Все рубрики
В Омске пятница, 3 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0538    € 98,6447

Олеся СМИРНОВА: «Я сейчас много общаюсь со студентами и не перестаю удивляться: все поголовно хотят уехать»

16 октября 2013 12:07
7
5583

Об особенностях инвестиционной деятельности, об институтах развития территорий и о том, как повысить привлекательность Омской области в глазах российских и зарубежных инвесторов, обозреватель "КВ" Николай ГОРНОВ поговорил с Олесей СМИРНОВОЙ, руководителем ОАО "Корпорация развития Омской области", созданного по настоянию стратегического консультанта, компании Strategy Partners Group, которая работала над стратегией социально-экономического развития региона.

— Олеся Валерьевна, какова структура ОАО "Корпорации развития Омской области" в настоящий момент?

— Мы организовались не так давно, если помните, и фактически работаем только 2 месяца. Восьмого октября прошло второе заседание совета директоров, где была утверждена концепция деятельности ОАО "Корпорация развития Омской области", в которой определены цели, задачи, направления, приоритеты, механизмы и инструменты. Эта концепции станет основой для разработки уже конкретных планов действий на период 2013-2014 годов и на последующие годы. Штат у нас пока небольшой – всего 4 человека. Но в ближайшее время планируем расширяться. У нас будет четыре проектных группы для работ по направлениям, определенным в стратегии социально-экономического развития Омской области. Во главе каждой группы – управляющий директор. Пятый управляющий директор будет заниматься организацией взаимодействия с органами исполнительной власти в рамках инвестиционной деятельности. Отдельно выделим блок корпоративного управления и подразделение по управлению рисками.

— Большая предполагается структура?

— Нет, небольшая. До конца года мы планируем расширить штат до 12 человек. А в 2014 году, если мы выйдем, как говорится, на проектную мощность, штатная численность может возрасти до 28 человек. В любом случае это будет небольшой коллектив профессионалов высокого уровня.

— Концепция деятельности корпорации развития была опубликована, все желающие с целями и задачами уже ознакомились. Как я понял, корпорация будет заниматься повышением конкурентоспособности региона за счет привлечения инвестиций, созданием технопарков и организацией финансирования непосредственно инвестпроектов в рамках государственно-частного партнерства. Но все все же хотелось бы понять, как именно вы будете повышать инвестиционную привлекательность области...

— Понимаете, корпорация развития – это по сути офис по реализации и управлению конкретными приоритетными проектами и содействию реализации любых инвестиционных проектов в регионе. Наша задача состоит не только в привлечении инвесторов, но и в том, чтобы организовать и обеспечить процесс эффективного взаимодействия между правительством и бизнесом, который хочет реализовать на территории региона инвестпроект. Нам инициируют проекты к реализации, с участием государства. Механизм-посредник, который, с одной стороны, защищает интересы государства перед бизнесом, с другой стороны – вынуждает государство быть гибким, чтобы проектные идеи, которые поступили, не остались на уровне идей, а были реализованы. Наша задача – интенсификация инвестиционных процессов и, как результат, создание в регионе комфортных условий для долгосрочной инвестиционной деятельности

— И все же мне не очень понятно, как именно привлекать инвестиции. Вот что нужно делать конкретно? Дать рекламное объявление в "Российскую газету": "Ищем инвестиции"?

— Ну не обязательно уж объявление...

— А как? Раньше правительство Омской области тоже занималось привлечением инвестиций. И три года назад, и пять лет назад минэкономики рассказывало омичам, как успешно оно привлекает инвестиции в регион...

— У министерства экономики многолетний опыт привлечения инвестиций, в чем я даже не сомневаюсь. Но вопрос здесь не столько в привлечении, сколько в удержании инвестора. Именно поэтому мы и создаем для инвесторов тот самый режим "одного окна". Чтобы он, пройдя через пять министерств, не ушел в другую область. На самом деле организовать межведомственное взаимодействие – это очень непросто. И с территориями развития тоже есть свои сложности. Земельных участков достаточно, но они без инфраструктуры инвесторам не очень интересны. Идеальный вариант – это когда резидент приходит в тот же индустриальный парк со своими разработками, приобретает себе производственное оборудование и может в короткий срок организовать промышленное производство.

