Обвиняемым не помогла стирка документов: им вменяют отмывание денежных средств на 200 млн. рублей (полный текст).
10 июня в Центральном районном суде Омска началось рассмотрение еще одного уголовного дела в отношении Станислава МАЦЕЛЕВИЧА и преступного сообщества, организованного им. На этот раз на скамье подсудимых девять обвиняемых.
Напомним, что параллельно с января 2019 года в Первомайском районном суде идет рассмотрение уголовного дела в отношении преступной группы под руководством бывшего руководителя СРО «Первая гильдия строителей» Станислава МАЦЕЛЕВИЧА по обвинению в похищении 1,7 млрд. рублей со счетов ООО «Страховая инвестиционная компания». Вместе с ним на скамье подсудимых оказались трое – директор Торгового Дома «Карьер» Станислав ПРИМАКОВ, безработный Рафаел ПЕТРОСЯН и частный предприниматель Александр ЕФРЕМОВ.
В основу описываемого нами сегодня уголовного дела в Центральном районном суде, легли другие эпизоды преступной деятельности группы. На скамье подсудимых, кроме Станислава МАЦЕЛЕВИЧА, еще восемь обвиняемых. Из всех девяти только один – Станислав МАЦЕЛЕВИЧ – арестован и прибыл в зал суда под конвоем. Остальные фигуранты дела находятся под подпиской о невыезде.
До заседания суда прокурор апелляционно-кассационного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Омской области Евгений ЛОГИНОВ пояснил, что Станислав МАЦЕЛЕВИЧ и его пособники обвиняются в преступлениях экономической направленности, в том числе предусмотренных ст. 210 УК РФ «Организация преступного объединения»:
— По версии органов предварительного следствия, в период 2007-2015 годов МАЦЕЛЕВИЧ создал преступное сообщество с целью извлечения прибыли для осуществления незаконной банковской деятельности. В указанный период преступной группой был получен доход в размере более 200 млн. рублей, который в последующем был легализован. Кроме того, преступными действиями группы был нанесен материальный ущерб банку «Сириус» в размере более 1 млрд. рублей.
Прокурор пояснил, что хищение данных денежных средств произошло путем их вывода из оборота банка.
Следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Омской области Александр МЕНЬШИКОВ добавил подробностей к истории, он рассказал о конспирации, к которой прибегали фигуранты уголовного дела:
— Члены преступного сообщества, которые занимались контактами с клиентами, периодически меняли адреса, между ними была связь, известная только им. Сведения, касающиеся незаконной банковской деятельности, были зашифрованы, т.е. использовались различные термины, непонятные другим людям. Например, для денежных средств применялся камуфляж «фрукты», «лимоны» – соответственно, обозначали миллионы. При обыске один из фигурантов уголовного дела предпринял попытки сокрыть вещественные доказательства, а именно документы, которые свидетельствовали о преступной деятельности, путем стирки их в стиральной машине. И поджигал документы, чтобы органами следствия они не были получены.
Во время предварительного следствия было допрошено около 700 свидетелей, проведено 150 выемок документов и свыше 100 судебных экспертиз. Теперь весь этот материал включен в уголовное дело, объем которого составляет 486 томов. Только обвинительное заключение заняло более 13 тысяч листов печатного текста.
Подсудимые и их адвокаты
10 июня зал суда в Центральном районном суде был полон. Однако кроме СМИ «лишних» там не было: девять подсудимых, девять адвокатов (не всем даже хватило места за традиционным столом напротив гособвинителя), прокурор, представитель потерпевшего, судья Денис КЛОСТЕР и секретарь. На первом заседании состоялось «знакомство» с подсудимыми. Их, напомним, девять человек: бухгалтер Юлия АРИСТОВА, водитель такси «Максим» Андрей КОПЕЙКИН, грузчик Евгений ЛУЗИНСКИЙ, ныне неработающие Станислав МАЦЕЛЕВИЧ, Евгений НОСЕНКО, Татьяна СОСЕДКО и Игорь ЧИПИЗУБОВ, индивидуальный предприниматель, торгующий продуктами питания, Игорь МЕЛЬНИКОВ и менеджер ООО «Проксима» Николай ШКУРЕНКО.
