Все рубрики
В Омске среда, 22 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,4082    € 98,2971

Андрей СТОРОЖЕНКО, министр здравоохранения Омской области:«На 2013 год у нас планка такая – 30 000 рублей должен получать врач, 14 000 -медсестра, 8 000 — санитарка»

20 февраля 2013 10:27
0
2301

14 февраля на кухне "КВ" побывал министр здравоохранения Омской области Андрей СТОРОЖЕНКО. "КВ" публикуют интересные моменты из разговора Андрея Евгеньевича с журналистами "Коммерческих вестей".


– Здравоохранение города и области соединили под одним началом недавно, и вам досталось беспокойное, хлопотное хозяйство. Скажите, какие болевые точки сегодня есть в вашей работе, что требует наибольшего внимания?
– С чем мы боремся? В первую очередь с мнением, что наше здравоохранение плохое. Негатива, к сожалению, много на этот счет. То, что город с областью объединили, на мой взгляд, правильно, хозяин должен быть один. Проще и управлять потоками пациентов, и обеспечить одинаково качественную помощь и в сельской местности, и в городе, и проводить модернизацию сети тоже проще. С тем, что хозяйство хлопотное, согласен. 65 тысяч штатных единиц! Армия! Под две тысячи зданий. Всем этим нужно управлять.
Кроме того, сейчас все заточены на реализацию 597-го указа президента РФ, согласно которому надо увеличивать зарплату, и до 2018 года все расписано. Нам в числе немногих территорий удалось подписать соглашение с Москвой, и теперь у нас свой график повышения зарплат, свой график проведения реформ, который мне кажется менее болезненным и более продуктивным. На 2013 год у нас планка такая – 30 000 рублей должен получать врач, 14 000 -медсестра, 8 000 – санитарка. Мы себе даем возможность спокойно подготовиться к повышению зарплаты на 2014 год. Хотя по многим учреждениям средняя зарплата врачей уже сейчас более 30 тысяч.
– Включая главного врача?
– Главврачи – совсем другая история. Есть в Омске крупнейшая больница, где главврач получает 30 тысяч. Москва проще делает – там ставка один к трем. Средняя зарплата врача по больнице умножается на три, получается зарплата главврача. Мы когда-то по такому пути шли в городе, вытащили кучу теневых денег в платные услуги, и уже тогда главврачи получали нормальные деньги. Есть больницы, где не на чем заработать. К примеру, дом ребенка – 400 брошенных детишек, от 0 до 3 лет, четыре здания в разных районах города. На чем главврач заработает? Ни на чем. Зарплата 30 тысяч. Также и другие казенные учреждения – туберкулезная больница, психиатрическая больница. Но бог бы с главврачами. Дело в том, что и все остальные – замы, помы и начмеды – получают зарплату исходя из цифры, которую получает главврач.
В итоге сейчас у нас зреет решение по главным врачам, как им поднять зарплату, не увеличивая затраты. Мы вводим критерии оценки работы больницы и главврача – как ведется лечебная деятельность, каковы финансово-экономические показатели. По ним и будем смотреть, какому главврачу какую зарплату давать. Возьмите многопрофильную больницу, МСЧ № 9, БСМП № 1 – стоят огромные махины, и, управляя ими, люди должны получать достойные деньги. Но мы за эти деньги будем спрашивать. Это не новшество, мы это делали в городе когда-то. Комиссия смотрела показатели, и снимались деньги, и человек задумывался о том, как надо работать.
– Уровень зарплаты в больницах зависит ведь и от того, как главврач деньгами распоряжается.
– Да, и у тех главврачей, которые рационально расходуют эти деньги, врачи получают в среднем 34-36 тысяч рублей. А есть больницы, где у врачей с 20-летним стажем зарплата 20-24 тысячи. Это неправильно. В минздраве мы создали сейчас комиссию, которая будет четко следить за расходованием средств Фонда ОМС. Сколько идет на зарплату, куда тратятся деньги.
По обязательному медицинскому страхованию в 2013 году финансирование будет больше, чем в 2012 году. В прошлом году, даже с учетом модернизации, по ОМС поступило 12,5 млрд рублей, в этом году, должно поступить 16,5 млрд рублей. Главврач может средства ОМС тратить на все, что входит в тариф, – медикаменты, оборудование и ремонт на сумму до 100 тысяч рублей. Так что в целом главврачам сегодня дали денег больше, чем в последние годы.
– В прошлом году большинство врачей получали президентские, федеральные и так далее..
– Таких доплат сегодня нет, но эти деньги сохранились. Они ушли в стимулирующую часть. У главврача, напомню, к тому же есть еще и право "добивать" зарплату до средней.
– Право, а не обязанность.
