Все рубрики
В Омске пятница, 17 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9239    € 98,8978

Александр АНТРОПЕНКО: "Сорваться на финише мы просто не имеем право"

26 апреля 2004 11:35
0
1711

Cегодня одной из самых обсуждаемых тем остается реформирование электроэнергетики. О том, как проходит этот процесс в омской энергосистеме, какие перспективы ждут нас — потребителей тепла и электроэнергии, рассказал заместителю главного редактора „КВ“ Николаю ГОРНОВУ генеральный директор ОАО „АК “Омскэнерго» Александр АНТРОПЕНКО.

— Александр Владимирович, сильно ли изменился первоначальный проект реформирования АК «Омскэнерго»?

— Мы выполняем тот проект, который был утвержден в июне 2002 года советом директоров РАО. Нам, правда, предстоит внести в него два изменения, в связи с принятием постановления правительства, но эти изменения, на наш взгляд, несущественны. Они касаются прежде всего выделения управляющей компании на период реформирования энергосистемы. То есть кроме ранее обозначенных акционерных обществ будет выделена из Омскэнерго управляющая компания с небольшим уставным капиталом. Она будет осуществлять оперативно-корпоративное управление процессом реформирования. И второе небольшое изменение касается участия АК «Омскэнерго» в межсистемных сетевых компаниях. Как планировалось, часть наших сетей перейдет в единую национальную сетевую компанию. Критерии известны — по уровням напряжения, нагрузки и так далее.

— А когда будет утвержден окончательный вариант проекта?

— В мае-июне мы должны будем защитить изменения на правительственной комиссии. Если все пройдет нормально, в июне совет директоров РАО утвердит план реформирования с учетом изменений и мы завершим процесс выделения основных акционерных обществ по видам деятельности. Сегодня уже выделены из состава компании и работают самостоятельно четыре акционерных общества, которые являются стопроцентными «дочками» АК «Омскэнерго», — ОАО «Энергоремонт», ОАО «Энергосервис», ОАО «Энергоавтотранс», ОАО «Инженерно-строительная компания». В этих компаниях сегодня завершается формирование уставных капиталов, завершается перевод персонала, а также проводятся мероприятия, связанные с ликвидацией бывших филиалов. Сегодня мы ведем переговоры с акционерами о том, чтобы выделить еще два дочерних акционерных общества — по ремонту сетей и переработке золошлаковых отходов.

— Насколько я помню, первый этап выделения уже завершен?

— Мы действительно уже провели определенную предварительную подготовку, для того чтобы процесс выделения основных акционерных обществ проходил более плавно. Прежде всего укрупнили филиалы. Объединили в один филиал генерацию — ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. Объединили в один электросетевой филиал все электрические сети — западные, восточные, северные и южные. Образовали тепловое предприятие. В этот филиал теперь входят не только тепловые сети, но и ТЭЦ-2 с Кировской котельной. На базе этих укрупненных филиалов и Омскэнергосбыта будут созданы акционерные общества. Централизовали часть функций будущей управляющей компании — бухгалтерский и налоговый учет, управление ремонтами и техническим перевооружением, корпоративное и правовое управление. В дальнейшем эти услуги будут, естественно, передаваться акционерным обществам или по договору могут оказываться специализированными организациями.

— В какие сроки предполагается завершить реформирование омской энергосистемы?

— Мы надеемся уложиться в установленные сроки. В январе 2005 года провести общее собрание, если, конечно, не произойдет за это время каких-либо изменений в государственной политике. У нас, кстати, еще не снят с повестки дня вопрос создания совместного генерирующего предприятия с участием активов Казахстана. Этот вопрос еще обсуждается. Работает комиссии при правительстве России, которую возглавляет первый заместитель министра экономики.

— Создать совместное предприятия с Казахстаном — это реально, на ваш взгляд?

— Я считаю, что это вполне реально. С нашей стороны могут войти активы генерирующей компании, а со стороны Казахстана возможен вариант ГРЭС-2 или Аксуйской ГРЭС плюс угольный разрез «Восточный». Комбинация может быть различной. Мы целиком поддерживаем этот процесс, поскольку плюсов много. Это и получение более дешевой электрической энергии, и повышение надежности энергосистемы, и дополнительные налоговые доходы региона.

— Я слышал о больших изменениях, которые уже произошли в РАО «ЕЭС России»...

