А теперь реальные выводы акта проверки омского минздрава

Дата публикации: 07 августа 2020

Все плохо, и с актом тоже (прикреплен). И смертность на начало июля изменилась на 80 человек. 

В распоряжении «Коммерческих вестей» появился АКТ проверки омского минздрава (прикреплен в конце материала).  Проверка была внеплановой,  касалась соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и осуществляла ведомственный и внутренний контроль качества и безопасности медицинской  деятельности, в т.ч. органов исполнительной власти субъекта РФ.

Результаты проверки вроде бы как уже описали наши коллеги из СуперОмска, Города55  и Ом1. Со всем уважением, но боюсь, нашим коллегам скормили не тот продукт.  Ну, или они сами его неверно приготовили.

Дело в том, что между «результатами проверки» и выводами реального акта есть разница.  В акте нет наказов и пожеланий министерству, как в рождественской открытке.  Никаких неопределенных форм глагола, все весьма определенно. В акте сделаны выводы по каждому разделу.  «КВ» ниже познакомит своих читателей  как с выводами проверки, так и через  несколько дней с документом целиком, если будут запросы читателей.

Но сначала пару слов о самом акте.  Несмотря на даты проверки с 17 по 23 июля, федеральный инспектор был в Омске с 21 по 23 число.  И составлен акт 23 июля. Однако когда акт был подписан министром омского здравоохранения Ириной СОЛДАТОВОЙ  - непонятно.  Обычно акт проверки подписывается непосредственно сразу после окончания проверки. Однако злые языки, которым обычно нет веры,  рассказывают, что омский министр не смогла найти в своем жестком графике времени для встречи с проверяющими и подписания акта 23 июля.  В таком случае акт отправляется почтой. И подписывается позже.

 

 

О статистике заболеваемости и смертности от COVID-19

В акте имеются несколько мест, которые имеет смысл обсудить.  В основном, они касаются цифр.  Цифры большей частью предоставлены омским минздравом. Вот общая картина, открывающая документ:

Неискушенному читателю не очень понятно, как формируется строчка ВСЕГО. К ним я отнесла и себя. К своему позору пришлось признать, что логика формирования данной таблицы от меня ускользнула. Ну, надеюсь, Росздравнадзору все понятно. Зато ниже меня заинтересовал один факт.

Итак, министрество озвучило летальность от ковид в 48 человек на 17 июля. А в регистре — 47.

Министерство пояснило, что разница в единицу произошла из-за задержек с заключением паталогоанатома.  Но, тем не менее, а акте это оценено негативно. Поинтересовалась тогда, что это за федеральный регистр COVID-19. Рассказываю, как поняла. Регистр – это такая священная корова учета ковидных больных  по всей стране со своими четкими правилами внесения информации.  В частности, от события возникновения информации и до внесения в реестр должно пройти не больше двух часов. Эта база должна содержать неискаженную информацию для понимания на уровне руководства страны, что действительно происходит.  Так сказать, для внутреннего потребления.

В каждом лечебном учреждении есть специально обученный человек, который вносит информацию в этот регистр. И, на секундочку, туда вносятся не только подтвержденные ковиды, но и те пациенты, которые были госпитализированы с диагнозом неуточненной пневмонии.  Исключаются оттуда выздоровевшие пациенты (исход – выздоровление), умершие (исход – смерть) и те, у кого лаборатория не подтвердила диагноз (исход – диагноз не подтвержден).  А теперь при общем количестве госпитализаций на 17 июля в количестве 6038 (согласно акту) и проблемах с ПЦР по длительности до 10 дней, о которых министр СОЛДАТОВА сама говорила в эфире радио «Монте-Карло», всего  47 летальных исходов в регистре? То есть остальные умершие точно успели до момента смерти получить отрицательный результат мазка? И это при том, что информация о выявленных случаях заболевания вносится в регистр в течение 2 (двух) часов с даты ее возникновения, то есть с момента смерти? Тут ведь тогда либо должно быть лабораторное неподтверждение  ковида, либо смерть. Могу заблуждаться, но если соблюдать правила внесения информации туда, цифры в регистре по умершим будут совсем другие. Отсюда мораль — кто в регистр вносит, тот и данные контролирует.

