Все рубрики
В Омске пятница, 17 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9239    € 98,8978

Леван ТУРМАНИДЗЕ: "Возможно будем летать из Омска в Лондон на все матчи "Челси"

7 июня 2004 13:00
0
1702

— Леван Искендерович, почему вы сами возглавили Омскавиа, а не поручили руководство кому-то другому?

— На этой должности должен находиться либо тот, кто хорошо разбирается в авиации, либо бизнесмен. Я не летчик, но в бизнесе разбираюсь неплохо. Сразу необходимого человека не нашлось, пришлось возглавить самому.

— Вы сказали «сразу», значит сейчас этот человек нашелся?

— Ведем переговоры. Но сразу скажу, что скорее всего этот человек будет не из Омска. Возможно, он сначала будет не генеральным, а исполнительным директором и сможет исправить ситуацию, сложившуюся в авиакомпании.

— Каково положение дел в авиакомпании?

— Не хочу драматизировать ситуацию и кого-то обвинять. Положение не катастрофическое. Парк самолетов достаточно новый и свежий. Единственное упущение: эти самолеты стояли зачастую на приколе. А они должны летать. Сейчас мы ведем переговоры об их использовании в Москве.

— В аренду?

— Нет, хотим работать сами, с нашими экипажами. Минимум три борта хотим туда перебросить.

— На международных рейсах или на внутренних?

— Как удается договориться.

— А зачем вам, собственно, авиакомпания? У вас есть собственный устойчивый бизнес?

— Мы занимаемся туризмом. Отправляем людей в разные страны. И самолеты, наверное, нам не помешают. Мы даже думаем дополнительно приобрести дальне-магистральные самолеты.

— В Омскавиа озвучивали планы по приобретению в Казани Ту-214...

— Они катастрофически дороги: от 32 до 38 млн долларов за один борт. Нам предлагают «свежие» «Боинги-757» всего за 18 млн долларов. Но их тоже нужно, как минимум, два. А это тоже выливается в 36 миллионов. Таких денег в авиакомпании нет. Будем искать инвестора.

— Инвестор — это ведь не кредит, это другое.

— И кредит, и другое. Но кредит в первую очередь. Но он должен быть долгосрочным и достаточно дешевым. На 10-12 лет.

— То есть не из России?

— К сожалению, ни один российский банк сегодня не предоставляет такие кредиты.

— Вы были назначены исполняющим обязанности директора и улетели в Москву. Кто в эти дни руководил авиакомпанией?

— Первый заместитель Сергей СОКРАТОВ. Он работает в Омскавиа с первого дня ее основания.

— Чем занимается сейчас Евгений РОМАНЮК?

— Естественно, опыт и знания Евгения Степановича нами будут востребованы. Пока он отдыхает. Но как только он посчитает нужным включиться в работу, он придет и будет работать.

— На днях авиакомпания «Сибирь» с двумя омскими туристическими фирмами презентовала чартерный рейс «Омск — Анталья»...

— «Сибирь» предлагала этот рейс и нам. Мы долго вели переговоры. Но решили, что нам выгоднее летать на самолетах Омскавиа.

— Сколько стоит чартерный рейс в Анталью из Омска?

— Со всеми расходами (трасса, топливо, посадка в Антальи и т.д.) рейс туда — обратно обходится в сумму от 44 до 50 тысяч долларов. В зависимости от загрузки.

— Вы сказали «выгоднее». Для «Летура» у Омскавиа есть скидки?

— До моего прихода в авиакомпанию у нас с нею были подписаны договоры. И эти договоры «Летур» будет безукоризненно исполнять, выплачивая Омскавиа все оговоренные суммы.

— Как вы вообще оцениваете экспансию иногороднихавиакомпаний в Омск?

