Все рубрики
В Омске среда, 29 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,4375    € 96,2383

Американские впечетления

29 июля 2009 15:41
0
1335

Директор ООО «Ре дель Каффе», председатель комитета по потребительскому рынку Союза предпринимателей Омской области Алексей ПРОВОЗИН вернулся из Соединенных Штатов Америки, где провел две недели по программе «Открытый мир». Основали эту программу академик Дмитрий ЛИХАЧЕВ и директор Библиотеки Конгресса США Джеймс БИЛЛИНГТОН. После смерти академика ЛИХАЧЕВА, программа названа его именем. Ее целью является «укрепление взаимопонимания и сотрудничества между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами путём предоставления возможности российским лидерам в различных областях деятельности посетить США с краткосрочным визитом, встретиться со своими американскими коллегами и обменяться опытом по наиболее важным для обеих сторон вопросам».
Что и было сделано Алексеем Николаевичем. А впечатлениями об этой поездки г-н ПРОВОЗИН решил поделиться с читателями газеты «Коммерческие вести».



1. Washington, DC.
Лететь на трансатлантическом «Боинге» в Вашингтон необходимо почти 10 часов. Уж не знаю, что так скрашивало полёт – двухразовое питание, видеомониторы с фильмами на русском языке, широкие проходы, удобные кресла или компания цыганского ансамбля – но долетели как-то очень быстро.
И вот он – Вашингтон! С борта лайнера это выглядит как зелёный ковёр, рассеченный на секторы дорогами, речками и ручьями. Спускаемся ниже, начинают отчётливо прорисовываться здания: домики, домики, домики. Ощущение такое, что эти речки, белые дороги и белые домики кто-то наклеил на сплошное зелёное поле.
Аэропорт размерами напоминает Домодедово, но это не единое здание, а несколько корпусов — блоков. Понятно, магазины, рестораны. Много. Для курения в огромном аэропорте предназначена одна комната на 30 человек. И только в блоке «В». Хочешь курить – 15 минут пешком туда и 15 обратно. Курить, естественно, не хочется.
Туалеты – каждые 20-30 метров, унитазов, простите, по 10 в каждом. Обязательно фонтанчик с питьевой водой. Кстати, фонтанчики такие в Штатах (не только в Вашингтоне) расположены повсеместно, утолить жажду – оглянулся – есть фонтанчик. Вода обычная, водопроводная. Они её не хлорируют, они её фильтруют и озонируют. Вода чистая и вкусная.
Быстренько прошли через таможню и пограничные формальности.
И вот мы в автобусе: небольшая экскурсия по городу.Да, впечатляет. Не размерами и помпезностью. Москва или Петербург «богаче» в порядки. Вашингтон похож на шкатулку – маленький, тихий, чистенький, аккуратненький, весь продуманный до мелочей. Кстати, Вашингтонов в Америке несколько. Есть там и Москва, и Лондон. Поэтому, называя город, американцы называют и штат, в котором город расположен. Мы приехали в «Уошингтон ди-си». Ди-си – это округ Колумбия.
Округ Колумбия маленький, буквально за рекой уже соседний штат – высокие здания стоят вдоль берега. А наш берег — просто зелёный ковёр, спускающийся в реку. Контраст бросается в глаза. Но наш гид спокойно поясняет, что в Вашингтоне так принято, высокие – лишь государственные здания, памятники и монументы. Группа бурно обсуждает нюанс – воздух Вашингтона. Тёплый, чистый ветерок, ароматы цветов и травы. Курортный воздух. Ничего удивительного, производств нет, автомобильное движение в центре Вашингтона (в будний день 14.00 пополудни) как в Калачинске или Таре.
Гуляем. Улицы, старинные и современные здания, музеи-музеи-музеи, магазины, бары, кафе, стадион «Вашингтон Кэпиталс» (90% маек продаются с надписью Ovechkin – приятно) и вот мы на туристическом маршруте.
Национальная аллея. Это там, где собирается миллионная толпа в дни национальных праздников, инаугурации Президента США. В принципе, все хрестоматийные для нас объекты – Капитолий, Белый дом, монументы Президентам – находятся в 2-3 минутах от аллеи. Капитолий – Парламент США – белый, большой и красивый. А вот Белый Дом, наоборот, очень небольшой, наверное, как половина нашего Драмтеатра, только чуть выше. Обнесён он ажурной кованой оградкой высотой метра под два, вокруг которой ходят туристы. Там живёт Президент США Барак Обама. Скромненько живёт. Кто был в Кремле, тот поймёт.
