Все рубрики
В Омске среда, 22 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,4082    € 98,2971

Андрей МАКАРОВ, Cегодня ЭТК разрушает монополию Омсэнерго

26 июля 2004 10:56
0
1678

— Для начала хочу спросить: а почему казахстанский энергетик переехал на работу в Омск? Неужели «титульная нация» достала?

— Да нет, к квалифицированным технарям в Казахстане относятся хорошо, вот у гуманитариев возможны проблемы. Дело в другом — в Казахстане я прошел все ступени энергореформы, набил шишек, набрался опыта. А здесь реформирование только начинается, поэтому работать интересней. До прихода в ЭТК я работал в АКСЕСС-Энерго, в которое входят электро- и теплостанции Северо-Казахстанской области. В прошлом году ЭТК заключило с АКСЕСС-Энерго контракт о сотрудничестве, согласно которому в адрес ЭТК должна была поставляться дешевая электроэнергия.

Для выполнения этого контракта ЭТК должно было заключить договор с Омскэнерго на транспортировку. Однако омская энергокомпания отказалась транспортировать электроэнергию для конкурента, пользуясь своим монопольным положением на рынке. В результате с 1 октября 2003 года АКСЕСС Энерго начало поставлять электроэнергию, но уже в адрес Омскэнерго. За прошлый год было поставлено около 180 млн кВт/ часов.

ЭТК пытается судиться с Омск энерго, которое сумело перетянуть контракт на себя. Хотя в российском законодательстве предусмотрено, что для всех участников рынка доступ к транспортирующим мощностям должен предоставляться на равных основаниях, но Омскэнерго считает по-другому. Хотя ЭТК пока проиграло, но, на мой взгляд, правда на его стороне, вот и решил попробовать помочь ее добиться.

— А как проходила энергореформа в Казахстане?

— В Казахстане позиция государства по реформированию энергетики была гораздо жестче. Было немало тяжелых ситуаций: Кокчетав разморозили, в Петропавловске доходило до того, что угля оставалось на шесть часов работы, так заместитель акима отслеживал по месту прохождения составы с углем. Если государственные органы помогаютреформам, то они идут. Казахстанские власти давно поняли, что электроэнергия — товар, за который нужно платить, и от конкуренции он становится дешевле.

Еще два года назад тарифы на электроэнергию для населения в Казахстане были в 2-3 раза выше, чем у омичей. Сегодня омские их обогнали, к примеру, тариф в Павлодаре составляет 70 копеек за 1 кВт/час, в Усть-Каменогорске — 58 копеек. А в России из-за псевдосоциалиьной направленности реформ население и промышленность, наоборот, еще больше страдают.

— А как, на ваш взгляд, идет энергореформа в России?

— Сейчас вроде бы идет «распаковка» АО-энерго, но их психология при этом не меняется: на свою территорию никого не пускать. Российская законодательная база позволяет исторически сложившимся монополистам жестко держать рынок. Приход конкурентного рынка в электроэнергетике в России ожидался с 1 января этого года, потом — с 1 июля, теперь — с 1 октября, но, возможно, снова отложат. Минэкономразвития предлагает с 2005 года продавать электроэнергию только через оптовый рынок, что позволит полностью ликвидировать перекрестное субсидирование.

Но в омской энергетике перекрестного субсидирования и так практически нет: после повышения с 1 июля тарифа для населения до 95 копеек за 1 кВт/час цены для всех категорий выше себестоимости. Омскэнерго пытается использовать любые методы, чтобы не пускать конкурентов, тем самым задерживает развитие электроэнергетики в Омской области.

— Однако «МАРЭМ Плюс» вот уже второй год поставляет электроэнергию нефтезаводу. А чем ЭТК хуже?

— Приход «МАРЭМ Плюс» — это не рынок, а политическое решение. Но, когда все-таки появится рынок, эта компания будет готова к конкуренции. Когда заработает энергорынок, появятся электроснабжающие компании, которые будут находить и продавать дешевую электроэнергию, ничего не имея на балансе. Потом постепенно участники рынка отфильтруются, останутся самые надежные, которые работают профессионально.

— ЭТК прекратил свои попытки выхода на оптовый рынок или продолжает?

— ЭТК заключил контракт с Нижноватомэнергосбытом, который поставляет нам дешевую электроэнергию. Мы продаем ее Водоканалу, которыйрасторг договор с Омскэнерго. Однако Омскэнерго не заключает договор на транспортировку, физически не пускает нас на рынок, пытается использовать любые методы, чтобы мы отказались от идеи выхода на рынок поставки электроэнергии.