— И на какие деньги область будет строить инфраструктуру? На бюджетные?

— Не обязательно на бюджетные. На сегодняшний день в областном бюджете таких денег просто нет, поэтому будем привлекать и внебюджетные средства, и федеральное финансирование.

— О каких суммах из федерального бюджета может идти речь?

— При выполнении всех предусмотренных условий, то есть при наличии площадки, концепции ее создания и развития, финансовой модели и так далее, федеральный бюджет может выделить софинансирование на создание инфраструктуры, как энергетической, так и транспортной, на подведение к границам технопарка/индустриального инженерных сетей.

— Внебюджетные деньги – это кредиты?

— В том числе. Вот у Сбербанка, например, есть очень интересный кредитный продукт, предназначенный для финансирования работ по созданию и развитию индустриальных парков, в том числе их инфраструктуры. Сбербанк готов кредитовать такие работы на 75-80%. Базовый срок кредита – 14 лет. Это очень хорошие условия.

— Ну а какие-то конкретные результаты по технопаркам уже можете озвучить?

— Мы сейчас прорабатываем концепцию создания технопарка, где якорным арендатором может стать компания "Газпром нефть". Работа именно с этим контрагентом интересна тем, что все инновации, выпущенные на рынок, будут востребованы и использованы, то есть принесут деньги, которые инноваторы смогут потом направить на последующие разработки.

— Резидентами технопарка будут омские компании?

— Естественно. Наша задача в этой части – развивать именно омские инновационные предприятия.

— Технопарк будет на территории северо-западного промузла?

— Территориально мы еще не определились, предложений по площадкам много. Сначала мы подготовим техническое задание, определимся с концепцией технопарка, а исходя из концепции будем уже выбирать участок.

— Еще раз уточню, чтобы не было недопонимания: в 2014 году нам ждать технопарк или индустриальный парк? Или это одно и то же?

— Нет, это две совершенно разные территории развития, и по обеим мы планируем перейти от проектной фазы в инвестиционную в первом полугодии 2014 года. Индустриальный парк – это промышленное производство. А технопарк может быть как площадкой для интеллектуального продукта, так производственной площадкой, где выпускается инновационная продукция с максимально высокой добавленной стоимостью.

— Институты развития созданы уже во многих регионах. Вы изучали их опыт? Что-то вам понравилось? Некоторые корпорации и агентства, насколько я помню, вызывали массу недовольства со стороны местных СМИ, и очень бы не хотелось повторить чужие ошибки...

— Вы сейчас от меня хотите что услышать? На кого мы будем ориентироваться в своей работе?

— Именно это...

— Мы ни на кого ориентироваться не будем, мы учтем этот чужой опыт и, сопрягая его, будем делать свое дело. В принципе положительный опыт в части интенсификации инвестиционных процессов есть у Татарстана. Знаете, почему он положительный? Там работают два института развития, между которыми четко разделены полномочия. Один из них, который называется Агентством инвестиционного развития и является органом исполнительной власти, работает как фронт-офис, то есть занимается всей деятельностью, связанной непосредственно с привлечением и удержанием инвесторов. А остальной работой занимается как раз ОАО "Корпорация развития Республики Татарстан", т.е. реализацией конкретных проектов, в т.ч. по созданию необходимой для инвестора инфраструктуры. И это правильно.

— Какой сегодня уставный капитал у ОАО "Корпорация развития Омской области"?

— 100 тысяч рублей. Мы сейчас как раз занимаемся поиском институционального инвестора, который смог бы выкупить нашу допэмиссию. И мы бы тогда смогли использовать увеличенный уставный капитал в залоговом механизме для привлечения инвестиций.

— А сколько вам нужно денег в уставном капитале?

— Если исходить из того, что в инфраструктуру одного индустриального парка нужно вложить порядка 750 млн рублей, то хорошо было бы иметь хотя бы 30% от этой суммы, чтобы оставшиеся средства можно было привлекать, используя различные механизмы.

— Судя по опубликованному тексту концепции деятельности корпорации развития, вы собираетесь участвовать в выставках, форумах, саммитах и так далее. Зачем? Есть АРВД, пусть оно и занимается выставками и продвижением бренда Омской области...