Монумент Вашингтону — огромная белая лаконичная стела. Монумент Джефферсону – лаконичная полусфера на лаконичной колоннаде. Монумент Линкольну тоже, в принципе, похож на античный храм. Везде лаконичность, простота линий, строгость, торжественность. И идеальное техническое состояние как самих монументов, так и, как у нас принято называть «прилегающей территории». Правда, прилегающей территорией можно считать весь город Вашингтон, обычная улица и Национальная аллея одинаково хорошо ухожены.
Здания министерств и ведомств, как правило, современные. Архитектурные решения можно охарактеризовать так: красиво потому, что просто. И очень чувствуется, что архитекторы создавали проекты с учётом природы, как абсолютно неотъемлемой части проекта. Убери траву и деревья – здание станет скучным. Но, вписанный в пейзаж, облик здания оттеняет красоту природы, а природа оживляет облик, как правило архитектурно несложного и функционального здания. Гармония сред, гармония элементов.

2. Вашингтон. День первый и второй.
Первая встреча — знакомство с организаторами, руководителями программы «Открытый мир». Мы прибыли в Библиотеку Конгресса, где общались с Руководителем международных программ Благотворительного фонда С.Г. КОМЕН. Темой обсуждения была роль частного сектора и некоммерческих организаций США в формировании политики в области здравоохранения. Вот у кого стоит поучиться — визуалы, видео, ослепительная улыбка, глубокое проникновение в материал, мгновенные и откровенные ответы на любые вопросы зала – эталонный образец презентации.
Так как же в США работают подобные НКО? Для начала следует сказать, что социальных обязательств исполнительная власть в США берёт на себя, по сравнению с Россией, немного. Огромный спектр вопросов фактически отдан на решение некоммерческим организациям. Например, в России онкологический больной имеет право на бесплатное (по ОМС) место и лечение в онкодиспансере. Качество услуги нам известно, услуга гарантирована, кроме онкодиспансера идти больше некуда. Разве что к народному целителю.
Вот как это решается в США, на примере отдельного фонда, специализирующегося на узком вопросе рака молочной железы. История создания фонда: над умирающей от рака сестрой другая сестра клянётся остаток жизни посвятить борьбе с раком груди. Создаёт фонд, вносит первые деньги. Фонд выбирает своей методикой сбора средств – проведение благотворительных марафонов. Сегодня этому фонду чуть больше десяти лет. Уже не один марафон в год, а 150 марафонов в год. Кроме средств от марафонов, в фонд идут частные пожертвования. Фонд также борется за федеральные гранты. Во время марафонов вдоль трассы выставляются мобильные врачебные кабинеты, оборудованные всем необходимым для диагностики, и любая жительница этого города может бесплатно обследоваться (так во время каждого марафона выявляется целая группа онкологических больных на ранних стадиях). В каждом крупном городе США есть представительство фонда. И ещё в 32 странах мира. В России пока нет, но «давно ведутся переговоры». В представительствах фонда получают зарплату один-два сотрудника, а ещё несколько десятков трудятся бесплатно, они – «волонтёры». Кто трудится в фонде, кто жертвует в фонд? Люди в чьей семье есть рак, где был рак и т.п. Это те, кого эта беда не обошла стороной. А те женщины, которые обращаются в фонд за помощью, общаются не с чиновником от здравоохранения, а с «сестрой», полностью погружённой в проблематику. Это не игра, не работа, это совершенно искреннее занятие тем, что действительно важно. Средства из фонда идут в нескольких направлениях: на бесплатный скрининг (обследование женщин для выявления рака на ранних стадиях), на гранты учёным для разработок в области борьбы с раком молочной железы, на гранты врачам в развитие новых методик лечения рака молочной железы, на организацию марафонов, на материальную помощь женщинам, не имеющим страховки или денег на операцию, на просветительскую профилактическую работу с женщинами «из необразованных» в целях профилактики, а также выявления рака на ранних стадиях, на гранты специализированным клиникам. В 2008 году этот фонд собрал 1,2 млрд.$ (половина бюджета Новосибирской области). В заключение, необходимо ещё раз отметить, что фонд Сюзан Г. КОМЕН занимается только борьбой с раком. И только молочной железы. Ну а фондов таких в США несколько, правда фонд Сюзан Г. КОМЕН – самый крупный. Пожертвования в фонд и средства самого фонда освобождены от налогов, помещения для офисов, как правило, предоставляются властью на льготной основе. Ни федеральное правительство, ни правительства штатов «не заморачиваются» собственными программами, их финансированием и реализацией. Они создают условия для работы НКО, специализирующихся на конкретной теме. Хорошо это или плохо, но именно так власти США борются с раком молочной железы.