Так, в середине июля Омскэнергосбыт уведомил Водоканал, что собирается отключить водоподъемы за задолженность в 90 млн рублей. Если бы этопроизошло, весь город остался бы без воды. Задолженность действительно существует, но размер ее не известен, поскольку Омскэнерго не выставляет счета. Мы приглашаем руководителей энергокомпании на снятие показаний, но Омскэнергосбыт игнорирует наши уведомления и никого не присылает. Фактически, это саботаж, мы вынуждены приглашать инспектора Омскэнергонадзора, чтобы зафиксировать факт потребления. Омскэнерго не расторгает договор с Водоканалом, хотя уведомлено о расторжении, и не признает поставку электроэнергии от Нижноватомэнергосбыта. Наши попытки договориться с РАО «ЕЭС России» предпринимались неоднократно, но там готовы пустить нас на рынок только после того, как пройдет реструктуризация. Конечно, до отключения водоподъемов дело не дойдет, но эти дерганья и угрозы сильно напрягают.

— По требованию Омскэнерго ЭТК исключен из числа участников ФОРЭМ, как же вы собираетесь торговать электроэнергией?

— На этот счет есть решение суда первой инстанции, но наша кассационная жалоба находится на рассмотрении в коллегии Высшего арбитражного суда, и еще неизвестно, какое решение будетпринято. Основная претензия к ЭТК в том, что у нас нет системы автоматизированрного коммерческого учета потребляемой электроэнергии (АСК УЭ. Но, во-первых, у Омскэнерго тоже нет АСК УЭ и оно не готово производить учет потребляемой электроэнергии и мощности в реальном времени.

Во-вторых, наличие АСК УЭ не является обязательным условием для регистрации на оптовом рынке согласно Постановлению Правительства РФ № 643 от 24 октября 2003 года. Ну и в-третьих, ЭТК в соответствии с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, заключенного с НП «Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии единой энергетической системы», должно поэтапно ввести АСК УЭ до 31 октября 2205 года.

Если ЭТК начнет поставлять в регион дешевую электроэнергию, омские потребители только выиграют. Если два поставщика будут драться за потребителя, омичи выиграют не только снижения цены, но и от повышения уровня обслуживания. Энергетики должны работать на потребителя и для потребителя, но пока в России этого нет.

— А чем занимается ЭТК при отсутствии поставок электроэнергии?

— Коллектив ЭТК набран под сегодняшние задачи, но есть небольшая коммерческая группа, которая работает на завтрашний день. У нас есть транзит через наши 7 подстанций, мы честно зарабатываем свои деньги. Если за счет поставки электроэнергии обороты возрастут, резкого увеличения штатов у нас не произойдет. За счет мобильности и низких накладных расходов мы конкурентоспособны. Объемов нам не хватает, но мы с оптимизмом смотрим в будущее.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— Я предпочитаю активный отдых: в феврале с сыном ездил на горных лыжах на Урале, иногда удается покататься на лошадях. За рулем своей машины проехал от Мюнхена до Красноярска, объездил Украину, Крым, Поволжье. Раньше много читал, особенно историческую и научно-популярную литературу, а теперь в основном только специальную успеваю.

Андрей МАКАРОВ

20 апреля 2004 года назначен исполнительным директором ОАО «Электротехнический Комплекс»

Андрей Юрьевич родился 24 января 1961 года в Свердловске. С родителями в детские годы переезжал в разные города, среднюю школу окончил в 1978 году в Павлодаре. После школы поступил в Павлодарский индустриальный институт на факультет «Электроснабжение промышленных предприятий».

По распределению после института попал на Павлодарский химический завод, работал инженером электротехнической лаборатории. В 1984-м вернулся в институт, занимал должности инженера, ассистента кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий».

С 1988-го по 1991 год — аспирант Московского энергетического института. После аспирантуры стал начальником научно-технического отдела Павлодарского филиала внешнеэкономической ассоциации «Бекум». В 1992-м защитил кандидатскую диссертацию по электротехническим процессам и установкам. В том же году был назначен директором павлодарской фирмы «АСВА», через три года — директором павлодарского Научно-производственного центра «Новые технологии». В 1998 году переехал в Петропавловск и работал сначала на должности заместителя начальника департамента промышленности, энергетики и транспорта Северо-Казахстанской области, потом — вице-президента по сбыту АООТ «Северо-Казахстанская электросетевая компания».

В 1999 на полгода вернулся в Павлодар и занимал должность генерального директора ТОО «Энергосбыт», потом стал техническим директором петропавловского ТОО «АКСЕСС Энерго». С 2000-го по 2002-й — исполнительный директор екатеринбургского ЗАО «Урало-Казахстанская компания», с 2002-го по 2004-й исполнительный директор ТОО «АКСЕСС Энерго».

Имеет три авторских свидетельства на изобретения, один патент, около 30 научных публикаций.

Не женат, имеет сына.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.