— Произошло реформирование аппарата управления. Выделены так называемые бизнес-единицы по нескольким стратегическим направлениям. Это блок реформирования, корпоративный блок, ремонты и сервисы, гидрогенерация. Еще две бизнес-единицы объединили тепловые генерирующие станции федерального значения и территориальные АО-энерго в изолированные энергосистемы типа Якутской. Конечно, структура пока формируется. Какая она будет в итоге, скоро узнаем. Кстати, председатель совета директоров АК «Омскэнерго» Вячеслав СИНЮГИН назначен руководителем безнес-единицы, которая объединила гидрогенерацию.

— А как отразятся эти изменения на потребителях?

— Наша главная задача останется прежней — обеспечение надежности энергоснабжения и теплоснабжения региона. Она будет реализовываться и в дальнейшем. Потребители ни в коем случае не пострадают. Как сегодня, так и в дальнейшем они будут иметь отношения с нашим Энергосбытом. Для потребителей в этом смысле ничего не изменится. Будет лишь лучше. Разве что договоры они будут скоро заключать не с филиалом АК «Омскэнерго», а с открытым акционерным обществом «Омскэнергосбыт». Вопросы, конечно, есть. Они связаны прежде всего с формированием тарифа. Мы сегодня работаем в этом направлении. Растут цены на металл, топливо. С июня 2004 года, например, поднимется цена на уголь...

— И что в этой ситуации вы собираетесь предпринимать?

— Прежде всего будем и дальше снижать собственные издержки и сокращать потери. Перед нами сегодня стоит задача оптимизировать численность персонала компании. Продолжим реализацию программы управления издержками. Ситуация, конечно, непростая, мы поставлены в очень жесткие условия, значит. и нам придется жестче спрашивать с должников. Сегодня неоплачиваемого отпуска электрической и тепловой энергии быть просто не должно.

— Когда региональная энергосистема разделится на независимые компании, на каких принципах они будут строить отношения между собой?

— Исключительно на договорных. А иначе и быть не может. Они будут работать как отдельные и самостоятельные бизнес-единицы. Но деятельность их, подчеркиваю, останется регулируемой. Тарифы, как и сегодня, будут устанавливаться Региональной энергетической комиссией. Если это сетевое предприятие — тариф на передачу. То же самое у теплового предприятия и генерирующей компании. До завершения перехода к рынку в электроэнергетике или к нерегулируемым рыночным

— То есть и корпоративный, и юридический, и финансовый блок будет у каждой компании свой?

— Если мы не договоримся о том, чтобы централизовать некоторые функции и выделить их в отдельную бизнес-единицу, то да. Каждая структура будет самостоятельно решать все вопросы. Но направления их работы будут очень узкими в одном виде деятельности. Думаю, что они справятся.

— В какой пропорции акционеры Омскэнерго будут наделяться акциями новых компаний? Если у акционера, к примеру, есть 100 акций, что он получит завтра?

— Разделение будет происходить по зеркальному принципу. Условно говоря, он получит по 100 акций каждой компании. Интересы акционеров будут защищены. Так же защищаются интересы кредиторов. Согласно разделительному балансу, каждая из новых бизнес-структур будет наделяться не только активами дебиторской задолженности, но и обязательствами — кредиторской задолженностью.

— Капитализация возрастет?

— Конечно. И это касается не только компании «Омскэнерго». Я убежден, что акции энергетических предприятий сегодня недооценены. Капитализация растет постоянно и будет расти дальше. Особенно после реформирования. Сегодня решается вопрос о том, чтобы дать акционерам возможность обменять часть акций одного предприятия на акции другого. То есть они смогут где-то усилить свой пакет, а где-то уменьшить. Это их право, как я считаю.

— Как распределятся долговые обязательства между будущими компаниями?

— В зависимости от получаемых активов. У сетевого, генерирующего и теплового предприятий активов будет примерно поровну. Соответственно, и обременений примерно поровну.

— А «дочки» АК «Омскэнерго» какой компании отойдут?

— Они войдут в активы сетевого предприятия, за которым сохранится и брэнд Омскэнерго. Правда, у части акционеров есть на этот счет другое предложение. Например, чтобы ОАО «Энергоремонт» было включено в активы генерирующей компании. А будущее предприятие «Сетьремонт» вошло в активы сетевого предприятия. Окончательное решение еще не принято.