— Нет, непосредственно заниматься организациями выставок мы не будем, естественно. Но почему бы и не поучаствовать в выставке, если есть возможность поднять рейтинг Омской области? У нас разные задачи с АРВД.

— Глядя со стороны, многим кажется, что вся работа по реализации плана социально-экономического развития Омской области до 2025 года идет как-то слишком медленно...

— А как все это можно сделать быстро, если в региональном бюджете нет денег?

— То есть вся сложность в отсутствии начального финансирования?

— Нет, это даже не сложность. Это вопрос стартовых условий. Для развития любого стартапа нужно время. А тем более при ограниченных финансах.

— А мне кажется, времени у нас не очень много, мы и так отстали от соседей, с которыми пытаемся конкурировать. Или вам так не кажется? Что вы вообще увидели, когда приехали в Омскую область?

— Я увидела в Омской области серьезные точки роста. Может быть, конечно, мне в чем-то легче, поскольку я не из Омска, да и по натуре оптимист. К тому же я часто работала на стартапах. Поверьте, когда в 2005 году я начинала заниматься проектным финансированием в Сибакадембанке, никто не верил, что это вообще возможно в региональном банке. А в итоге мы даже опередили в этом направлении Сбербанк на территории СФО. А что невозможного в инвестиционной деятельности? Договориться, я уверена, можно с любым инвестором.

— Судя по вашей биографии, вы много лет работали в сфере инвестиционного банкинга. А зачем поехали в Ханты-Мансийск на чиновничью должность?

— Было интересно поработать в сфере энергетики и ЖКХ.

— А в Омск приехали надолго? Это я транслирую опасения омичей на тот счет, что все иногородние специалисты быстро уезжают от нас в Москву.

— Поскольку предложение мне поступило от руководителей области, то я планирую быть здесь. Идеи уехать в Москву у меня точно нет. Я там отработала три года и вернулась в Новосибирск. Мне, если честно, Омск очень нравится. Здесь, например, есть где прогуляться. Меня поразила красивая и удобная набережная. И еще меня удивило негативное отношение омичей к тому городу, где они живут. Разница в средней зарплате между Новосибирской и Омской областью – всего порядка 400 рублей. А отношение к своим городам у жителей Новосибирска и Омска кардинально различное. Хотя Омск – нормальный город. И я искренне не понимаю, почему все хотят отсюда уехать. Я сейчас много общаюсь со студентами и не перестаю удивляться: все поголовно хотят уехать. Я согласна, что на жизнь нужно смотреть без розовых очков. Но зачем оценивать негативно буквально все? За все время я встретила только троих, кто сказал, что не намерен никуда уезжать из Омска и будет всего добиваться здесь.

— Почему у всех такая обреченность, как думаете?

— Я попыталась проанализировать и вот о чем подумала. Проблема — в отсутствии перспектив роста и самореализации. В Омске, например, нет инновационных иностранных компаний, с которыми молодые люди могут связывать свои карьерные устремления.

— Тогда плавно переходим к вопросу, как привлечь в Омск этих вот иностранных инвесторов и эти крупные инновационные компании, которые могут обеспечить молодым омичам карьерную перспективу?

— На самом деле инвесторов много. У меня сейчас в электронной почте лежит масса предложений по привлечению иностранных денег под инфраструктурные проекты. Но с ними нужно плотно работать. С каждым. И нужно устранять административные барьеры. Несколько инвесторов из Европы, с которыми мы сейчас возобновили переговоры, нам говорили, что они отказались от своих идей после того, как год-два проходили впустую по кабинетам. И вроде бы во всех кабинетах им говорили "да". Но чего-то обязательно не хватало. И в этом, на мой взгляд, даже не вина органа исполнительной власти. Просто два субъекта разговаривали на разных языках.

— Что больше всего интересует иностранных инвесторов? Что им важно?

— Очень многим инвесторам важен уровень корпоративного управления. Еще для них важны открытость местной власти и понимание механизма принятия решений. Они хотят понимать, почему принято то или иное решение. Западные инвесторы щепетильны к формальностям. Если что-то написано на бумаге, то так и должно быть. И еще они предъявляют серьезные требования к инфраструктуре.

