Все рубрики
В Омске воскресенье, 19 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9873    € 98,7776

Номер с видом на Галилеское море, или Шабат — это совсем не страшно

16 ноября 2011 13:47
0
2011


Если вы никогда не были в Израиле, что в первую очередь придет в голову при его упоминании? Наверняка сработает стереотип: святые библейские места, уникальное Мертвое море и перманентное состояние войны с соседними странами. В попытке сломать стереотипы Лариса ШКАЕВА, начальник отдела по связям с общественностью Омской торгово-промышленной палаты, провела три недели на земле обетованной, путешествуя по стране на арендованном автомобиле. «КВ» продолжают публикацию впечатлений путешественницы, а также практические советы будущим автотуристам.


Итак, первые два дня нашего автопутешествия по Израилю прошли в соответствии с намеченным планом: познакомились с Тель-Авивом, посетили древний город Яффо, искупались в одном из четырех морей этой маленькой страны — Средиземном. Дальше наш путь лежал на север, в город Тверия на берегу озера Кинерет, которое здесь называют Галилейским морем. Нашей арендованной машинке Хендай предстояло проехать всего-то километров 130, чтобы мы увидели совсем другой Израиль.

Откровенно говоря, на севере страны больше любят отдыхать сами израильтяне, здесь и климат для них помягче, и дожди не редкость, а на горе Хермон зимой даже работает горнолыжный курорт. Туристов из-за рубежа, конечно, тоже хватает. Согласно Евангелиям, в Иордане, который сначала впадает, а потом вытекает из озера Кинерет, Предтеча Иоанн крестил Иисуса Христа. Паломники со всего мира устремляются сюда, чтобы пройти обряд крещения. Не стали исключением и мы. Но об этом таинстве чуть позже.

На пути приобщения к святыням

В Тверии нас ждал номер в отеле, который мы забронировали из Омска через сайт www.booking.com. Дорога нас совсем не утомила, потому что движение в Израиле не напряженное, средняя скорость на трассе, как правило, не превышает 90 км в час. Да и водители ведут себя адекватно. Добавьте сюда отменное качество дорожного покрытия, внятную разметку и знаки, которые обязательно дублируются на английском языке. Гостиничный номер достался с видом на Галилейское море — источник трети всей пресной воды, потребляемой в стране. Не будь этого моря, земли Израиля были бы скудны и пусты. Только один Иордан ежегодно вливает в него более 60 млн кубометров. Две тысячи лет назад этот район был местом, где Иисус читал свои проповеди, исцелял, воскрешал, ходил по воде.

Сегодня организованных туристов обязательно везут в специально оборудованную для обряда заводь – Ярденит, которая вообще-то не имеет
прямого отношения к крещению Иисуса, а выбрана лишь потому, что это единственное доступное для туристов место в Израиле, где можно подойти к реке Иордан, в остальной части она является границей с Королевством Иордания.

Меньше всего хотелось делать что-либо организованно, поэтому мы отправились на поиски уединенного местечка вдоль берега. Но нас ждало разочарование: везде висели таблички «Купание запрещено». Поинтересовались у первого попавшегося навстречу человека:
– Можно ли, кроме Ярденита, где-то искупаться?
– Да, пожалуйста, хоть здесь, – ответил мужчина, оказавшийся полицейским, правда, без формы.
– А как же запреты?
Немного смутившись, он изрек: «Здесь просто скользкие камни, пройдите метров тридцать – там будет в самый раз». Благословленные стражем порядка мы действительно нашли чудесное тихое место в зарослях на берегу. Река оказалась глубокой, через два метра дна уже не было. Вода чистая, теплая, сине-изумрудная и живая — с ощутимым течением и бьющимися в ноги рыбешками. Кроме троекратного погружения с головой, мы еще и трижды переплыли реку. Уж очень не хотелось выходить, такая благодать…

Главное — подготовиться

А между тем неумолимо приближался вечер пятницы, а это значит, что с заходом солнца начнется шабат. Это не просто выходные на пятницу и субботу в нашем традиционном понимании. Это период, про который местные жители говорят так: «В шабат религиозный еврей ничего не делает, а нерелигиозный делает только приятные вещи». Но так считают далеко не все. Ортодоксы это которые ходят в длинных черных сюртуках, носят очки без оправы, длинные пейсы, а на голове либо кипу, либо широкополую черную шляпу настроены гораздо серьезнее и даже агрессивнее. Мы их встречали практически в каждом населенном пункте. Говорят, что были случаи, когда закидывали камнями машины тех, кто посмел выехать по делам в шабатное время. Смею предположить, что было это давно и превратилось просто в легенду-страшилку.