– Стоп, я вам только что говорил, что мы создаем комиссию для контроля за тем, как главврачи тратят деньги, в том числе и на зарплату! Поймите, я же знаю, что происходит. Я же не только положительные публикации читаю, о том, что СТОРОЖЕНКО пятерочник. Я ткну в какой-нибудь блог, а там все-все гадости, которые и вы мне сейчас говорите. В том числе и про зарплату пишут. Не далее как вчера читаю – водитель скорой помощи жалуется, что зарплата маленькая. Вчера же ваш покорный слуга на губернаторском часе заявил, что водителям скорой помощи повышена зарплата. Я вру, да? 36 млн рублей на это выделил по согласованию с губернатором. Пересчет причем будет с января.
– Мы про это и говорим. Нужна обратная связь. Вы сверху проводите реформы, а снизу народ трясет от неизвестности. Потому что нет информации.
– Я езжу по больницам, и по районам, и в городе. Взять те же скорые. Вместо 500 млн с копейками в прошлом году на скорую в этом году пойдет 1 млрд 30 млн рублей – большая разница. Такой зарплаты, как в январе текущего года, они в жизни не видели. Гарантированно они будут получать на 30% больше, чем в 2012 году. Никогда не было спецодежды – теперь и это забито в бюджет. Будут поставлены автомобили и в районы, и на городскую станцию скорой помощи. До 22 февраля 29 "газелей придет". И тут же вижу, на сайте водитель пишет, что "газель" плохая, у нее крыша высокая, и так далее. А это реанимобиль, чтобы врач мог работать в полный рост! А если уж говорить про обратную связь, я съездил, встретился со скорой помощью, причем на встрече были все те же лица, которые бастовали несколько лет назад, родная пятая подстанция. Скоро поеду на автобазу разговаривать. Согласен, есть больницы, где не вся информация от нас доходит.
– Помимо вас врачей приходят и другие люди информировать, например, страховщики. В одну из поликлиник пришли и рассказали о том, что вскоре в медицине появится своего рода закон о защите прав потребителей.
– То, что в поликлиники выходят страховщики, для меня новость. Хорошо, что вы об этом мне рассказали. Никакая страховая компания не имеет права лезть к нам. В последнее время все чаще звучит – медицинские услуги. А мое мнение – мы не бизнес, мы то, что потом сработает на страну. В нас деньги вкладывать надо. А все те недостатки здравоохранения, о которых вы говорите, это от нашей бедности. Были периодические инъекции в медицину, мощнейшая из них – нацпроект "Здоровье". А потом не было ничего. Радует, что мы защитили достаточное количество денег на оборудование на 2013 год. Есть в планах и структурная реорганизация – создание межрайонных центров, межокружных – чтобы оборудование в них концентрировать, а не распылять. Мы пришли и начали это делать, все будет постепенно меняться.
– Не бизнес, значит. А почему тогда МРТ нельзя в городе нигде бесплатно сделать?
– У нас сегодня с вами томографы где стоят? У нас их нет! По событиям 2012 года у нас идет связка в мозгу – томографы, значит, воруют. Ощущение создается, как будто у нас их кучу закупили. А у нас в той же БСМП №11 – бред сивой кобылы, а не томографы! Там, в больнице неотложной помощи, стоят платные томографы! Это никуда не годится. Они деньги делают, молодцы, конечно, но стоят они на золотой жиле, идет поток неотложных больных. Они им говорят – дай две тысячи, пойдешь на МРТ. Конечно, когда риск инсульта, родственники в лепешку разобьются, найдут деньги, принесут.
– Вымогательство, проще говоря.
– Это хуже даже. Мы встретились с двумя "начальничками" этих томографов на прошлой неделе, поставили им условие – резко увеличить количество бесплатных талонов либо освобождать площади. Один из них вроде сказал – мы уйдем. Посмотрим, куда он уйдет, кому он нужен с этим томографом, разве что если мы его купим по остаточной цене.
– В продолжение темы. Меня все время удивляет Диагностический центр – бюджетная организация, а бесплатно пройти некоторые обследования сложно. Очереди на тот же томограф нет. Но когда спрашиваешь бесплатный талон – есть только через два месяца, платно же можно пройти через пять минут.
– Мы в отношении Диагностического центра тоже будем проводить реструктуризацию. Объединим с больницей минздрава, будет шикарный центр с коечным фондом. В том числе будет решен и поднятый вами вопрос. Огромный объем исследований Диагностический центр сегодня делает бесплатно. Но они вынуждены сами обслуживать, ремонтировать свое оборудование, на свои деньги! Таковы парадоксы нашей медицины.
– Какие частные клиники сегодня принимают по полисам ОМС?
