Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

100 историй об Омске: №62 "Россия — родина "Слона"

5 марта 2017 08:22
1
3346

Министра продовольствия из омского правительства КОЛЧАКА вынудили подать в отставку журналисты омской газеты "Заря", разоблачившие финансовую аферу

Историю падения министра продовольствия колчаковского правительства Николая ЗЕФИРОВА мы решил поведать читателям по двум соображениям. Во-первых, в этой давней истории можно почерпнуть нечто полезное и сегодня. А во-вторых, большой интерес вызывает сама личность министра продовольствия ЗЕФИРОВА. Некоторые считают, что сначала он был слишком правым, а затем полевел, другие уверяют, что он, наоборот — ушел вправо под влиянием обстоятельств. Вот только в отставке его повинна не столько политика, сколько экономика. А если еще точнее: скандал вокруг закупок чая у якобы английской фирмы "Слон".

"Заря" выходит на след "Слона"

В 1919 году  фирма "Слон" являлась поставщиком чая для нужд армии. И если раньше фирма договаривалась о поставке по цене 9 рублей 95 копеек за фунт чая, то теперь цена возросла сразу до 28 рублей за фунт. Всего "Слон" должен был поставить министерству продовольствия и снабжения 100 тысяч фунтов. И нетрудно подсчитать, что министерство финансов дополнительно получит лишь 800 тысяч рублей акцизного сбора, зато министерство продовольствия и снабжения переплатит целый миллион. Кто выигрывал при этом? Конечно, фирма "Слон", на которую эти сотни тысяч падали практически с неба.

Гром, как водится, грянул неожиданно. И "виновниками" оказались, как всегда, журналисты. В марте 1919 года бойкие ребята из омской газеты "Заря" — поведали своим читателям об имевшей место сомнительной чайной истории. Газетчики узнали, что министерство финансов дало право некой фирме "Слон" произвольно повышать этикетную, то есть розничную цену на развешенный (расфасованный) чай. За разъяснениями корреспонденты, как и сегодня, обратились к "компетентным" лицам. Те объяснили, что чайные фирмы, мол, сдерживают цены на чай, а население, пользуясь их добротой, этот самый чай скупает и перепродает на рынках по спекулятивным ценам. При этом государство теряет часть акциза.

Как рождаются "Слоны"

Когда газета "Заря" осторожно намекнула на предполагаемое небескорыстное участие в этой истории министра продовольствия Николая ЗЕФИРОВА, тот обратился в суд, дабы привлечь редактора газеты за клевету. Но продолжительная беседа редактора со следователем оказалась содержательной, и следователь попытался замять это дело, возбужденное по горячей оплошности министра. Но теперь обиделась газета, оскорбленная в своих лучших чувствах, и на предложения министра о примирении журналисты отвечали отказом. И пошли по следам "Слона"...

Оказалось, что "Слон" — это торговая марка чайной фирмы "Дальне-Восточная Компания", основателем и главным компаньоном которой был хваткий делец с сомнительной дореволюционной известностью — Давид ЖИВОТОВСКИЙ. А история "Слона" началась еще раньше, когда известная российская чайная компания "Высоцкий и К" по контракту с интендантством российской армии заготовила большое количество дешевого низкосортного байхового чая. Но вскоре, совсем не вовремя, случилась революция. Интендантство прекратило свое существование, а компания "Высоцкий и К" осталась с большими запасами чая, не пользующегося спросом на рынке. К тому же часть запасов оказалась подпорченной.

Компания "Высоцкий и К" дорожила своей репутацией, поэтому сама этот подпорченный чай продавать не захотела, а предложила всю партию оптом Давиду ЖИВОТОВСКОМУ. 10 миллионов фунтов чая ЖИВОТОВСКИЙ забрал по бросовой цене — 3 рубля 75 копеек за фунт, — после чего и учредил в 1917 году фирму "Дальне-Восточная Компания", более известную впоследствии под торговой маркой "Слон". А для защиты от посягательств со стороны дальневосточных большевиков, он оформил сделку на некоего нидерландского подданного. Затем, когда в компанию вошел и англичанин, "Слон" стал гордо именоваться английской фирмой. А в начале 1918 года чай этой "английской" фирмы появился и в Омске.