Действительно, магазины, аптеки, музеи, многие кафе и рестораны, все госучреждения в шабат закрыты. Не работает и общественный транспорт. Но не стоит забывать, что в Израиле живут и арабы, которые всегда готовы накормить-напоить туриста и довезти его по назначению.
К первому своему шабату в Израиле мы подготовились основательно: купили вино, фрукты, консервированные оливки, питы (местные хлебные лепешки) и, извините, кусок свиной грудинки. Скромно провели вечер на балконе четвертого этажа, буквально с высока поглядывая на живописные окрестности древней Тверии. В субботу – шабатный апогей – погуляли по опустевшему без людей и машин городу, провели часть времени на пляже Галилейского моря. Затем легко в течение часа объехали его вокруг, сделав несколько остановок: возле Горы Блаженств, где Иисус читал свою Нагорную проповедь, у Церкви, где он накормил двумя рыбами и пятью хлебами 5 тысяч человек. Неожиданно пришла в голову мысль о том, что в принципе здесь каждый метр может претендовать на особое к нему отношение. Ведь Иисус вполне мог ходить по тропам, где сегодня проложена автодорога. Вот уж поистине святая земля!

До сих пор обида не прошла

В воскресенье, а в Израиле это обычный рабочий день, мы запланировали поездку в Метулу – город на северной границе с Сирией. С утра зашли в местный магазинчик, прелесть которого в том, что он находится не в туристической зоне, и в нем продается то, что ежедневно покупают жители города. Продавщица была очень приветлива, но говорила только на иврите. Помочь с выбором трапезы нам в дорогу вызвался пожилой интеллигентного вида мужчина. Оплатив покупки, мы еще минут 20 поговорили с ним. Александр оказался нашим земляком, приехал сюда 30 лет назад из Томска. Он врач, здесь у него родились и выросли дети, уже есть внуки. Живет на пенсию, не бедствует, любит путешествовать по стране, хорошо знает ее историю – дал нам несколько ценных советов, что и где посетить. Но его лицо буквально перекосилось, когда он начал вспоминать подробности своего выезда из СССР.
— Если б вы знали, через какие унижения нам пришлось пройти, как над нами издевались… До сих пор обида не прошла!
— Сейчас у нас в России все по-другому, — попытались было мы возразить.
— Да ничего у вас там не изменилось! Не верю.
Вот такой нерадостный диалог у нас получился.

На границе с Сирией

Город Метула находится высоко на холме, отсюда открывается потрясающий вид на равнину, которая буквально метров через 300 уже становится территорией Сирии. Картина самая что ни на есть мирная, несмотря на напряженные отношения между государствами. По обе стороны практически незаметной границы плодоносят гранатовые деревья, хорошо просматриваются сирийские дома, улицы, машины. Метула – это тихий и уютный поселок, жилые дома здесь, как игрушечные. Людей на улицах почти нет. Моросил дождик, и мы укрылись от него в кафе-кондитерской, где хозяйка предложила испеченные ею сладости и сама приготовила кофе по особому рецепту. Мило провели время.

«Рука Фатимы»

Зашли в сувенирный магазинчик. Из дальних поездок всегда хочется привезти для родных и близких что-то не просто оригинальное, но и обладающее неким смыслом. Однако не в каждой стране это возможно. К счастью, Израиль не из их числа. Здесь практически в каждой палатке, в разных видах и формах, по разным ценам продается один удивительный сувенир – «Хамса» (с ударением на первый слог). Это защитный амулет в форме ладони, приносящий удачу и счастье. Его используют в качестве оберега для дома, машины, офиса. Такой подарок равноценен пожеланиям всего наилучшего.
Хамса широко распространена на всем Ближнем Востоке и напоминает по форме ладонь. У иудеев слово имеет семитские корни и значит «пять», ее также связывают с пятью книгами Торы. А мне показалась интереснее версия мусульман. Для них «Хамса» — это «Рука Фатимы», по имени дочери пророка Мухаммеда. По преданиям, однажды Фатима помешивала еду на огне, а в это время еёемуж вошел в дом с девушкой, на которой только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырех жен). Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор ее рука стала символом терпения и веры. В современном Израиле практически каждая женщина носит подвеску в виде «Хамсы». Нередко можно увидеть и настоящие произведения ювелирного искусства — из золота с бриллиантами. Хочется верить, что древний амулет от этого не теряет своей силы.
Утром следующего дня мы не спеша двинулись дальше по маршруту — на юг страны в Иудейскую пустыню. Следующая остановка запланирована на берегу Мертвого моря.

Продолжение следует)

Лариса ШКАЕВА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.