Все рубрики
В Омске вторник, 7 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,3124    € 98,4730

"Арлекин" сдан с недоделками

23 января 2006 12:56
0
973

Многострадальный театр куклы, актера, маски «Арлекин», один из лидеров среди российских театров кукол, дипломант многих театральных конкурсов и фестивалей, дождался своего часа. Правительством Омской области, в основном по инициативе председателя правительства, губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА, было открыто финансирование реконструкции здания по пр. Маркса, 41 для размещения ГУК «Омский государственный театр куклы, актера, маски „Арлекин“. Правительство Омской области в октябре 2004 года поставило задачу разработать проект и провести реконструкцию здания со сроками окончания строительства в декабре 2005 года.

Реконструкция здания началась одновременно с разработкой проекта. Архитекторам пришлось в кратчайшие сроки, сконцентрировав все свое умение и талант, решить творческие проблемы по архитектурному и объемно-планировочному решению здания в сложнейших условиях реконструкции. В кратчайшие сроки проектировщиками были приняты и разработаны неординарные объемно-планировочные, конструктивные, инженерные и технологические решения с целью создания уникального для города здания, лишенного тех недостатков, которые присущи многим театрам России.

Выполняя любое дело, нужно поставить цель — что хочешь получить в итоге. И цель была поставлена — создать один из лучших театров кукол в стране. Но в процессе строительства у меня возникли сомнения, которые остаются и до сих пор, — а что же мы все-таки хотели сделать? Возвести современное, удобное и долговечное здание или отрапортовать к установленному сроку, что у нас в городе появился очередной новый объект? Проектировщики, архитекторы, дизайнеры, вложив весь свой талант и душу, преследовали цель — построить театр качественно, чтобы он радовал зрителей, взрослых и маленьких, был удобен для работы артистов и служащих, стал украшением города. Но хорошая идея из-за скорости работы получила совсем другую мотивацию. Эти слова на стройке звучали постоянно: мы не можем делать качественно, потому что у нас сжатые сроки, и в результате вынуждены нарушать технологию строительства, что во многих случаях ведет к браку. Вопрос соблюдения сроков стал главным. Не важно, что мы получим в итоге, что построим, лишь бы к назначенной дате. Тогда строителям простят и брак, и кривые стены, и некачественную отделку, и некачественные применяемые материалы.

Результат не оправдал ожидания, и, думаю, не только проектировщиков, участников реконструкции, но и самих строителей. За те деньги, которые были выделены губернатором на строительство театра, его можно было бы сделать значительно лучше и качественнее. „Арлекин“ формально сдан, но доделывать здесь нужно еще очень много. В здании холодно — не потому, что плохо работает система отопления, а потому, что фактически не закрыт наружный контур. В наступившие морозы проявился брак, допущенный при строительстве, плохо утеплены стены, не заделаны и не утеплены откосы, в здании сквозняки.

Но больше всего поразило, как строители работали здесь с натуральным камнем — гранитом. Облицовка гранитом не терпит спешки, это вечный материал, и он должен укладываться с расчетом, что это будет навсегда. Но камень был уложен как обычная керамическая плитка. С завода плиты полированного гранита приходят с неровными краями и сколами. И перед тем, как их укладывать, нужно дополнительно обработать торцы и кромки, подогнать плиты между собой, чтобы шов получился ровный и незаметный. На это нужно время, которого нет, и в итоге — плачевный результат. Что теперь с того, что гранит у нас полированный, если он лежит, как брусчатка на мостовой, а швы между плитами рваные и широкие? Эффект от камня, его богатство пропали из-за неряшливой укладки. Еще одна важная деталь — гранитные ступени на главном входе, которые вместо круглых в плане были сделаны прямоугольными.

Объемно-планировочное и архитектурное решение фасадов здания композиционно строится на сочетании нескольких крупных объемов и наклонных плоскостей без излишней детализации. В соответствии с этим и принят материал отделки, позволяющий добиться идеального качества плоскостей, — это алюкобонд и стекло. Облицовка фасадов плитами из алюкобонда позволяет с миллиметровыми погрешностями выверять все углы и плоскости. Но, опять же из-за спешки, фасады смонтированы с погрешностями по геометрии, поверхности оказались волнистые, а швы неровные. И фасад теперь смотрится, как будто он обшит фанерой или железом.

Витражи предусмотрены с заполнением тонированным стеклом, с небольшим зеркальным эффектом. Однако из-за того, что стеклопакеты смонтированы так, что стекло немного перекосилось, отражение получилось, как в кривом зеркале. Чистые формы, которые мы заложили в театре, предполагают идеальную геометрию. Но если геометрия нарушена, все получается криво и косо. Сможем ли мы выправить все эти огрехи? С гранитом, думаю, никто ничего переделывать уже не будет, и театр обречен оставаться с кривыми полами.

Все эти вопросы принципиальны с точки зрения архитектурной и пространственной композиции объекта. Низкое качество исполнения нарушает целостное восприятие объекта, создается ощущение какой-то незаконченности и хаоса. Не все посетители это оценят, но у людей, более-менее знакомых с искусством, могут возникнуть вопросы.

Дефекты фасада издалека не видны, однако если в солнечный день пройти по проспекту Маркса, все огрехи и неровности будут отлично заметны. Остается надежда, что часть огрехов, допущенных при строительстве, будет все-таки исправлена.

Благоустройство окружающей территории и площади у цирка летом также следует провести заново. Эти работы выполнялись поздней осенью, в спешке и с большим браком. Скорее всего, придется перекладывать тротуарную плитку.

Немало сил и умения приложили архитекторы и дизайнеры для разработки проектов интерьеров основных, зрительских помещений театра. Но опять же пресловутые сроки. Нарушение технологии отделочных работ, упрощение проектных решений, низкое качество монтажа подвесных потолков, обшивки и облицовки стен привели к нарушению геометрии плоскостей, кривизне и пр. А те идеи, которые были заложены дизайнерами в интерьерах, не выполнены до конца или изменены без согласования с авторами проектов. Такого вмешательства в творческий процесс не было даже в коммунистическое время. Подрядчики, не согласовывая с авторами дизайнерских разработок и проектов, могли заменить значимые детали и элементы интерьера. Например, из-за того что здание старое, входной вестибюль оказался не очень высоким. Нужно было создать иллюзию большого пространства, „воздушного“ потолка. Во фрагмент потолка должны были вставить тонированное стекло с подсветкой, чтобы создать образ небосвода. Но подрядчики стекло ставить не стали, все просто покрасили. Так было решено и на втором этаже в фойе малого зала.
Остается надеяться, что еще не все потеряно и объект усилиями проектировщиков, строителей, заказчиков и служб эксплуатации будет достроен и все недоделки и брак будут устранены.

Владимир ПРОСКУРНИН,
руководитель мастерской „Арко“, ОАО ТПИ „Омскгражданпроект“.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.