкспертизу которой надо обязательство провести до начала государственного финансирования и так далее.
После ликбеза ШПИЛЕНКО запросил обратную связь. Так, ООО «Инвестпарк» поделилось своей задумкой по созданию технопарка на основе инструментального производства. Эксперт предложил им сдавать часть площадей «белым воротничкам». Генеральный директор ГК «Титан» Ян КИРСАНОВ поделился намерениями на основе двух действующих кластеров создать агробиотехнологический технопарк и «условно говоря, промышленный», как он выразился, с инжиниринговым центром:
– Это перекликается с тем, чем занимается сам «Титан». Сейчас мы задействованы в проекте по производству бутил-н-винилового эфира и смазочных материалов на его основе. У нас есть сопутствующие продукты – изопропилбензол. Поэтому у нас есть исходное сырье для малотоннажной химии. Это одна из ключевых наших бизнес-идей.
Заместитель директора АО «Основа холдинг» Сергей ЛЕКАРЕВИЧ поведал ШПИЛЕНКО о том, что в 2017 году зарегистрировал кластер по переработке отходов ТЭЦ, но попасть в реестр Минпромторга не удалось. На его взгляд, созданная площадка как раз прекрасно подойдет для создания технопарка.
Также ШПИЛЕНКО объявил о приеме в Ассоциацию компании «Основа Холдинг»:
– Надеемся, что ваши опыт и возможности трансформируются и в нормативно-правовые документы на пользу Омской области и России в целом.
Руководитель холдинга Александр АНТРОПЕНКО не остался в долгу:
– Области нужны инвестиции. А чтобы пришел инвестор, нужны условия. И как раз с Ассоциацией мы будем смотреть, что необходимо создавать. Кроме той федеральной поддержки, которая сейчас предусмотрена нормативными документами, и наших возможностей по налоговым преференциям нам все же необходимо понять точки роста. То есть куда мы идем – по малотоннажной химии, агробиокластерам, сельхозпереработке. Вот здесь нужно найти оптимальные проекты. Мы надеемся на поддержку Андрея Викторовича, нам важно определиться, кто будет локомотивом по созданию промышленного технопарка в регионе.
Итоги
В завершение мероприятия в IT-парк приехал губернатор Омской области Александр БУРКОВ, который подписал с Ассоциацией развития кластеров и технопарков России соглашение о сотрудничестве. Согласно этому документу эксперты Ассоциации будут консультировать крупные промышленные предприятия, готовые создать на своей территории технопарки. Омичи смогут поучаствовать в федеральном конкурсе и получить до полумиллиарда рублей на развитие проекта.
Глава ассоциации Андрей ШПИЛЕНКО похвалил наш регион:
– Ни для кого не секрет: пока бизнес не поверит, не поможет никакая поддержка, не будут реализованы никакие проекты. На территории региона созданы два промышленных кластера, причем вы сделали это одними из первых. Скажу больше, сама Ассоциация и наши эксперты даже учились, используя ваш опыт. Открою небольшой секрет: мы посмотрели около шести проектов, направленных на создание технопарков. Сейчас реализуется национальный проект по льготному доступу малого и среднего бизнеса к промышленным площадям. На сегодня потенциал Омской области очень велик, мы видим как минимум три объекта, которые могут участвовать в конкурсном отборе. Я очень надеюсь, что правительство региона подставит плечо, и заявки будут поданы на отбор уже через семь месяцев. Мы уже видим, как регионы достаточно эффективно пользуются этим механизмом и привлекают до 500 миллионов рублей, на создание технологической инфраструктуры. Мы сегодня будем докладывать губернатору о наиболее ярких проектах, которые могут потянуть за собой малый и средний бизнес, что важно. На сегодня Омская область могла бы выступить локомотивом в том числе по развитию малотоннажной химии. Наверняка вы знаете, что в России по ней существуют большие проблемы, именно вы могли бы стать лидером в этой области.
Часть промышленных предприятий, расположенных в центре города, как заметил эксперт, имеет избыточные площади и свободные энергоресурсы – среди них, например, ПО «Полет», АО «Омский завод транспортного машиностроения». Им следует переформатироваться и предоставить возможность представителям малого и среднего бизнеса развиваться на их территории.
Спикер также пояснил, что недавно в Санкт-Петербурге им было подписано соглашение с Минэкономразвития о сотрудничестве с МСП и льготном предоставлении площадей, в рамках которого прорабатываются следующие направления:
— Первое – вести ежегодный рейтинг, так называемый бизнес-навигатор особых экономических зон. Определяем наиболее привлекательные площадки. Второе – тиражирование лучших бизнес-моделей технопарков, в том числе мы отвечаем за подготовку кадров. Кстати, вам, наверное, будет интересно, что и представитель омского предприятия «Омскагрегат» первым прошел обучение и имеет документ об этом – по программе «Развитие промышленных технопарков». Соответственно, наша задача сейчас – тиражировать лучшие практики, оказывать компаниям услуги по подготовке документов на конкурсы на участие в нацпроекте и готовить кадры непосредственно для управления технопарками. В то же время, тиражируя лучшие практики, мы должны переходить в конкретные предложения, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. И мы можем сказать, что, являясь участником рабочей группы технологического предпринимательства, мы подали целый ряд предложений, в том числе о целесообразности сдвига выделения денежных средств с 2024 года на более ранний период, так как считаем, что развитие промышленной инфраструктуры нужно именно сейчас для достижения цели нацпроекта. Более того, на экспертном уровне мы предлагаем и очень надеемся, что министерство нас поддержит в предложении о снятии ограничений для регионов, имеющих незавершенные капитальные строительства, чтобы даже ваша область могла подать заявку, и она была удовлетворена на конкурсной основе. Очень надеюсь, что ваш губернатор нас поддержит с этой инициативой, и мы попытаемся снять блок на дальнейшее развитие инфраструктуры. И в завершение: мы считаем, что промышленные технопарки должны быть неким проектным офисом, целью которого будет выявление инвестиционных ниш промышленных кластеров, привлечение инвестиций, размещение тех стартапов с такими технологиями, которые заместят инвестиционные ниши существующих промышленных кластеров.
Глава региона Александр БУРКОВ выразил надежду, что поддержка Ассоциации поможет привлечь в регион крупных инвесторов:
– Омск – город индустриальный. Нам сам бог велел создавать технопарки. Благо у нас есть конкурентное преимущество – развитые отрасли промышленности, переработки сельского хозяйства, нефтехимии. Древний китайский философ Конфуций говорил: «Человек, стоящий на вершине горы, не упал туда с неба». Сегодня Омская область стоит как раз у подножия горы. Надеюсь, с помощью Ассоциации мы поднимемся на вершину.
Справка:
Ассоциация кластеров и технопарков России объединяет более 90 организаций из 44 субъектов Российской Федерации. Среди них управляющие компании технопарков, нанотехнологических центров и особых экономических зон, центры кластерного развития, специализированные организации промышленных кластеров, корпорации развития регионов и другие организации. Ассоциация представляет интересы свыше 2630 организаций – резидентов технопарков и участников кластеров, на предприятиях которых работает 180 тысяч человек, совокупный объем выпускаемой продукции оценивается в 710 миллиардов рублей.
Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 августа 2019 года.