– Те, которые заявились и были включены в реестр. На сегодня наиболее активно вышли на работу с полисами ОМС в "Евромеде". Считаю, со всеми частниками надо работать в интересующих нас направлениях. К примеру, "Евромед" купил уникальный 256-срезовый магнитный томограф, на котором возможна ангиография без катетеризации. Мы ему деньги даем по государственному заданию – 10-15 млн рублей, пусть работают. То же самое со скорой помощью. Вы, наверное, знаете, что у "Евромеда" своя скорая есть. Мы с ними подписали соглашение, и теперь это не их скорая, а наша скорая! И она работает бесплатно и принимает вызовы 03. Кардиобригады в основном там работают. Тариф по скорой нормальный, "Евромед" он устроил.
Я считаю, что во всех направлениях нужно развивать цивилизованное частно-государственное партнерство. Та же стоматология. Где у нас лечат бесплатно? Бесплатно поставят мышьяк и цементную пломбу, все остальное за деньги. Надо смотреть, нужны ли все эти стоматологии или что-то можно на частников возложить. В Москве уже целые больницы отдают частникам. Конечно, для нас это слишком революционно.
– И машины для скорых закупаете, и с частниками работаете, получается, как я понимаю, деньги у вас теперь есть.
– Я этого не говорил! Я сказал, что нам оставили много денег по сравнению с прошлым годом, но для здравоохранения это – пшик! Сами посудите – один ангиокомплекс стоит 100 млн рублей, а его надо ставить, он необходим для установки диагнозов, чтобы люди жили. У нас сейчас он есть только в областной больнице, старенький есть в кардиодиспансере, и монтируем в БСМП, а весь куст в районе МСЧ № 9 и дальше не охвачен.
– Уровень квалификации омских врачей вы как оцениваете?
– В большей части он достаточен. На уровне заведующих отделениями в омских больницах работают сегодня люди, которые в одно время со мной заканчивали мединститут. Я этих людей лично знаю, они профессионалы. Вы понимаете, почему на врачей так пристально смотрят? Если в магазине хлеба нет, человек развернется и дома сухарь съест, за хлебом завтра придет, а если врач плохой попался и не вылечил, то будут судить по этому врачу обо всей системе. Потому мы не препятствуем главврачам отправлять врачей на обучающие курсы. Привозим новое оборудование – обучаем. Мы подписали договор о создании совместного российско-французского центра на базе нашего онкологического диспансера с профессором Жильбером МАССАРДОМ. Это человек, который первым в России пересадил легкие и получил за это госпремию. Он привезет сюда пять своих врачей по различным специальностям, которые будут совместно с нашими оперировать и обследовать. Если мы с онкологами сделаем то, что планируем, легкие будем пересаживать не в Новосибирске, а в Омске. Если у нас этот центр сложится, мы поедем о нем СКВОРЦОВОЙ рассказывать, федеральные субсидии будут. Я уверен – сегодня по тому, какой уровень операций делается в регионе, судят о развитии здравоохранения здесь в целом. Пересадка почек у нас есть, кардиохирургия есть, на очереди легкие.
– По последней статистике, если я не ошибаюсь, Омская область в лидерах по онкологии?
– Не в лидерах, но онкозаболеваний у нас много. Просто дело еще и в том, что на этапе насыщения оборудованием лечебных учреждений растет и выявляемость. На сегодня у нас нормальные показатели по смертности. Усилили работу по обследованиям в первичных кабинетах, работу амбулаторно-поликлинического звена. Ранняя диагностика онкозаболеваний существенно повышает выживаемость. Учитывая квалификацию наших врачей, имеющиеся препараты и методы, это заболевание не так страшно сегодня, результаты зачастую просто уникальные.
– Чем, на ваш взгляд, наиболее эффективно определяется качество медицинских услуг? Продолжительностью жизни, уровнем смертности? Есть какой-то объективный критерий?
– Чтобы человек хорошо жил, ему надо прежде всего нормально зарабатывать, следить за своим здоровьем, а уже потом, чтобы уровень медицины соответствовал. Есть ведь вещи очень простые, которые может каждый человек делать, – вечером поздно не есть, вместо 20 сигарет выкурить две, заболел зуб – сразу идти к врачу. А у нас получается так, что медики отвечают и за смертность, и за продолжительность жизни, и за материнство, за все! Самый простой критерий для меня – отсутствие жалоб. Не беру в расчет тех, кто жалуется систематически. У нас на первом месте стоят жалобы пациента на то, что с ним не поговорили, на втором месте – жалобы на плохую диагностику, на третьем – на лечение и потом – на лекарственное обеспечение. Правда, интересная выборка? Еще один жесткий критерий – показатели материнской и младенческой смертности. Мы выдерживаем эти показатели, у Минздрава РФ к нам вопросов по этому критерию нет.
– Как работается с переходом на оплату по законченному случаю? Каково ваше отношение к таким изменениям в работе с ФОМС?