Кстати, в акте отдельно замечено,  что официальных данных по распространению COVID-19 от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Территориальный орган Росздравнадзора по Омской области не представлено. Не успели?

 

Несмотря на «благостную» картину по смертности населения от заболеваний, представленную в акте

для адекватности нужно, безусловно, рассматривать данные второго квартала, когда в области начало проявляться влияние пандемии.  Данных по заболеваниям подробных у нас нет. Но есть данные ЗАГС для иллюстрации того, что имеется в виду.(таблица ниже скомпилирована автором)

С чем свзано безпандемийное сокращение смертей в 2020 году? Подождем комментарии аналитиков посерьезнее, но на поверхности  — тема отрицательной миграции. Уровень жизни резко не вырос, люди не изменили столь же резко свои привычки и не перешли массово на здоровый образ жизни. По апрелю и маю, и это я заявляю абсолютно уверенно, так как общалась с экспертами, на карантине сократилось не только количество ДТП со смертельными исходами, но и сократились смерти по бытовым причинам. Люди на этот период полюбили друг друга. Но дальше заболевания взяли свое. Как видно, министерство по итограм первого полугодия, включенного в акт без разбивки по кварталам, пребывает в спокойной синей зоне. Поэтому вслух сообщает, что смертность в регионе по итогам полугодия снижается. Ну-ну. Ждем учет июля, который, судя по происходящему, сильно поправит у кого-то картину мира.

Росздравнадзор запросил данные тероргана Росстата.  Ну, чтобы понять, от чего умирали наши земляки. Выяснилось, что на территории региона  зарегистрирован прирост случаев смертности населения «от неустановленных причин» в 3,2 раза. В общих чертах, это такая кодировка, которая, гипотетически, потом может поменяться, когда причина смерти вдруг выяснится.  Министерство пояснило, что все дело — в длительной процедуре посмертных исседований для окончательного выяснения диагноза. Так что несмотря на то, что по мнению министерства смертность в регионе снижается, в три с лишним раза при этом выросло число тех, кто умер непонятно от чего.

Изучалась и смертность тяжелых пациентов, выхаживаемых с использованием аппаратов ИВЛ.  Таблица была представлена минздавом безграмотная, столбцы и цифры в них вставлены как будто спьяну, но общая тенденция прослеживается. 

Данные показывают, что использование аппаратов ИВЛ в тяжелых случаях показано, но снимать больных с аппарата, работать с его режимами — это отдельная высококвалифицированная специализация. Известно, что кадры, умеющие это делать — на вес золота. И в ОКБ, судя по таблице, такие кадры сконцентрированы в большей степени. там большая часть пациентов после ИВЛ выздоравливают.

Помните число 48? Летальность, озвученная на 17 июля?

А теперь внимание! Суммируйте числа в столбце "летальный исход". Сколько получилось? У меня 128.

Согласно только этой таблице за март-июнь летальность пациентов с подтвержденным ковидом составила 128 человек. До начала июля — уже 128 человек. Не 48, а на 80 больше.

Эти люди оказались на ИВЛ из-за короновируса и умерли. И это только ИВЛ, и только подтвержденные. Статистика минздрава в действии.