— С самым большим миноритарным акционером АК «Омскэнерго» — группой МДМ — вам удалось договориться?

— Группа МДМ поддерживает наш план реформирования. Мы стараемся достичь компромисса по всем вопросам, ведем постоянный диалог. Есть, правда, некоторые вопросы, с которыми группа МДМ не определилась. В частности, по планам технического перевооружения компании.

— Планы по техперевооружению на этот год уже есть?

— Конечно. Думаю, в этом году мы освоим в процессе техперевооружения порядка 700 миллионов рублей. Упор будет сделан на проектные работы, на приведение в соответствие проектной документации, бизнес-планов, ТЭО. Запланирован ввод тех объектов, где есть незавершенка, а также новые тепловые сети. Это тепловые сети на Левом берегу и магистраль от Северного луча в район Сибзавода. Готовим ТЭО проекта по переброске тепла от ТЭЦ-4 на Левый берег.
Продолжаем работы по переводу восьмого котла ТЭЦ-4 на природный газ. Готовим проект реконструкции электрофильтра второго котла ТЭЦ-5. Это все серьезные экологические проекты, как и завод по производству зольного кирпича мощностью 90 млн штук в год, который мы уже начинаем строить на территории ТЭЦ-4. Уже определен подрядчик. Собираемся запустить это производство ровно через год. По всем параметрам это будет лучший кирпич в Омске. А по цене он, как мы подсчитали, почти в два раза дешевле, чем сегодня в среднем по рынку.

В 2004 году планируем погасить задолженность перед поставщиками и подрядчиками. В общем, плотно займемся финансовым оздоровлением компании, чтобы снизить риски в процессе реформирования. Серьезных кредитов привлекать в этом году не будем.

— Последний год компания плотно занималась реализацией непрофильных активов. В итоге активы сильно уменьшились?

— Нет, не сильно. Хотя непрофильных активов было много. У нас только незавершенки было более 600 миллионов. И сейчас еще продолжаем оформление документации на незавершенку. В прошлом году просто не успели все оформить — процедура очень длительная. Но сделано уже много. Достраиваем, вводим в эксплуатацию. Из «непрофилей» что-то продали в прошлом году, что-то реализуем сейчас. С бывшими подсобными хозяйствами пока разбираемся. В свое время все их земли раздали, коровники не достроили... В общем, аграрных забот тоже хватает.

— Есть ли планы по реконструкции ТЭЦ-3?

— Мы сегодня серьезно занимаемся проектом техперевооружения этой станции. У нас есть надежда попасть с этим проектом в Государственную программу. Правительством готовится большая программа по завершению строительства энергетических объектов и реконструкции объектов, отработавших свой ресурс. Первая очередь ТЭЦ-3 уже выработала свой ресурс. Мы скоро начнем выводить ее из эксплуатации и готовить место под парогазовую установку. Пришло время новых перспективных технологий. Сегодня мы изучаем вопрос о внедрении тепловых насосов, которые позволяют значительно увеличить использование тепловой энергии. В тепловых насосах она вырабатывается за счет разницы температур между подачей и обраткой теплоносителя. И не нужно строить дополнительных котельных. Мы уже выбираем микрорайон, на базе которого будем проводить этот эксперимент.

— А как с тепловыми сетями? Часть их принадлежит сегодня компании «Омскэнерго», а часть муниципалитету.

— По моему мнению, в городе должны быть единые предприятия как тепловых, так и электрических сетей. Кто будет их собственником — не суть важно. Время расставит все по своим местам. Но без единых сетей потребители не смогут ощутить преимущество рыночной конкуренции — это однозначно. Все товаропроизводители должны быть в одинаковых условиях. И должны иметь равный доступ и к сетям, и к потребителям. Зачем, к примеру, потребителю брать тепло у муниципальной котельной или у Омскэнерго, если ему выгоднее взять тепло у Омскшины или у завода технического углерода? Мы за экономику. Не нужно увлекаться строительством автономных котельных. Лучше построить дополнительные новые сети. Уже имеющихся сегодня тепловых мощностей хватит, чтобы отапливать еще такую же половину Омска — областного центра.

— Если вернуться к реформированию, компания сегодня в начале пути или уже в середине?

— Нет, основная часть пути нами уже пройдена. Остается лишь финиш. И сорваться на финише мы просто не имеем права.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.