Все рубрики
В Омске пятница, 17 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9239    € 98,8978

Татьяна ФИЛАТОВА, "Все, что создано для Омска и области, создано за счет собственных средств фабрики"

13 марта 2006 12:15
0
1539

— Татьяна Петровна, вы на фабрике старший редактор. Что входит в ваши обязанности?

— В основном моя работа — организационное, методическое руководство, контроль и согласование карт и атласов к печати. Я занимаюсь распределением работ, которые мы получаем от производственного отдела. Нынешний объем работы отличается от того, что был в советские времена, поэтому приходится распределять ее так, чтобы всех загрузить равномерно. Это раньше у нас было разделение, специализация, а сейчас такого практически нет. Все очень быстро перестроились, потому что наша судьба зависит от нас самих.

— А как строится сейчас работа предприятия?

— Сегодня большое значение имеет наша коммерческая служба. Основные большие заказы находит для фабрики именно эта служба. Для этого проводится очень большая работа: изучается рынок по каждому региону, определяются потребности торговли и различных служб, среди которых могут быть как научные институты, так и частные фирмы, которым, например, нужна карта России с их логотипом. Небольшие заказы поступают он наших окружных администраций на крупномасштабные карты округов.

По-прежнему работает система госзаказа. Совсем недавно по заказу Роскартографии фабрика выпустила новую серию атласов для шестых-десятых классов. Работали совместно с Московским государственным университетом, который собирал и предоставлял нам информацию по изменениям в экономике и других сферах, происходящим в мире.

— Насколько известно, весь госзаказ распределяется на конкурсной основе. Вы тоже принимаете участие в конкурсах?

— Да. Два-три раза в год, в зависимости от плана Роскартографии. Мы постоянно подаем заявки. Пожалуй, не было случая, чтобы мы не выигрывали.

— В стране всего три картографические фабрики. Получается, что все госзаказы между ними и распределяются?

— Роскартография — это очень крупная структура, которая включает не только картографические фабрики. Одно из ведущих подразделений — производственное картосоставительское объединение «Картография» в Москве.

Кроме того, в системе Роскартографии находится несколько десятков аэрогеодезических предприятий. Их основная работа — геодезическое обеспечение страны и создание топокарт. Кроме того, у них открыты тематические отделы, которые занимаются изготовлением всех видов карт. В основном эти предприятия принимают участие в конкурсах на карты крупных масштабов.

Конкуренция на рынке сильная. Атласы для школьников делаем не только мы. Много частных фирм, которые занимаются школьной тематикой, имеют лицензии на картографическую деятельность. Они имеют право в Центральном геодезическом фонде купить материалы, разрешение и издать карту. Поэтому, что касается открытых торгов, они наши конкуренты.

— Выходит так, что сегодня выпустить карту может каждый?

— Если есть лицензия. Другое дело в качестве. Что ни говори, но в картографии есть свои особенности. Мы недавно выполняли заказ для Республики Башкортостан — подготовили научно-справочный атлас республики. Но печать атласа выиграло их местное полиграфическое предприятие.

— А в конкурсах, какой критерий ценится выше всего?

— Цена — главное. Чем меньше цена, тем больше шансов выиграть. На тендерах сознательно занижаются цены, а потом сами же победители от этого страдают. Практически все, что делается за счет госбюджета, убыточно. Уложиться в смету, которую предлагает Роскартография, очень сложно. Но без издержек производства не бывает.

— Чтобы выжить в нынешних условиях, приходится искать другие источники дохода?

— У нас коллектив очень творческий. Именно сильный, жизнеспособный коллектив — это главное богатство фабрики. Мы кроме государственных серий запускаем много собственных за счет средств предприятия. Это-то нас и спасает. Не так давно по нашей инициативе была издана транспортная карта Омска, в которой указаны все новые маршруты пассажирского транспорта. Работали в этом плане с департаментом транспорта, вплоть до самого первого февраля вносили в нее изменения. Карта уже поступила в продажу, и ее может купить любой желающий.

Кроме того, по собственной инициативе запустили серию автодорожных карт для каждого в отдельности региона. Изучаем потребности для выпуска карт «Золотое кольцо России», «Кавказские Минеральные Воды», «Черноморское побережье». Идей и планов много.

— И как быстро окупаются ваши собственные проекты?

— По-разному. Но окупаются. А иначе для чего мы работаем и почему до сих пор не ушли с рынка. Продукция продается. Живем за счет нашей активности.