– Хорошо работается. Пролечил – получил. Не пролечил – не получил. Мое отношение к этому нормальное. Стационары перешли на законченный случай. Скорая помощь пока сохранила подушевой норматив, на следующий год посмотрим, как будем работать, ситуация может измениться. При правильном подходе скорая не должна работать с такой нагрузкой, как сегодня. Должны срабатывать наши передовые окопы – амбулаторно-поликлиническое звено, оно должно удар держать, мы должны на них упор делать. Если амбулаторно-поликлиническое звено сработало, скорая помощь высвобождается. У нас сегодня по каким угодно поводам скорую вызывают – давление подскочило, так как водки выпил, живот скрутило и так далее, а в результате на серьезные случаи не успеваем доехать. Поэтому нужно поликлиники развивать. Будем расширять дневные стационары, ведь койки надо сокращать.
– Зачем сокращать койки?
– Затем, что стационары – самое затратное звено. Мы привыкли, что у нас в каждом отделении 60 коек, но этого сегодня не нужно. Мы сегодня предлагаем делать 30 коек и оставлять при этом полный комплект врачей. В Европе так работают, и они молотят интенсивно! А у нас специалисты не хуже, и мы тоже сможем так.
– Ну, если перед выходными в стационар поступил, к тебе до понедельника вообще никто не подойдет...
– Будем менять это. Уже исправляемся. Стараемся делать так, чтобы человек обследовался, зашел в больницу и его на следующий день уже прооперировали. Идем к этому. Будут реформы, и не всем они будут нравиться, то же объединение больниц. Для части народа я буду однозначно плохим. Я уже говорил, межрайонные центры давно надо создавать. Шикарная больница в Таре, а ее сократили. Хочу предложить идею губернатору – подсчитать, что дешевле – хорошую дорогу до Знаменки сделать или содержать всю Знаменскую ЦРБ. Там плечо до Тары 50 км, если нормальную дорогу сделать, за двадцать минут наши реанимобили долетят! Кроме того, с МЧС мы завязались, делаем центральную вертолетную площадку в Таре и еще пять посадочных площадок по северу области. Да, будем укрупнять. Так весь мир работает. Больница должна быть заполнена. А то отстроен дворец в селе, а там укомплектованность врачей 50%, 60% от плана по посещению поликлиники, 38% хирургическая активность и так далее.
– Переходить из поликлиники в поликлинику по закону можно. А к какому участковому тогда прикрепляться, если перешел?
– А я считаю, что это неправильно, переходить. Из плохой поликлиники все перепишутся в хорошую. Конечно, мы должны все поликлиники сделать одинаково хорошими. Но территориальный принцип все равно остается правильным при этом. И прикрепиться к участковому врачу в чужой поликлинике невозможно. Как он вас на дому обслуживать будет? Не поедет же к вам участковый врач через весь город!
– Пару месяцев назад попал в печать странный рейтинг городских учреждений здравоохранения, который вы тут же объявили неправильным. Как же так получилось?
– Тот, кто за это отвечал, уже получил по башке, хотя по-хорошему надо было вообще увольнять. Есть критерии, которые разработал Минздрав РФ. Мы как не тупые исполнители должны были разделить больницы – составить отдельный рейтинг между поликлиниками, между роддомами и так далее. Как можно сравнивать маленькую городскую больницу № 9 и БСМП № 1, которая молотит и молотит, в которую везут политравму, неотложку и так далее? Я недосмотрел, когда рейтинг выкинули, я тоже удивился. Сейчас делаем правильный.
– Хотел спросить о детской больнице № 3. Реконструкция больницы началась без конкурса, затем конкурс расщепили на два лота, а недавно задержали чиновника, который якобы обеспечил победу в конкурсе САФАРЯНУ. А затем, когда туда съездил губернатор, и вовсе сказали, что все дешевле было снести.
– Больница строится. В программу 300-летия города мы вошли по нескольким больницам и поликлиникам, в том числе и на эту больницу там предусмотрены деньги. Ее надо достраивать. Это единственный хирургический центр в регионе по детям. Я не обижаю при этом областную детскую клиническую больницу – там новорожденных так оперируют, как нигде больше в Омске. А здесь, в детской больнице № 3, вся неотложка региона. Уникальная больница, я в свое время ею несколько лет командовал.
– Уложится застройщик в смету?
– Уложится, никуда не денется.
– А что сейчас с "Омским лекарством"?
– Мы им занимаемся. Есть четкая установка губернатора – если предприятие принадлежит области, оно должно приносить прибыль в бюджет. 100%-й акционер "Омского лекарства" – областная администрация. Руководитель там остался тот же, ему поставлены задачи, вот он план составит, и если сможет выполнять, пусть работает. Миллиард оборота у предприятия! Оно должно приносить прибыль. И если это предприятие даст за год 40 – 50 млн рублей, я смогу закрыть десять поликлиник по текущему ремонту, не прося денег у губернатора.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.