Коллективное обращение Общественного комитета о подтоплении сел Морозовка-Ракитинка Омского района Омской области и Межрегионального общества защиты прав потребителей им. В.Ф. Каштанова Президенту Российской Федерации и гаранту Конституции России Владимиру ПУТИНУ.
Уважаемый Владимир Владимирович!
На протяжении полугода наши жилые дома в селах Морозовка, Ракитинка Омской района Омской области, приусадебные участки и лесной массив вокруг сел остаются затоплены, и проблема не решается, несмотря на наши обращения во все доступные ведомства и инстанции, включая правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти.
Затопление началось в июне 2024 года: улицы наших сел, кюветы и канавы, подвалы и погреба наших домов, колодцы и приусадебные участки, кладбище, поля, лес оказались под водой. В селе Морозовка оказались захвачены стихией 160 домов, в том числе 35 двух- и трехэтажных, школа, детский сад, Дом культуры, в селе Ракитинка – порядка 500 домов. Пострадавших – несколько тысяч человек.
Уже четвертого июня мы, инициативная группа жителей, провели собрание, на котором призвали главу Морозовского сельского поселения Александра МИШЕНКОВА предпринять меры по откачке воды и стабилизации ситуации. Однако его действия не привели к нужному результату: села продолжили тонуть, урожай погиб, люди остались без запасов овощей, ягод, фруктов, картофеля, которыми обычно питались до следующего теплого сезона.
В протоколе общего собрания жителей от 17 августа, который мы приложили к повторным обращениям в инстанции, мы призвали ввести на наших территориях чрезвычайное положение, но и этот призыв не был услышан. Мы все эти месяцы бьем тревогу, но обращения главе Морозовского сельского поселения Александру МИШЕНКОВУ, главе Омского района Геннадию ДОЛМАТОВУ, председателю Законодательного собрания Омской области Александру АРТЕМОВУ, в правительство Омской области, в региональное Министерство природных ресурсов и экологии, в прокуратуру Омской области, в Следственный комитет по Омской области не дают результата.
Мы до сих пор получаем лишь отписки, что наша жалоба зарегистрирована, но ответов и тем более каких-либо действий не видим. Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора и вовсе заявило, что факты подтопления им не установлены и виновные не выявлены. Остались безучастны к нашей беде и районные депутаты, и депутаты Государственной Думы РФ от Омской области.
Позицию губернатора Омской области Виталия ХОЦЕНКО мы понимаем: получив наши жалобы, он поручает разобраться с ними своим подчиненным – министру энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области Владимиру ШНИПКО, министру региональной безопасности Омской области Алексею КУБИЦУ, те в свою очередь перенаправляют решение этой задачи своим заместителям, а те – начальникам отделов, бессильным на что-либо серьезно повлиять. Никаких по-настоящему действенных мер помощи ими предпринято не было.
ТГК-11, чья ТЭЦ-5 находится вблизи наших поселений, Морозовская птицефабрика уверили нас, что никаких сбросов в реку Омь не осуществляли и тем самым не могли спровоцировать поднятие вод в реке. Омскводоканал также не смог внятно нам объяснить причины подтопления.
Обещанная региональной властью комиссия по оценке ущерба так и не создана, не утверждена, не приступила к работе. Особенно удручает, что в Омской области достаточно профильных специалистов – у нас есть СибАДИ, ОмГАУ, Омский институт водного транспорта, но их услугами не пользуются в экстренных ситуациях, такой, как наша. Власти официально ссылаются на обильные дожди, в девять раз превысившие норму, поднятие уровня грунтовых вод и отсутствие действующей уличной дренажной системы, но грамотная экспертиза установления причин подтопления и анализ ущерба имуществу людей не проведены по сей день.
С другой стороны, нам понятно бездействие чиновников, ведь столь явные нарушения откровенно чреваты возбуждением уголовных дел. Но особенно расстраивает безразличие Управления Роспотребнадзора по Омской области, которое, в связи с угрозой благополучию нескольких тысяч человек, могло бы принять решение о введении чрезвычайного положения без согласования с региональной властью. По-видимому, всем кажется нормальным, что наши села с июня находятся в воде.
Кстати, среди жителей Морозовки и Ракитинки немало мам, жен, детей участников специальной военной операции. Будучи в отпуске, мобилизованные тоже писали обращения местным властям и ведомствам, даже в военный комиссариат – снова безрезультатно. Как наши герои смогут эффективно защищать Родину на фронте, если всей душой они беспокоятся за близких, которые подвергаются опасности в тылу?!
А опасность есть! Многомесячное нахождение в заболачиваемой воде разрушает наши дома, у нас появились плесень, грибы, на участках завелись лягушки, блохи, комары. Грунт проваливается, деформируются даже железные столбы, тротуарная плитка выдавливается водой, от нагрузки даже в кирпичных постройках появились трещины. На дворе ноябрь – непривычно теплый для наших широт. Но нам страшно представить, что произойдет, когда ударят морозы. На восстановление всего имущества сел понадобится, по нашим скромным подсчетам, не менее одного миллиарда рублей.
Дети не могут полноценно учиться в затопленной школе и детском саду, ходить в Дом культуры, поскольку вода достигает уровня 0,5 метра и выше, поднимаясь выше пола, однако Министерство образования Омской области, Министерство здравоохранения Омской области закрывают на это глаза. Люди остались без запасов на зиму, живут в постоянной сырости – в их числе инвалиды, несовершеннолетние, члены семьи участников СВО. Что скажут на это Министерство труда и социального развития Омской области, уполномоченный по правам ребенка в Омской области? Считает ли Росприроднадзор такое проживание жителей Ракитинки и Морозовки безопасным?
Мы очень просим Вас, Владимир Владимирович, дать официальное поручение компетентным органам разобраться в ситуации и воссоздать благоприятные условия для проживания в наших родных селах.
С уважением, Общественный комитет о подтоплении сел Морозовка-Ракитинка
Омского района Омской области и Межрегиональное общество защиты прав потребителей им. В.Ф. Каштанова.
В редакции имеются многочисленные подписи и членов комитета и жителей Морозовки и Ракитинки
Ранее обращение было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 ноября 2024 года.