— Вас не смущает, что сейчас европейские производители закрывают свои производства в Европе?

— Нет, не смущает. У нас сейчас лучше, чем там. Особенно чем в Испании и Греции. По сравнению с Европой у нас сейчас есть обозримые точки роста. Мы для себя определили в планах на 2014 год, что мы должны запустить, как минимум, два-три инвестиционных проекта с объемом инвестиций в диапазоне от 850 млн рублей до 1 млрд рублей. И от этих планов мы не отойдем.

Биография
Олеся Валерьевна родилась 10 октября 1978 года в Новосибирске. В 1995 году окончила новосибирскую среднюю школу № 137 и в том же году поступила в Новосибирскую государственную академию экономики и управления, где получила высшее образование по специальности «Государственные и муниципальные финансы». После вуза устроилась на работу в ОАО «Сибакадембанк».

С 2005-го по 2006 год работала начальником управления проектного финансирования Московского филиала ОАО «Сибакадембанк». С 2006-го по 2008 год возглавляла управление проектного финансирования ОАО «УРСА Банк». С 2008-го по 2010 год была директором Офиса управления активами № 1 ОАО «УРСА Банк». В 2010 году назначена директором по продажам и сопровождению клиентов департамента по работе с розничными продуктовыми сетями ОАО «МДМ Банк».

В 2011 году переехала в Ханты-Мансийск, где в течение года занимала должность заместителя директора департамента строительства, энергетики и ЖКХ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 2012 году назначена первым заместителем директора Фонда развития жилищного строительства Омской области «Жилище». С августа 2013 года – генеральный директор ОАО «Корпорация развития Омской области».

Замужем.

Комментарии
Друг 31 октября 2013 в 17:01:
Моник супер!
Друг 31 октября 2013 в 16:59:
В ХМАО
Василий 28 октября 2013 в 12:33:
Та задача, которую перед собой поставила корпорация предполагает определенный уровень компетенции у самой Олеси Смирновой. Скорее всего ее уровень не соответствует требуемому. Значит сотрудники корпорации будут иметь еще более низкий уровень компетенции и соответственно отсюда вывод: или реальная задача корпорации сильно отличается от заявленной, или через месяца три мы убедимся, что корпорация со своей задачей просто не справляется — на ходу придется чего-то выдумывать, менять кадры.
Юра 23 октября 2013 в 15:57:
?
Юра 23 октября 2013 в 15:56:
Я как на ее... физиономию посмотрел, так мне сразу захотелось уехать. Причем куда-нибудь подальше.
Сергей 22 октября 2013 в 21:56:
Поголовно может быть и нет, но многие да. Молодым с образованием и без опыта работы делать в Омске нечего, также как и с опытом работы но по возвростному цензу, их просто не берут работодатели к себе. Зарплата, по сравнению с другими регионами, намного меньше, бензин дороже, среднепрожиточный минимум по сравнению с соедями меньше (местные власти врут по цыфре, для них все хорошо). Куда не сунешься везде великая и могучая наша столица все прибрала к своим рукам. Дороги.... Чистота городских улиц... Ремонт домов... Куда в выходные пойти развлечься? Театры... На концертах одни рвачи (Омск для них как клондайк, цены заоблачные). Медицина еле еле дышит, кроме коммерческой. Детсадов — только во сне... Яслей вообще нет. Продолжать? Каких инвесторов вы будете привлекать, для развития каких отраслей? А главное как вы будете их обеспечивать, или у вас планируется только взаимодействие между правительством и бизнесом? Куда девать-то остальных кто не в правительстве и не в бизнесе?
Омич из Петербурга 22 октября 2013 в 18:11:
Почему все поголовно хотят уехать? А почему транспортный налог в Ом.области в 2-3 раза выше, чем в Томской? Почему от Москвы до Красноярска лететь на 1 час дольше, чем до Омска, но при этом дешевле? Почему обучаться по спец. «комп. безопасность» в ОмГУ всего на 2 тысячи в семестр дешевле, чем по той же спец. в СПб гос. политех. университете? Почему взнос в адвокатскую палату Ом.обл. в 2,5 раза выше, чем в палату СПб? Продолжать?
Показать все комментарии (7)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.