Репортаж с учредительной конференции Союза предпринимателей, интервью с Юрием ГЛЕБОВЫМ и о гречишном СП омского нефтезавода.
В следующий вторник, 23 ноября, деловой еженедельник "Коммерческие вести" отмечает свое 30-летие. В связи с юбилеем, на сайте мы запускаем специальную рубрику, связанную с историей нашего СМИ. И в связи с этим предлагаем читателям первый номер газеты, который вышел 22 ноября 1991 года. Ранее, в октябре, выходил пробный нулевой выпуск, о содержании которого мы рассказывали ранее. Напомним, что газета тогда выходила большого формата А2. Итак:
На второй странице, как видите, было размещено большое интервью с Юрием ГЛЕБОВЫМ. Юрий Яковлевич — с 1982-го до 1990-й год был председателем исполкома Омского городского Совета народных депутатов (ныне эта должность называется мэр города Омска). А потом ушел в бизнес, создав «Омский торговый дом». Представляем в текстовом виде фрагмент этого интервью:
Кому мешает «Омский Торговый дом»
Наш корреспондент встретился с исполняющим обязанности генерального директора акционерного общества «Омский торговый дом» Ю. Я. ГЛЕБОВЫМ
– Юрий Яковлевич, в прессе развернулась – как бы это помягче сказать – кампания усиленного внимания к вашей организации. Чем вы это объясняете? Стремлением устранить с торгового поприща сильного соперника? Или за этим кроется что-то другое?
– Помните историю с Фильшиным? Тогда подняли такой шум, что впору уголовное дело заводить на заместителя российского премьера. Сейчас выясняется, что никакого криминала не было. У нас то же самое. Разве что масштаб поменьше. Конечно, за всей этой возней стоит желание устранить соперника. Не скажу, что это так уж противоестественно. Но… есть разные способы достижения цели. Один из них – конкуренция, основанная на развитии производств, насыщении рынка товарами, снижении цен. Этот мы разделяем и приветствуем. Другой способ – топор, которым норовят огреть соперника по темечку. Вот этот, далекий от цивилизованного, метод избрали отдельные коммерческие структуры, чтобы утвердиться на местном рыночном пространстве. К сожалению, эту неразборчивость в средствах разделяют и некоторые журналисты.
– Но почему выбор пал именно на «Торговый дом»!
– Не каждой коммерческой структуре понравится соперник, который думает не столько о прибыли, сколько о том, чтобы помочь накормить, одеть и обуть омичей, сделать более благоприятной среду их обитания. Мы предлагаем товары, цены на которые на 40 – 50 процентов ниже коммерческих.
– Стало быть, бывший мэр города Глебов пересиливает Глебова-коммерсанта?
– Не думаю, чтобы прежняя должность играла здесь какую-то роль. Люди устроены по-разному. Одни способны наживаться на нужде ближнего своего. Другим это не позволяют делать внутренние пружины в виде старомодных нравственных постулатов. У наших дореволюционных предшественников был хороший девиз: прибыль в коммерции превыше всего. Но честь выше прибыли.
– Юрий Яковлевич, но выход же напрашивается сам собой: создавать собственную торговую базу, открывать собственные магазины.
– Давайте мы крикунов оставим в стороне. В их поведении есть своя логика. Годами они молча наблюдали, как гибнут исторические памятники, и молчали, потому что «тогда» выступать было небезопасно для собственного благополучия. А теперь – можно. Но можно просто шуметь, а можно что-то делать. Я предпочитаю делать. И вот тут, наверное, во мне говорит, нет, не коммерсант, а скорее, профессиональный строитель. Улица Ленина с ее торговыми рядами – единственное историческое место, которое сохранилось в более или менее первозданном своем обличие. Но памятники старины в таком состоянии, что если не принять экстренные меры, то лет через 10 восстанавливать уже будет нечего. Сегодня у этих зданий, в сущности, нет хозяина. Крыши текут. Перекрытия сгнили. Восстановительные работы требуют огромных затрат. Горисполком не способен выделить из своего бюджета столько средств. Один из реальных выходов: именно эту улицу приватизировать в первую очередь. Передать магазины сильным коммерческим структурам, которые бы смогли миллионы вложить в благое дело реставрации. Может быть, наши известные аграрники Руль, Лыхенко смогли бы тогда наконец пробить дорогу к городским прилавкам.