— Надо понимать, что мощности фабрики задействованы по назначению не всегда. Чтобы они не простаивали, чем еще, кроме карт, занимается предприятие?

— Возможности фабрики очень большие. Наше оборудование позволяет делать практически любую полиграфическую продукцию любой сложности: от изготовления бланочной рекламной продукции, ламинирования до всех видов переплетно-брошюровочных работ, даже изготовление книг в твердом переплете.

— Видимо, переезд фабрики в новое здание, строительство которого ведется уже очень долго, еще больше расширит ее возможности?

— Строительство нового здания фабрики практически закончено, остались отделочные работы. На эти цели, а также на приобретение нового оборудования нужны большие деньги. Этот вопрос решается на уровне государства.

Но, несмотря на некоторые трудности, омские картографы, проходя мимо новых корпусов фабрики, живут надеждой на то, что скоро они смогут выпускать новые картографические произведения на современном полиграфическом оборудовании.

— Несмотря на то, что вас отнесли к Минтрансу, собственный праздник вам все-таки сохранили.

— Он закреплен законодательно, поэтому, несмотря на то, что мы находимся в структуре Минтранса, праздник свой отмечаем. Роскартография вообще структура, которую за время ее существования несколько раз перекидывали из ведомства в ведомство. Мы были и при НКВД, и при МВД, и при Совмине. У нас очень интересная история.

— В системе Роскартографии омская фабрика, какое место занимает?

— Оценка всегда была высокая. У нас отлично подготовленный коллектив, который владеет наиболее совершенными методами и приемами, технологиями создания карт. А в сочетании с имеющейся у нас технической базой фабрика всегда будет занимать одно из передовых мест в российской картографии.

— А город, область — их нет среди ваших заказчиков, как строится ваше сотрудничество?

— Мы пытаемся несколько лет с ними контактировать, но — увы. Город и область к нашим предложениям равнодушны. Тот же комитет по образованию мог бы заказывать у нас учебную продукцию. Причина скорее в недофинансировании, отсутствии средств на эти цели в бюджете. Последний тираж, который у нас взял комитет по образованию в начале 90-х годов. И такая ситуация по всей стране. Ни один субъект Федерации не заказывает учебные карты отдельных регионов. В школах пользуются картами десятилетней давности. Эти вопросы не решает Роскартография. В этом должны быть заинтересованы администрации городов, областей.

Все, что создано для Омска и области, создано за счет собственных средств фабрики. Мы не можем оставить омичей без необходимой информации.

— Карта — живой организм. Были ли у вас в практике курьезные случаи, возникшие из-за того, что в какую-нибудь карту не успели внести изменения?

— Все меняется на земле, и не всегда это можно отразить своевременно на карте. Мы пользуемся при составлении карт только официальной информацией. Автомобилисты уже, к примеру, пользуются новой дорогой, а акт государственной приемки еще не подписан, на карте, соответственно, дорога не показана. В связи с этим и бывают иногда курьезы.

— Если взять всю продукцию фабрики и провести конкурс. Что бы вы лично наградили и в каких номинациях?

— В номинации «Самый идеальный товар на рынке» победил бы атлас «Автомобильные дороги. Россия, страны СНГ, Прибалтика». Он выдержал издание почти 700 тысяч экземпляров. Номинация «Самое тяжелое произведение» — атлас Ямало-Ненецкого автономного округа из созданных на фабрике — его вес более двух киллограмм, а из отпечатанных — «Атлас мира», вес которого шесть с половиной киллограмм. Еще можно выделить такие номинации, как «Самое научное произведение» — атлас Республики Башкортостан, «Самое большое по площади» — общегеографическая карта России форматом 2 073 см на 3 518 см, «Самая многочисленная серия» — общегеографические карты.

Татьяна Петровна родилась 6 января в деревне Белоярке Новосибирской области Мошковского района. В 1969 году после окончания средней школы поступила в Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1974 году окончила вуз по специальности «Инженер-картограф» и по распределению уехала работать в Омск на фабрику № 4 ГУГК при СМ СССР (ныне — Омская картографическая фабрика — ред.). Сначала занималась составлением, корректурой карт. В 1977 году переведена на должность редактора карт. Занималась редактированием карт разнообразной тематики. В 1989 году назначена на должность старшего редактора ОКФ.

Награждена отраслевой наградой «Отличник геодезии и картографии», в 1999 году получила государственную награду «Заслуженный работник геодезии и картографии РФ».

Есть взрослый сын, который также работает на Омской картографической фабрике.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.