 

Коечный фонд

Есть, однако, и норматив обеспеченности коечного фонда аппаратами ИВЛ. В Омской области дела с этим, согласно акта, обстоят так:

Ну, и как следствие, вот:

Без комментариев. "КВ" обращали внимание на чудеса в освоении федеральных денег для подготовки к ковидной пандемии в Омской области. И обязательно посвятит этому еще материалы. Но позвольте, господа организаторы от здравоохранения. Дорогущие аппараты по цене 2,3 млн. рублей каждый были заказаны у проверенных, видимо, поставщиков с 30% предоплатой в конце марта — начале апреля с поставкой до 30 июня. Омичи предлагали аналоги дешевле почти в 2 раза, без предоплаты и со склада в Омске. Кроме авральной покупки, ничего более не рассматривалось к приобретению здесь. Во всяком случае, "КВ" возможно пропустили подобную информацию. Принцип закупок минздрава "Куплю дорого. Поставка в срок необязательна" сохраняется абсолютно. Справедливости ради, наши коллеги из "Супер Омска" тоже уделяют этой теме внимание.

Информация же в целом по коечному фонду радует в акте общим обилием и количеством свободных мест.  Их дают 12 лечебных заведений, принимающих ковидных больных, получилось 2216 койко-мест без  учета ФМБА и Госпиталя ветеранов войн. При этом на 17 июля министерством заявлено свободных  656 коек.

Любопытно, что 25 июля, знакомый медик сообщила, что  в лечебные учреждения поступил устный приказ выписать всех, кого можно, на выходные. Мол, будут показывать резерв по койкам.  Мне  показалось это странным, и я проверила информацию у нескольких источников.  Кому показывать?

Опустим страшное предположение, что выписывают пациентов с риском осложнений. В общем, как оказалось, такие устные распоряжения – практика не редкая. Тут, кстати, есть свой резон. Некоторые люди сильно паникуют, столкнувшись с ковидом, и мечтают госпитализироваться. Людей можно понять. Вирус смертельно опасен. В состоянии паники таким больным становится хуже.  Но часть из них, попадая в больницу, успокаиваются, их состояние нормализуется, и они уже не против проходить лечение дома.  Психосоматику  никто не отменял. Каково количество таких пациентов – сказать трудно. Но выяснилось, что такие массовые выписывания периодически случаются на выходных. Как правило, сколько выписали – столько по скорой приняли. А вот в этот раз, по словам источников, объем вновь принимаемых  указано сократить.  Что же, непросто показать разом в одном ЛУ 40, 50, 80 мест. Тем более, если предположить, что их там нет. И это дополнительно заставило меня задуматься в момент написания материала, а был ли 25-26 июля акт подписан министром.

Кстати, отсюда вопрос. А  скорая помощь располагает на 15- 17 июля  данными маршрутизации, где прописано это незанятое коечное богатство? Если опять же кто не знает, что такое маршрутизация, это такой документ, указывающий на текущие сутки (при удачном раскладе и дольше) куда бригадам скорой помощи кого и с какими болячками везти. Без созвонов по каждому пациенту и ожидания с ними часами в машине до выяснения места госпитализации. Ну, то есть документ, необходимый для эффективной работы скорой помощи.

Исследования

С КТ у нас, как и везде в стране, наверное, напряженно. Однако, есть нюансы.

Министр уверяла публично, что у нас работают круглосуточно четыре аппарата. Тогда, если верить  и министру, и данным в акте, то в сутки у нас на КТ под ковид производится  470 сканирований.  А если еще учесть, что на КТ не всякого везут, а очень многим отказывают – температура не слишком высока, сатурация и частота дыхания еще вполне себе (то есть вам не показано КТ), то официальная статистика, мягко говоря, вызывает сомнения. Если же статистика не врет, то все равно кто-то врет. Ну, тут или акт, или министр. Ну, или мы имеем дело с параллельными вселенными. Это с одной стороны.