– А какую роль в спасении исторической части улицы Ленина берет на себя «Торговый дом»?
– Понимая, что реставрация обойдется не в один миллион рублей, мы взяли на себя обязанность профинансировать разработку технической документации на реставрацию всей улицы Ленина. Кроме того, примем долевое участие в самой реконструкции. Нужно привести в порядок дворовые территории, открыть там сеть торговых точек. Вы посмотрите, в каком вопиюще плачевном состоянии подвалы этих домов-памятников: окна, выходящие на улицу Ленина, – самые что ни на есть фасады – выбиты, своды обрушились, ценнейшие подсобные помещения залиты водой, забиты хламом. Это – по хозяйски?
– Наиболее ретивые ваши противники требуют создать чуть ли не депутатскую комиссию, чтобы иметь представление о финансовом размахе «Торгового дома».
– Комиссия была создана. Криминала не нашла. Но нападки продолжаются. Мне рассказали, что два наших крупных конкурента собираются строчить донос Ельцину. Господи, делом лучше бы занимались.
Налицо дикость, возможная только в нашем обществе тотального правового невежества. Через это горнило лжи, наветов, инсинуаций прошли многие наши талантливые предприниматели. Особенно те, которые на эту нелегкую стезю ступали первыми: С. В. АББАСОВ, В. А. КАЗИМИРОВ.
На третьей странице (полосе, как говорят в СМИ) – репортаж с учредительной конференции Омского областного Союза предпринимателей (однако союз свое 30-летие отсчитывает с декабря 1991-го – момента регистрации организации). Представляем этот репортаж в текстовом виде с некоторыми сокращениями:
«Здесь нет товарищей!»
Заметки с учредительной конференции омских предпринимателей
15 ноября состоялась учредительная конференция новой общественной организации нашей области – Союза предпринимателей, призванного защищать интересы нового, нарождающегося в стране слоя, представлять его в различных государственных. Общественных, правовых и других организациях. Не случайно руководящий орган союза назван координационным комитетом. В его состав вошли 17 человек. Председателем комитета избран президент акционерного общества «Омск» Ю.Я. ШОЙХЕТ.
Поначалу все шло традиционно – привычно, по сценарию прошлых лет. Утвердили порядок и регламент работы. С приветственным словом к собравшимся обратился присутствовавший на конференции председатель Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РСФСР народный депутат РСФСР В.О. ИСПРАВНИКОВ. Видимо своего приветствия ему показалось мало, и он зачитал еще приветственное письмо участникам конференции от самого ХАСБУЛАТОВА.
С коротким словом о трудностях со снабжением омичей товарами народного потребления и надеждами на помощь со стороны предпринимателей выступил заместитель председателя облисполкома В.Б. Соснин.
После этого зал приступил к рассмотрению проекта устава Союза Предпринимателей области. Правда, тут возникло некоторое замешательство: проекта устава никто из делегатов в глаза не видел. Как объяснил докладчик, член оргкомитета по подготовке конференции Ю.А.МИНЮК, наработки в устав они делали 4 года собственным опытом предпринимательской деятельности. И поэтому делегатам ничего не остается, как поверить на слово. На настойчивые вопросы из зала, почему не размножили проект и не представили делегатам, докладчик ответил, что дебаты по нему закончились лишь глубокой ночью и по этой причине его не успели отпечатать. Были робкие возражения на этот счет. «Ведите себя прилично!» — оборвал их будущий председатель координационного совета.
Устав все-таки за основу приняли. Видимо, на делегатов произвели впечатление ответы МИНЮКА о том, что союз недолжен «влазить» в дела предпринимателей, сам не будет коммерческой или предпринимательской структурой, небольшой аппарат будет содержаться за счет членских взносов, а председатель вообще работает на общественных началах.
Несколько слов о противопоставлении так называемых независимых и номенклатурных предпринимателей. Тон этот еще до открытия конференции задало заявление группы руководителей, адресованное представителю Президента РСФСР и председателям областного Совета и облисполкома (кстати, сумели же вовремя размножить это заявление и вручить каждому участнику в отличие от устава). Поводом к нему послужил арест счета омской коммерческой компании в Промстройбанке. Но протестуя против этого акта, авторы не преминули «лягнуть» федерацию омских профсоюзов и. конечно, «Омский торговый дом». А генеральный директор этой компании А.В.КУНИЦКИЙ не нашел ничего лучше, как предложить создать два союза предпринимателей – независимых и номенклатурных.