— Я работаю с Омскавиа десять лет. Знаю все ее плюсы и минусы. Плюсов больше. Самолеты Омскавиа новее, чем, например, у «Сибири», сервис не хуже. Могу даже сказать: в других авиакомпаниях комплект питания на одного пассажира на московском рейсе стоит 145 рублей, у нас — 230. Так что пусть приходят. Борьба за рынок — это естественно.

— 20% акций Омскавиа у Фонда имущества России были выкуплены ООО «Летуравиа». Что это за структура?

— Наша фирма, которая существует с 1997 года. Занимается продажей авиабилетов на все направлениях всех авиакомпаний.

— А когда появился на свет сам «Летур»?

— В начале 1994 года. Нас тогда всего было три-четыре человека. Сейчас во всех летуровских подразделениях, не считая авиакомпании, под 800 человек работает.

— С чего вы тогда начали?

— С авиарейсов «Омск — Стамбул», «Омск — Анталья». Первая группа из 120 человек вылетела из Омска 9 мая1994 года. Кстати, на самолете Омскавиа. Через два года купил квартиру. До этого жили с женой или у родственников, или снимали жилье.

— Потом наступил август 1998 года?

— Да. У нас к тому времени были проданы вперед билеты на все рейсы до сентября включительно. Ориентировались на курс шесть рублей за доллар. После августа доллар подорожал до 24 рублей. Но мы ни один рейс не отменили и в очень большой убыток отработали всю программу. Но сохранили лицо.

— Сколько вы потеряли на этом кризисе?

— Больше полумиллиона долларов. Те турецкие гостиницы, которым мы оказались должны, дали нам рассрочку. И мы расплачивались вплоть до конца 2001 года.

— Август 1998 года вас чему-то научил? Какие-то свои принципы вы пересмотрели?

— Уроком он, конечно, стал. Но говорить о том, что дальше я не буду таких ошибок допускать, не могу. У нас не было ошибок. Ошиблось государство. Если это повторится, мы вновь будем нести убытки. Поэтому невозможно сказать: я теперь умный и не допущу. Правила игры устанавливало государство, и оно же нарушило их.

Кстати, дефолт пришелся на середину строительства торгового комплекса на Ленинском рынке. Там мы тоже потеряли немало денег, но все ж таки выстроили его за 10 месяцев. Сегодня он полностью окупился.

— И вы приступили к новому комплексу на остановке «Дом туриста?»

— Здесь несколько иная ситуация. Больше развлечений, больше услуг. До идеала, конечно, далеко. Я имею в виду, по денежной отдаче, возврату кредитов. Но жаловаться не буду: работаем, деньги возвращаем. Вместе с процентами.

— В чем особенность туристического бизнеса?

— Этот бизнес для тех, кто не поленится десять раз объяснить клиенту однои то же, не раздражаясь, и сможет его убедить.

— Турция — ваше главное направление?

— Летом — да. Мы отправляем людей по всему миру. Правда, не везде мы являемся туроператорами. В основном работаем в качестве агентов с московскими операторами. Но в связи с вхождением в структуру авиакомпании география нашего собственного туризма очень расширится. Мы уже сформировали первый рейс в Египет, думаем об Адриатике. Есть даже задумки летать, начиная с осени, на все матчи «Челси» в Великобританию. Цены будут приемлемыми.

— Какова сегодня доля туризма в доходах «Летура»?

— 10-15%.

— Сегодня в Омске около 130 туристических фирм. Неужели рынок так просторен?

— Турагенту, коих подавляющее большинство, не нужно больших расходов: снял комнату с телефоном, купил компьютер, подключил к Интернету,и посадил три-четыре человека — и вот тебе фирма. Передал человека туроператору, тот выплатил комиссионные — от двух до десяти процентов — и вся работа. Мы например, платим своим агентам 8 — 10 процентов.

— Сколько членов входит в ассоциацию туристических агентов?

— Десять.

— Из 130!? Почему так мало?

— Я считаю, далеко не все из имеющих лицензии фирм должны существовать на рынке. Некоторые просто дискредитируют и себя, и туристический бизнес в целом. Уверен, России необходимо министерство туризма. Отдельное. С министром, его заместителями и всеми соответствующими структурами.