В Омске фирма "Слон" работала через своего омского представителя Александра СТРУМИЛОВСКОГО. Тот проявил завидные качества посредника и быстро договорился о том, что сибирская кооперация приобретет у "Слона" миллион фунтов байхового чая по цене 9 рублей 95 копеек за фунт (в три раза больше цены закупки!). И 23 октября 1918 года из Владивостока СТРУМИЛОВСКОМУ пришла телеграмма, в которой ЖИВОТОВСКИЙ сообщил об отправке первых 10 вагонов этой партии. Омский предприниматель уже радостно потирал руки в предвкушении хорошего заработка (на каждом фунте чая он зарабатывал рубль), но тут произошло нечто странное. Неожиданно фирма "Слон" нашла более выгодного покупателя. Интендантский отдел Высшего совета снабжения союзных армий пообещал заплатить за фунт чая не 9 рублей, а 18.

"Слон" теряет репутацию

Следующий ход был за ЖИВОТОВСКИМ. Тот искренне огорчился, что у него из-под носа увели 10 вагонов чая, и поместил во всех омских газетах частные объявления: мол, СТРУМИЛОВСКИЙ на фирму "Слон" больше не работает, а сделку по передаче накладных необходимо считать незаконной. И даже нанял одного из омских адвокатов — СЕВАСТЬЯНОВА, чтобы тот через суд попытался эту сделку расторгнуть. Вот только информационная война, развязанная ЖИВОТОВСКИЙ, завершилась ничем. Лишь подмочила в Омске репутацию его фирмы. Да так подмочила, что никто из омских коммерсантов больше не захотел иметь дел со "Слоном".

В общем, ЖИВОТОВСКИЙ потребовал от СТРУМИЛОВСКОГО, чтобы тот переадресовал следующую в Омск партию чая. Но СТРУМИЛОВСКИЙ, спасая свои будущие доходы, в спешном порядке перепродает накладные на этот чай бывшему заместителю омского городского головы Соломону КАДЫШУ, в доме которого он тогда снимал квартиру. А КАДЫШ, в свою очередь, предложил этот чай (точнее, пока только накладные на получение груза) министерству продовольствия и снабжения по цене от 8 до 12 рублей да плюс тариф за перевозку — 80 копеек с фунта. В министерстве работали почти все друзья-товарищи КАДЫША, поэтому предложение былор принято. Да и документы на чай были в порядке. В общем, КАДЫШ на этой операции заработал 90 тысяч рублей. Мелочь, но все равно приятно.

В то же самое время во Владивостоке уполномоченный министерства продовольствия ЦЕКЛИНСКИЙ выяснял состояние чайного рынка. Его послали, чтобы он заключил договор с известными и солидными фирмами на поставку для нужд армии полутора миллионов фунтов чая в год. И первое предложение, понятное дело, ЦЕКЛИНСКИЙ получил от вездесущего "Слона". Вторым поступило предложение от старой и серьезной фирмы "Караван", которая готова была сразу продать 300 тысяч фунтов чая по цене 9 рублей 30 копеек и еще 260 тысяч фунтов по цене от 10 до 20 рублей чуть позже — в январе 1919 года.

Грузите чай бочками!

Министр ЗЕФИРОВ, ознакомившись со всеми предложениями, срочно шлет из Омска во Владивосток шифрованную телеграмму ЦЕКЛИНСКОМУ: "Слон" не заслуживает доверия, следует заключить договор на поставку чая только со старой русской фирмой". Но Цеклинский и сам не торопится. Запасы чая разных фирм во Владивостоке были на тот момент так велики, что, поторговавшись, можно было без труда снизить цены. Мало того, на чайном рынке Владивостока всплыл некий предприниматель БЕРЕНЗОН, у которого было 3,5 миллиона фунтов чая, и он предлагал свой товар по самым бросовым ценам. В общем, "Слон" запаниковал. И тогда из Омска во Владивосток был срочно затребован восстановленный на службе СТРУМИЛОВСКИЙ