С другой стороны, где-то работают еще 23 КТ. По зиме были закуплены 3 новых компьютерных томографа. "КВ" писали на эту тему. И если вернуться из виртуальной реальности в нашу сермяжную реальность, то постоянно ломающиеся КТ аппараты из поименованных всего четырех и образующиеся очереди под 30 машин скорой помощи неимоверно усложнили жизнь тысячам людей в этот период. Где работающие новые томографы ГП10, ГП4 и МСЧ-4? Не тот, которому в обед 100 лет в МСЧ-4, а новый? Это что за организация здравоохранения такая, которая не может запустить их в работу? Хочется понять, что с ними не так, пока сдыхает старый томограф в МСЧ-4. Пока томограф в онкодиспансере неожиданно отключается, ну и т.д.

В части лабораторных исследований тоже были замечания

Перепрофилирование лечебных учреждений

Здесь очень много вопросов, много цифр, и эта часть акта, похоже, выполнена весьма профессионально. Выводы, содержащиеся в этой части могли бы приговорить любого министра. Но нашей прекрасной леди, сигающей с парашютом в день десантника, все нипочем. И раз уж об этом вспомнилось, прыжок с вертолета компании UTair приключение не только лихое, но и недешевое. Мой хороший знакомец совсем недавно пытался организовать прыжок другу в подарок именно с вертолета и пылесосил варианты. Так вот. На такой подарок придется мощно раскошелиться. Час стоит 114 тысяч рублей. А для  прыжка нужно два часика. И, помимо прочего, авиакомпания в этом плане частных лиц не жалует. Так что или министр получила мощную премию, или продала что-то ненужное, например, квартиру в Эмиратах, или воспользовалась по-свойски услугами санавиации. И нет, это не барство. Просто, может, ей было так быстрее по работе в Усть-Ишим добраться.

Но простите за уход в сторону. Специализированная медицинская помощь оказалась в полном загоне. В акте тому посвящено многое, но в концентрированном виде все собрано в выводах как по разделу, так и в общих по акту. Основное — мощная просадка в оказании высокотехнологичной помощи. Смотрите сами.

Это выводы по итогам раздела:

1. В нарушение письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 30-4/326 «О недопустимости развертывания дополнительного коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией в ущерб коечному фонду, предназначенному для оказания медицинской помощи пациента с иными видами заболеваний и недопустимости необоснованных отказов в госпитализации пациентов новой коронавирусной инфекцией в условиях снятия (смягчения) ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией» (далее — письмо М3 РФ) Министерством допущено развертывание дополнительного коечного фонда для лечения пациентов с СОVID-19, за счет регионального сосудистого центра, располагающего на базе БУЗОО «ОКБ».

2. В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 23 декабря 2019 года № 616-р «Об утверждении государственных заданий на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов для государственных учреждений Омской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Омской области» ВМП в соответствии с Государственным заданием по профилю «Травматология и ортопедия» реализуется в БУЗОО «КМХЦ МЗОО» и БУЗОО «МСЧ № 4», которые Распоряжением Министерства от 13 апреля 2020 года № 170-р «О временных мерах по организации работы государственных учреждений здравоохранения Омской области в целях профилактики и снижения рисков распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции COVID- 19» перепрофилированы для оказания медицинской помощи пациентам с СОVID-19.

3. Указанный факт приводит к ограничению оказания ВМП в регионе по данному направлению, но несмотря на частичное перепрофилирование БУЗОО «КМХЦ МЗОО»  в случаях невозможности переноса сроков оказания медицинской помощи пациентам травматологического профиля медицинская помощь, в т.ч. ВМП оказывается пациентам на свободных площадях учреждения (в соответствии с положениями Приказа от 19.03.2020 №198н)

Общие выводы, финализирующие 28 страничный труд, таковы. Особенно вчитайтесь в первый пункт и его подпункты:

1.  За период март-май 2020 года, не достигнут ряд сигнальных показателей реализации мероприятий, направленных на снижение смертности населения Омской области:   

  • показатель «Доля больных с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента 8Т, которым выполнен тромболизис (на догоспитальном и госпитальном этапах) — снижение на 10,5%;