Затем мы переместились в здание Администрации Президента США. Признаюсь честно, волнение посетило, ведь именно здесь и делается политика крупнейшей сверхдержавы. Встретил нас специальный помощник Президента США Барака ОБАМЫ, ведущий руководитель отдела России в Национальном Совете Безопасности. Он ещё не и не сказал то ничего, а уже стало ясно, что этот человек очень умён, серьёзен и осторожен. Обсуждали мы перспективы развития отношений между США и Россией. Впечатление – Политик! Безупречные манеры, продуманная и твёрдая позиция. Разговор был достаточно коротким, около 30 минут, но, по сути задаваемых нами вопросов, весьма напряжённым. Да, вот где искусство аргументации! Тому, кто будет вести с эти человеком закрытые переговоры, нужно очень тщательно готовиться.
Буквально минутная пауза, тишина, все усваивают впечатления от предыдущего оратора. И тут, яркий контраст – просто ураган – советник по вопросам национальной безопасности вице-президента США с темой о создании твёрдого фундамента внешней политики США и взаимоотношений с Россией, а также роли исполнительной ветви власти США, Конгресса и рядовых избирателей в решении этой задачи. Уже потом, когда мы обсуждали этого оратора в кулуарах, нам рассказали, что сотрудники его офиса просто обожают своего шефа. Понимаю, обаяние у человека – не каждая голливудская звезда сравнится. И русский язык, почти безупречный, почти без акцента. Да, он действительно специалист по России. Больше часа бурной дискуссии, да ещё и с шутками, прибаутками, образными сравнениями и как-то очень по- нашему выстроенными аргументами.
Опять Библиотека Конгресса. Перед нами бывший Посол США в Совете безопасности ООН, специальный помощник Президента Рональда РЕЙГАНА, председатель партийной организации Республиканской партии штата Вашингтон. А сегодня он на пенсии, поэтому работает лоббистом, его профиль – продвижение интересов штата Вашингтон. Поэтому беседа на тему отношений между федеральным правительством США и штатами оказалась весьма интересной и очень содержательной. Впрочем, это тема отдельного материала потому, что структура этого взаимодействия в Америке радикально отличается от российской. А как же работает на практике лоббизм? Есть Закон о лоббизме, лоббист нанимается из среды влиятельных людей, в прошлом занимавших высокие посты. Эти люди имеют значительный опыт, широкие связи в политическом и экономическом истеблишменте и, не скрываясь, абсолютно прозрачно и открыто продвигают интересы тех, кто их нанял. Или пригласил, ведь лоббист может работать и не за деньги. Лоббисты могут работать и на штат, и на любую корпорацию, и на любую общественную или неправительственную организацию, отраслевое объединение или просто частное лицо. Поэтому когда лоббист входит в Сенат, Конгресс, Правительство или ещё куда-нибудь, всем известно кто пришёл, зачем пришёл и что он лично от этого имеет. Продвигать интересы иначе, не через официальное лобби – пахнет коррупцией, вызывает резонные вопросы избирателей, поэтому неприемлемо для серьёзных людей, решающих серьёзные вопросы.
Переезжаем в здание Сената. В зале Комитета по иностранным делам нас встречают двое действующих сенаторов. Который раз ловлю себя на мысли: как же просто оформлены интерьеры американских властных инстанций, не скромно, а очень скромно. Разговор с сенаторами был на тему воздействия глобальных экономических проблем на формирование внешней политики США. Одна из сенаторов, сославшись на незапланированную важную встречу в Капитолии, извинилась и удалилась за 10 минут до окончания нашего разговора. Напоследок мы узнали от неё, что между зданиями властных структур в Вашингтоне проложена подземная дорога (метро не метро, узкоколейка), по которой должностные лица очень быстро перемещаются. Тем самым, вице – президент, передвигающийся из Госдепартамента в, например Минфин, делает это без мигалок, охранного кортежа и незаметно для окружающих.
Снова наш отель, в конференц – зале нас уже ждёт вице-президент корпорации «Форд мотор компании» (между прочим, наш «ГАЗ» располагается на площадях национализированного большевиками завода «Форда» в Нижнем). Говорим о ведении «Фордом» бизнеса в России и США в изменяющейся экономической ситуации. Встреча была долгой, молодец, и сам приехал, и выделил почти три часа. Такой … очень молодо выглядящий, живой и демократичный дядечка. Далее – его точка зрения в том виде, насколько я ее понял. Продажи автомобилей в России упали очень сильно, на 50%, мало рынков, где падение такое масштабное. Своими инвестициями в завод во Всеволжске (под Питером) они довольны, завод небольшой и полностью загружен даже сейчас так, как импорт упал – готовых автомобилей «Форд» в Россию почти не завозится, всё собирается у нас. В США тоже ощущается экономический спад, он сказывается и на «Форде» — закрыто несколько заводов, серьёзные сокращения персонала. Но «Форд» — самый эффективный из «большой американской тройки» и его проблемы не такие критичные, как у «Крайслера» и «Дженерал моторс». Основной конкурент американскому автопрому – японский. Больше всего они гордятся «Фокусом». В целях выравнивания кризисной ситуации «Форд» взаимодействует с Правительством России и США, направил свои предложения, надеется на их реализацию.
