Сказка для научных сотрудников младшего возраста.
Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ. Понедельник начинается в субботу.
Серия «Эксклюзив: Русская классика»
М.: Издательство АСТ, 2024 год. – 320 стр.
Доп.тираж 20000 экз.
Борис СТРУГАЦКИЙ в «Комментариях к пройденному» пишет, что «история написания «Понедельника...» совершенно вылетела из моей памяти». Задумана она была еще в конце 1950-х под условным названием «Восьмое небо»: «Мы совершенно не представляли себе сначала, какие события будут там происходить, знали только, что героями должны быть персонажи сказок, легенд, мифов и страшилок всех времен и народов».
Впрочем толчком к написанию того варианта повести, который мы сегодня знаем, были женщины. С Лидией Камионко (ее сестра живет в Омске) осенью 1960-го Борис СТРУГАЦКИЙ в командировке на Кисловодской горной станции от скуки начал писать в шутку историю, в которой прозвучала ключевая фраза «Дивана нет!». А Наталья Свенцицкая в те же годы разыграла Бориса Натановича по телефону, сообщив, что Доме Книги на Невском якобы «выбросили» новый роман Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Как он вспоминал потом: «Это было такое подлинно хемингуэевское название – сдержано грустное, сурово безнадежное, холодноватое и дьявольски человечное одновременно». Более того? авторы, опубликовав в 1964 году в ежегоднике «Фантастика» первую часть повести «Суета вокруг дивана», еще не знали, о чем будет вторая и третья часть. Такая вот чертовщина.
События повести проистекают в маленьком русском городке Соловец, куда случайно попал, будучи в отпуске, ленинградский программист Саша Привалов. Здесь располагается НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства. А занимается он, «как и вся наука, счастьем человеческим». Забавно, что некоторое противопоставление работающих в нем магов и остальных людей несколько схоже с тем, о чем много позже написала Джоан Роулинг. Кстати, советский фильм «Чародеи» имеет отношение к «Понедельнику...» такое же, как «Сталкер» к «Пикнику на обочине», то есть лишь исходным толчком и отдельными черточками. Но очень жаль, что в данном издании нет классических рисунков Евгения Мигунова, о которых сказано здесь же в послесловии.