А МИЛЬТОНОВ по возвращению в Омск немедленно докладывает ЗЕФИРОВУ: "Принимая во внимание существующие на рынке цены в 30-60 рублей за фунт и полное отсутствие чаев, я полагал бы условия, предложенные обществом, считать приемлемыми. На повышение цен чая общество имеет формальное разрешение министерства финансов. Исправность выполнения обязательств гарантируется солидностью фирмы и нашим контролем за приходящими чаями. Деньги для уплаты за чай имеются". Зефиров немедленно утвердил этот доклад, но в дополнение к упомянутым в докладе 5 вагонам рекомендовал докупить еще два.

Пока ЦЕКЛИНСКИЙ вел переговоры с чайными фирмами, добиваясь значительных уступок, во Владивостоке с личным поручением от министра ЗЕФИРОВА объявился исполняющий обязанности директора хлебофуражного отдела министерства продовольствия — некто МИЛЬТОНОВ. ЦЕКЛИНСКИЙ был изумлен. Как опытный снабженец, он знал, что в данный момент армия не испытывает сколько-нибудь заметного недостатка в чае. В Омск только что прибыли и встали под разгрузку 10 вагонов того самого чая, закупленного через КАДЫША. Зачем тогда спешка, зачем МИЛЬТОНОВ приехал во Владивосток? Причем, как выяснилось, тот приехал с конкретным предписанием от ЗЕФИРОВА на ведение дел исключительно с фирмой "Слон". Нет, не зря сгонял во Владивосток Александр СТРУМИЛОВСКИЙ. Да и без помощи КАДЫША здесь никак не обошлось.

О трудах праведных и палатах каменных...

Узнав о сделке, ЦЕКЛИНСКИЙ в тот же день шлет телеграмму из Владивостока: "Наличность чая во Владивостоке 2 миллиона пудов, свободный выход коих утолил бы голод всей Сибири. Вами куплен чай той фирмы, о которой Вы меня предупредили своей телеграммой. Цена выше всех предложенных партий. Рынок потрясен. ЦЕКЛИНСКИЙ". Однако и после телеграммы ЦЕКЛИНСКОГО, и после первой публикации газеты министр ЗЕФИРОВ дает указание заключить со "Слоном" еще одну сделку на 9 миллионов рублей. На этой сделке "Слон" мог заработать почти 2,5 миллиона. Помешал только скандал, который разгорелся благодаря публикациям "Зари".

ЗЕФИРОВ и "Слон"

Когда эти факты стали общеизвестными, события начали развиваться по стандартному сценарию поиска стрелочника. ЗЕФИРОВ вызвал к себе МИЛЬТОНОВА и в наказание предложил тому подать рапорт о переводе назад в интендантство, что Мильтонов быстренько исполнил. ЗЕФИРОВ в свою очередь издал соответствующий приказ: виновник, мол, понес заслуженное наказание. Тем не менее малыми силами скандал замять не удалось. "Заря" упорно не шла на мировую. И ЗЕФИРОВ, надо отдать ему должное, поступил мудро: отозвал из суда свое заявление и одновременно подал прошение об отставке, которое было удовлетворено 6 апреля 1919 года. Временное управление министерством было возложено на вновь назначенного заместителя министра продовольствия и снабжения НЕКЛЮТИНА. Вот такую память о себе оставил "Слон" в правительстве КОЛЧАКА.
25 лет назад, в ноябре 1991 года, вышел первый номер газеты "Коммерческие вести". Именно в этом номере на странице 6 был опубликован данный исторический очерк Александра БЕЛЯЕВА  "Россия — родина "Слона", который мы публикуем в значительно сокращенном виде. 

Фото https://v1.std3.ru



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
киви 6 марта 2017 в 11:59:
Спасибо, что пользуетесь номерами доинтернетной давности. Да, Россия до сих пор родина слонов.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.