  • показатель «Доля ангиопластик коронарных артерий, проведенных больным с острым коронарным синдромом, к общему числу выбывших больных, перенесших острый коронарный синдром» — снижение на 15,7%;

  • показатель «Доля больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, госпитализированных в профильные отделения для лечения больных с ОНМК (региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения в первые 4,5 часа от начала заболевания» — снижение на 11%;

  • показатель «Доля больных с ишемическим инсультом, которым выполнен системный тромболизис» — снижение на 16%

  • показатель «Доля больных с острым коронарным синдромом, умерших в первые сутки, от числа всех умерших с острым синдромом за период госпитализации» увеличение на 56,4%

2.  Медицинскими организациями, подведомственными Министерству, допускаются нарушения требований Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373 в части сроков внесения данных.

3.  Отмечается прирост случаев смертности населения «от неустановленных причин» в 3,2 раза за счет задержки сроков установки окончательной причины смерти.

4.  Имеются случаи несвоевременного внесения данных медицинскими организациями в федеральный регистр COVID-19 протоколов патологоанатомических исследований у пациентов, умерших от COVID-19

5.  Отмечается недостижение ряда целевых показателей по сигнальным индикаторам по снижению смертности от сердечно-сосудистым заболеваниям при отсутствии роста показателя общей смертности.

6.  Министерством не в полном объеме осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в отношении БУЗОО, в которых зарегистрированы случаи легального исхода у пациентов с COVID-19

7.  Отмечается ограничение возможности оказания ВМП по профилю «травматология и ортопедия».

8.  Срок получения результатов исследования биологического материала на COVID-19  варьирует от 1 до 4 дней... 

     

Далее пункт 8 выводов прочтению, практически не подлежит. О чем я? Сейчас объясню. 

С формальной точки зрения, и это только мое личное мнение, акт составлен безобразно. Мало того, что отсутствуют обязательные для акта реквизиты, такие как дата и время ознакомления, так он еще и полон ошибок. В частности, есть вообще ощущение, что его переделывали впопыхах.  Такие косяки обычно  совершает семиклассник, которому в школе задали реферат, и он накопипастил  кусков из интернета, не озаботившись перечитыванием и выправкой конечного результата.  Табличная информация, посвященная  летальному исходу на ИВЛ просто полна несоответствий и ошибок. 

Есть ощущение крайне непрофессиональной правки как текста, таки и самих итоговых выводов. Судите сами. Попробуйте прочитать вот это. Обратите внимание на переход с одной страницы на другую. 

А теперь давайте глянем на страницу итоговых выводов в целом (скан)

Пункт 1 как бы переродился в смягченный пункт 5 (красные овальчики). Пункт 1 делал профессионал, пункт 5 — копирайтер.  Абзацы с рыжими галочками повторяются. Начало пункта 8 про результаты исследований улучшено и не соответствуют выводам из раздела исследований в теле акта, где речь не про 1-4 дня, а про 2-7 дней.  Кстати, окончание фразы, вроде как относящееся к п.8, имеет отношение к выводам перепрофилирования ЛУ.  Печечитайте.

В общем акт напоминает детскую игру "Найди на рисунке всех котят", ну или найди 10 отличий.... 

В сухом остатке выводы акта в общем и целом очень серьезны. Плановая помощь в завале, да и неотложная с экстренной – тоже.  Недостижение сигнальных показателей снижения смертности говорит об этом очень четко.  Нековидное здравоохранение мы провалили.  Высокотехнологичная помощь, в том числе и тромболизис, и ангеопластика упали.  А увеличение доли больных с острым коронарным синдромом, умерших в первые сутки госпитализации наполовину – это вообще кошмар.  Конечно, нужно срочно поворачивать к плановой помощи, но коронавирус в регионе не спадает. Вопросы эффективного управления здравоохранением области остаются.

Акт проверки минздрава прикреплен под текстом.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/a-teper-realnye-vyvody-akta-proverki-omskogo-minzdrava