Мы его просто засыпали вопросами. Такому открытому и компетентному докладчику и вопросы задавать в удовольствие. Я задал вопрос о перспективах альтернативного биотоплива. Ответ таков: «О, да, тема альтернативного топлива была несколько лет назад популярной. Нет-нет, направление признано экономически неэффективным, японцы не станут делать двигатели под биотопливо, «Форд» не станет делать двигатели под биотопливо, глобальные игроки не видят перспектив. Эсперты уже посчитали. Это очень масштабные инвестиции, строительство новых производств. В этом нет смысла, это не прогресс, это ведь всё равно топливо. Да-да, из пшеницы, из кукурузы. Один парень из дерева сделал. О, да, но очень много проблем технических и экологических. Альтернативное топливо неперспективно, это вчерашний день. Главное направление – бестопливное. Электродвигатели, скорее на химическом источнике тока, именно там видят перспективу все глобальные автопроизводители».
А затем был «The Newseum» — музей новостных СМИ. Уже на улице нас встречал
Шелби Коффи III, основатель и член попечительского совета музея, экс-президент
«Си-Эн-Эн бизнес ньюс», экс-вице-президент «Эй-Би-Си ньюс», экс-главный редактор
крупнейших американских новостных газет.
Несколько лет назад ШЕЛБИ, авторитетнейшая фигура в новостном мире, вышел на пенсию. И начал создавать музей: учредил фонд, собрал туда 18 млн.$, пробил земельный участок метрах в трёхстах (!) от Капитолия и отгрохал музей новостной журналистики. Огромное стеклянное сооружение, начинённое электроникой, принимающее миллионы посетителей (правда, очень посещаемое место). Музей потрясает: каждой важной новости периода XX – XXI в.в. посвящена отдельная экспозиция. Гении и злодеи, революции и войны, громкие убийства и подвиги, выдающиеся решения и выдающиеся глупости, всё нашло отражение в «The Newseum». Невероятное количество газет всех лет и всех стран, автомобили, пулемёты, покорёженная антенна с крыши башен-близнецов. Интерактивных средств – половина музея: экраны, экранчики, супер – экраны, на которых что – то показывается. Хочешь увидеть новостной репортаж о каком то событии? Нажми пару кнопок и смотри, если телевидение уже существовало – увидишь. Отдельная экспозиция посвящена погибшим и убитым журналистам, она выделена, это мемориал. Там и наши все есть.
А потом была беседа о СМИ в открытом демократическом обществе.
ШЕЛБИ — это такой моложавый дедушка с копной белых волос и большими умными глазами. Он прекрасный собеседник, гуру журналистики, насмотрелся в жизни всякого. И пронёс через жизнь как знамя, и сейчас несёт свои убеждения. Вот они: Свободные и независимые СМИ – обязательная часть цивилизованного общества. Преследование журналистов – преступление перед обществом. Журналисту позволено писать или говорить обо всём кроме пропаганды насилия, нацизма, шовинизма, детской порнографии. Свободное общество является заказчиком информации, никто не имеет права решать «что можно и что нельзя говорить, какая газета хорошая, а какая плохая». Свободные СМИ являются главной защитой общества от коррупции, от неверных решений, от нарушения прав свободной личности.
Прощальная вечерняя прогулка. Извините, повторюсь, зелень и чистота. Как же зелено, мама дорогая! Всё, что не здание, тротуар, парковка или дорога, то газон, сквер или парк. Почвы не видно вообще. Даже если по каким-то причинам трава, куст или дерево не выросли, то это место будет засыпано крупной деревянной стружкой. Да ещё и разноцветной. И почва прикрыта (нет пыли, удерживается влага), и красиво.
Урны через каждые пять метров, улицы метут несколько раз в день, моют
спецмашинами дорогу. Никто, конечно, специально не мусорит. Но, присмотришься,
нет – нет, да и полетело что-то мимо урны. И это не страшно, скоро уборка. Вывод
простой: меньше мусорить + несколько раз в день убирать = чистота.

АЛЕКСЕЙ ПРОВОЗИН 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.