— Что даст, скажем, Летуру это министерство? Зачем оно вам нужно?

— Оно мне не нужно. Оно нужно государству. Во многих странах очень большая доля бюджета пополняется за счет доходов от туризма.

— В эти страны?

— Да. Вы что думаете, в России нечего посмотреть? У нас в стране посмотреть есть кратно больше, чем во всей Европе, может быть. Но когда все это хаотично — любая фирма сегодня открылась, завтра закрылась, туристов пригласили, завтра эти приглашения аннулировали — государство больших денег от туризма не получит. Необходима централизация. В рамках которой у минтуризма должны быть рычаги и для поощрения, и для наказания. Должна быть единая база данных о недобросовестныхпредпринимателях на этом рынке, чтобы, один раз не исполнив обязательств, человек уже не смог нигде и никогда открыть новую фирму. Будет порядок, будут и доходы от туризмав бюджет.

До тех пор пока фирма, обманувшая, по существу, 180 человек и сорвавшая поездку в Египет, как это было в Омске в начале мая, будет продолжать спокойно работать на этом рынке, доверия к туристической деятельности от населения не будет. Тем более при такойпозиции государственного органа — комитета по молодежной политике и туризму Омской области. Наша Ассоциация обратилась к ним с недоуменнымвопросом по данному факту, а там ответили: «Не надо выносить сор из избы». Выносить как раз необходимо. А вот сорить не надо.

— Я слышал, что когда вы работали в обкоме комсомола, то подрабатывали сторожем в магазине. Как к этому относилось ваше начальство?

— Я им не докладывал.

— Где находится тот магазин, который вы сторожили?

— Кафе «Баобаб» помните? В этом помещении когда-то был магазин, а рядом так называемая «соцгруппа», которая обеспечивала мясомолочными продуктами детские сады, пенсионеров и т.д. Я там сторожил два года. Ряд бывших руководителей этого магазина потом ушли в бизнес и сейчас арендуют у меня в торговом комплексе площади.

— Вы охотник?

— Люблю иногда съездить на охоту, но не для дичезаготовки, а для того, чтобы поговорить у костра с друзьями. Разрядиться. С кем попало, с чужими людьми я на охоту не езжу.

— Где вы обычно отдыхаете?

— В Антальи. Выезжаем туда каждый год всей семьей.

Леван Искендерович родился 27 декабря 1957 года в высокогорной грузинской деревне Орцва в 40 км от Батуми. В семье уже было два брата и две сестры. Отец работал директором школы, окончив которую, Леван поступил Батумский индустриальный техникум. Получив там специальность «Обработка металлов», был призван в армию. С 1977-го по 1979 год служил в Закавказском военном округе механиком-водителем средних танков, заместителем командира взвода. Демобилизовавшись, поступил на рабфак Сибирского автодорожного института. Через год поступил на первый курс по специальности «Строительство автомобильных дорог». Окончив в 1985 году вуз, короткое время работал по распределению в Свердловскавтодоре. Но с ноября 1985 года, вернувшись в Омск, ушел инженером строящейся базы «Чернолучье» при областном комитете ВЛКСМ. Потом был назначен заведующим сектором в областном штабе студенческих отрядов, где через некоторое время стал заместителем командира областного строительного отряда. Следующее назначение — заместитель председателя омского бюро молодежного международного туризма «Спутник». В 1991 году по решению ЦК ВЛКСМ переброшен на должность председателя «Спутника» в Батуми. В конце 1993 года вернулся в Омск и 3 февраля 1994 года зарегистрировал фирму «Летур», став единственным ее учредителем. мая решением совета директоров Омскавиа назначен исполняющим обязанности генерального директора авиакомпании.

Жена — Людмила. Дочь учится в омском институте сервиса по специальности «Туризм», сын школьник.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.