Все рубрики
В Омске вторник, 7 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,3124    € 98,4730

Сильван ШАРБИТ, журналист, блогер: «Французы любят покритиковать другие страны, если обсуждают свободу слова»

24 августа 2011 14:16
0
1740

Десятого августа в гостях на кухне у журналистов газеты «Коммерческие вести» побывал журналист из Франции Сильван ШАРБИТ. Ему 25 лет, Сильван живет на севере Франции и работает внештатным корреспондентом нескольких изданий. Весной этого года Сильван решился на большое самостоятельное путешествие, которое началось в странах Западной и Восточной Европы, а закончится в Австралии. Путевые очерки о своем путешествии на французском и английском языках Сильван ШАРБИТ отправляет редакторам во Франции и Англии. Он путешествует без телефона, GPS-навигатора и не останавливается в традиционных гостиницах, ночуя в хостелах или у знакомых по Интернету. Накануне Дня города он оказался в Омске, где получил казахстанскую визу. В Омске журналист-путешественник пробыл пять дней и на встрече в «КВ» с помощью переводчика ответил на вопросы коллег.

— В каких странах ты уже побывал и какое впечатление сложилось о них?

— Я посетил Германию, Австрию, Румынию, Венгрию, Украину и Россию. Дальше отправлюсь в Казахстан в Астану и Алма-Ату и затем проеду через Китай, Лаос, Вьетнам, Таиланд, Малайзию, Индонезию и окажусь в Австралии. Мне очень понравилась Румыния – это очень гостеприимная страна, а из российских городов я был только в Москве и Омске. В России сначала планировал находиться в течение двух недель и решил посетить столицу – Москву, а также Сибирь, потому что в сознании европейцев – это край мира. Для меня это было настоящее открытие, я оценил гостеприимство омичей, и город мне очень понравился. Вообще в России оказалось трудно пройти на улице минут двадцать, чтобы кто-то не узнал во мне иностранца и не попытался начать беседу. Меня удивило очень теплое отношение россиян к французам, и когда они узнают об этом, то сразу приглашают за стол и пытаются скрасить мое пребывание. Что касается проживания, Москва оказалась очень дорогой, но еда и другие вещи там не самые дорогие.
Хочу также отметить, что русские журналисты отличаются от журналистов других стран, у них есть чувство профессионального братства, и я подружился с несколькими коллегами в Москве и Омске.

— О чем ты уже написал в своих статьях о России?

— В публикациях про Москву одна статья посвящена митингу на Триумфальной площади 31 июля. Я находился в самом центре событий. Это статья о системе оппозиции в России и во Франции, и я подчеркивал разницу между ними. В вашей стране возможностей выражать свои политические пристрастия и взгляды, по моему мнению, меньше, а действия полиции гораздо более жесткие. Я был единственным французским журналистом на этом митинге, и затем мне успешно удалось продать фотографии с этого события. Еще одна статья была посвящена московскому образу жизни глазами иностранца в сравнении с другими столицами. В конце августа в журнале будет опубликована следующая статья, посвященная транспорту в России, в частности поездам и плацкартным вагонам, а также маршрутным «газелям».

— Приходилась ли сталкиваться с российской полицией?

— Поначалу они встретили меня достаточно прохладно, как и других приезжих, но когда узнали, что я француз, как-то потеплели, пожали руку и отпустили спокойно. Полицейский даже обнял меня и пожелал хорошего путешествия.

— Каков бюджет твоего путешествия?

— Я выехал из Франции с шестью тысячами евро, плюс стоимость снаряжения и оборудования, которое я вожу с собой, – примерно две тысячи евро. В дороге я пишу статьи, получаю за них деньги, это, конечно, полностью не покрывает стоимость путешествия, но здорово компенсирует значительную его часть. В путешествиях я стараюсь менять средства передвижения – ехал автостопом, на поезде, на автобусе и вообще стараюсь испытать различные впечатления. Например, несколько часов шел пешком.

— Какие гонорары у французских журналистов?

— Я работаю на разные издания и где-то получаю фиксированную оплату ежемесячно, а в других изданиях платят по факту за статью. Я пишу от восьми до десяти статей в месяц, и за одну публикацию получаю в среднем от 80 до 100 евро. Во Франции всего 5-6% журналистов-фрилансеров, это не очень популярно. Роль печатных СМИ сегодня снижается параллельно с ростом влияния интернет-СМИ, а журналисты стараются устроиться в какое-то место на постоянной основе.
Но фрилансеры получают приблизительно столько же, сколько человек, работающий на постоянной основе. Однако это означает постоянную неопределенность и неуверенность в будущем. Оплата еще зависит от стажа работы. Журналист, который только выпускается из вуза и приходит работать в издание, получает от 1,5 до 2 тысяч евро. Каждый год к этой сумме прибавляется 200-300 евро. И опять же, оплата зависит от того, в каком издании он работает. Если это региональное издание, то по прошествии 10 лет работы журналист может зарабатывать 4-5 тысяч евро в месяц, а если федеральное – 8-10 тысяч евро.