Итак, конференция учредила новую организацию. Какой она будет, в значительно степени зависит от координационного комитета: товарищество заинтересованных в развитии предпринимательства граждан или политизированная трибуна против неугодных. Такие опасения вызвал у меня маленький эпизод. В ответ на опрометчивое начало речи одного из выступающих – «Товарищи!» — из зала последовало громкое «Здесь нет товарищей!».
В.ПОНОМАРЕВ.
На 5-й полосе очерк Тамары САБЛИНОЙ о совхозе «Екатеринославский» и его руководителе Николае ЛЫХЕНКО:
Свобода и гречневая каша
Три года назад областной агрокомитет дал вольную совхозу «Екатеринославский»: делайте, что хотите, никаких отныне планов, но и помощи, в случае чего, — тоже никакой, живите на свои средства. Этой сейчас всем обязательный дар – самостоятельность с очень опасным для многих самофинансированием. А тогда, три года назад, — только позволение на эксперимент и только одному-разъединственному совхозу.
Давно знаю директора этого совхоза: Николай Дмитриевич ЛЫХЕНКО – человек рисковый и размашистый... Он не дал маху, пригласив задолго до того на должность главного агронома Давыда ЭЙСНЕРА, точнее – переманив его из соседнего хозяйства. В «Екатеринославском» Давыд ЭЙСНЕР получил тот оперативный простор и самостоятельность, о каких мечтают многие агрономы: здесь одним из первых в области он внедрил коллективный подряд, а затем – аренду. Именно три года назад вся совхозная пашня была отдана во владение арендным звеньям с полной их ответственностью за ее плодородие и отдачу. Стоит ли теперь удивляться, что при такой-то смертельной засухе, какая навалилась в минувшее лето, механизаторы совхоза собрали с 1225 гектаров гречихи в среднем по 18 центнеров. Только она одна обещает реализацию продукции на сумму более 4 миллионов рублей. Можно прикинуть, какова будет и прибыль при баснословной рентабельности: затраты на центнер – не более 20 рублей, а реализационная цена – 3000.
Надо полагать, «гречишный прорыв» совхоза крепко повлиял и на экономическую политику других хозяйств. Если год назад один «Екатеринославский» выполнил областной план по производству гречихи, произведя 1100 тонн, то в этом году хозяйства области произвели уже более 20 тысяч тонн и напоролись на проблему переработки. Крупорушки с такими объемами не справлялись.
Поизучав соответствующую литературу,»сочинил» Николай Дмитриевич собственную технологическую схему переработки. И все в ней представлялось достижимым, кроме одного: в основе – оборудование швейцарской фирмы «Бюллер» стоимостью более миллиона инвалютных рублей.
Тогда ЛЫХЕНКО «закосил глазом» в сторону производственного объединения «Омскнефтеоргсинтез» — главного валютодержателя. Далее последовало соглашение о создании совместного предприятия, которому по силам в огромных объемах выпускать: крупу и муку гречневую, овсяные хлопья, муку овсяную и крупу, диетические пищевые ломтики – кукурузные, гороховые, рисовые, фасолевые (всего 12 видов). Технология задумана безотходная: часть отходов пойдет на корм скоту, а шелуха гречневая и овсяная – в цех по производству декоративных плит.
Тамара САБЛИНА
Шестая полоса была отдана очерку Александра БЕЛЯЕВА «Омский след «Слона» о масштабной афере, в которую были вовлечены министр продовольствия и снабжения российского правительства Колчака Николай ЗЕФИРОВ и бывший заместитель омского городского головы Соломон КАДЫШ (как видите, не только сегодня министры и вице-мэры погрязают в коррупции).
Эту историю в сокращении «Коммерческие вести» давали под названием "Россия — родина "Слона" в рамках цикла «100 историй об Омске» (читайте здесь). Поэтому не будем повторять. Единственно, при сокращении некоторые детали стали отрывочны, но больно уж большой был материал.