— Как происходит планирование поездки, узнаешь ли заранее из Интернета, где побывать, или все происходит спонтанно? Есть ли какой-то метод погружения в конкретный город?

— Я готовился к путешествию полтора года и рассчитывал длительность пребывания в той или иной стране исходя из экономических подсчетов, стоимости проживания, продуктов и так далее. Что касается Омска, я изменил первоначальный маршрут – сначала планировал поехать в Волгоград, Астрахань, а оттуда – в Казахстан. Но обстоятельства изменились, и я оказался в Омске. Не все запланировано заранее, но большая часть работы была сделана еще во Франции. Ну и с профессиональной точки зрения мне было интересно приехать в Омск, познакомиться с журналистами, сравнить уровень жизни здесь с теми городами, которые я посетил до этого. Он оказался хорошим. Еще в Омске увидел на Дне города то, чего раньше не видел ни разу – было карнавальное шествие и шли девушки, одетые в газеты и рекламу колбасы. Очень оригинально!

— Какие мифы о Сибири оказались разрушены?

— Самый распространенный миф – что здесь очень холодно и люди постоянно пьют, чтобы согреться. Конечно, реальность совершенно другая. Еще я слышал о сибирских медведях и тиграх. Кроме того, в России самые красивые женщины в мире, и это не миф. В Омской области я хотел бы побывать в Окунево, о котором узнал в Москве. Но, к сожалению, времени оказалось недостаточно. Пришлось довольствоваться тем, что съездил на окраину Омска и попытался там пообщаться с людьми.

— Знаком ли ты с русской культурой?

— Сильнейшее влияние русской культуры на французскую проходит через литературу, она очень известна во Франции. Знаю, что есть коллеги-журналисты, которые специально приезжают в Россию, чтобы писать научные работы, посвященные русской литературе, и очень глубоко ее изучают. Мой самый любимый русский писатель – Гоголь. Из кинофильмов я видел «Дневной» и «Ночной дозор» и «Тараса Бульбу». Но с русским кинематографом я познакомился уже в России, во Франции я видел только пару фильмов. Вообще, к сожалению, во Франции люди мало знают о том, что происходит в культурном мире в России, немногие приезжают во Францию с гастролями, показами кино, и есть некий вакуум.

— Какое мнение французов о России, о чем пишут в газетах?

— В основном статьи о России посвящены политике, свободе слова. Часто упоминается убийство Анны ПОЛИТКОВСКОЙ, которое произошло несколько лет назад. Постоянные герои публикаций – ПУТИН и МЕДВЕДЕВ. Что касается культуры, пишут в основном о танце и балете.
Французы любят покритиковать другие страны, если обсуждают свободу слова. Они считают, что настоящая свобода СМИ есть только во Франции и у них на нее монополия. Я обнаружил, что в России есть проблемы со свободой слова, но в целом она существует, хоть и с небольшими ограничениями. А Францию организация «Репортеры без границ» поместила сейчас в категорию стран, где свобода прессы снижается.

— Как развиваются во Франции интернет-СМИ?

— Когда они только начали развиваться, тираж печатных изданий упал, посещаемость сайтов выросла, но денег это не приносило. Сейчас с распространением айфонов и айпадов появляются новые специальные приложения, и люди начинают платить за информацию, которую они получают по интернет-каналу. Например, можно получать доступ к газете «Le Monde» через мобильное устройство, и она будет бесплатной, однако там будет очень много рекламы. А если читатель подписывается на платную подписку, то будет платить около 8 евро в месяц, и получит доступ к большему количеству информационных материалов без рекламы. Есть издания, которые полностью перешли на платную подписку, они потеряли до 50% читателей, но, в то же время, начали зарабатывать. Четыре-пять лет назад во Франции рекламодатели относились к интернет-рекламе менее серьезно, сейчас ситуация кардинально меняется – все меньше и меньше денег зарабатывают в газетах и журналах, и все больше в интернете, потому что аудитория растет. Думаю, в течение нескольких лет интернет-реклама еще сильнее укрепит свои позиции.

— С чего начиналась твоя журналистская карьера и каковы дальнейшие планы?

— Начал с того, что писал о музыке, работал на радиостанции, писал биографии и брал интервью, ездил в другие города Европы на крупные концерты. Потом стал писать о спорте, потому что работал в автомобильном спортивном журнале и параллельно писал о каких-то культурных событиях. Работая в этой спортивно-музыкальной теме, я как раз и готовился к путешествию и сейчас хочу открыть для себя новые грани журналистики, писать об окружающей среде, других странах, урбанизации. В феврале в конце путешествия я приеду в Австралию и пять месяцев буду работать там в местном журнале «Melbourne Post».

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.