Интересы Станислава МАЦЕЛЕВИЧА представляет адвокат ХАБАРОВ, также ему будут помогать еще два юриста – омский адвокат Андрей МОТОВИЛОВ и столичный – Александр ЧЕГАРЕВ. Последний, по словам ХАБАРОВА, присутствовать на заседаниях не будет. Интересы МЕЛЬНИКОВА представляет адвокат Юрий НИКОЛАЕВ, Николая ШКУРЕНКО защищает Дмитрий ГРИГОРЬЕВ, который в другом громком деле представляет генерального директора АО «Омскгоргаз» Ольгу ШЕБЛОВУ. Вообще оказалось, что адвокаты подсудимых по данному делу очень востребованные, судье понадобилось немало времени, чтобы составить график заседаний, учитывая их личные графики.
Арестованное имущество
В ходе предварительного следствия на имущество обвиняемых с целью возмещения ущерба был наложен арест до 280 млн. рублей. В частности, в рамках уголовного дела было арестовано имущество БОРОДИНОЙ, ЛУЗИНСКОЙ. В отношении последней ныне работающий грузчиком в ООО «Евровендинг», имеющий высшее образование подсудимый Евгений ЛУЗИНСКИЙ попросил суд снять арест. Он пояснил, что квартира принадлежит его сестре. 20 августа 2017 года с данной недвижимости был снят арест, и 21 августа он продал ее по доверенности, написанной сестрой, Олегу АНТОНОВУ. «Прошу снять арест, поскольку владелец не может в нее въехать, т. к. вопрос о госрегистрации не решен», – обратился к суду Евгений ЛУЗИНСКИЙ.
По его словам, недвижимость была реализована за 1 млн. рублей, расчет с АНТОНОВЫМ был поделен на две суммы: 900 тысяч рублей он перечислил через Сбербанк, а 100 тысяч рублей отдал наличными Евгению ЛУЗИНСКОМУ. При этом последний затруднился ответить на вопрос судьи, принадлежала ли фактически квартира ему.
Также ЛУЗИНСКИЙ просил снять арест на деньги, которые являются его личными накоплениями: «Мне не на что жить. Зарплата грузчика не позволяет в полном объеме удовлетворять человеческие потребности». Кроме того, подсудимый просил снять арест с квартиры по Фрунзе, 49: «Она принадлежит мне. Когда я находился в СИЗО, квартира без моего ведома была номинально переоформлена на моего ребенка. Прошу снять арест».
По поводу арестованного имущества выступил и Станислав МАЦЕЛЕВИЧ. Он пояснил, что 19 участков в селе Ачаир были приобретены не на доходы от незаконной банковской деятельности, и просил снять с них арест: «Данные участки были приобретены до того, как у подсудимых возник (даже по мнению обвинения) первый преступный доход».
У каждого члена ОПГ была своя задача
Государственный обвинитель Евгений ЛОГИНОВ на судебном заседании начал оглашать обвинительное заключение, состоящее из нескольких увесистых томов.
Согласно следствию, не позднее 2007 года МАЦЕЛЕВИЧ, являясь руководителем ООО «Юридическая фирма «Просто», разработал преступный план, направленный на извлечение дохода в особо крупном размере с осуществлением незаконной банковской деятельности на территории РФ. Он разработал структуру преступного сообщества, в том числе определил руководителей, количество и состав структурных подразделений, порядок взаимодействия, обмен информацией между ними, функциональные обязанности, цели и задачи преступного сообщества, время и место, способы преступления.
С 2007 года по 1 января 2011 года МАЦЕЛЕВИЧ вовлек в преступное сообщество своих знакомых – АРИСТОВУ и ЛУЗИНСКОГО в качестве руководителей структурных подразделений, НОСЕНКО, СОСЕДКО, КОПЕЙКИНА, ДЯКУНА, Екатерину БУНАКОВУ, которую в феврале 2017 года Центральный районный суд приговорил к четырем годам и одному месяцу лишения свободы условно, Елену ЗЫРЯНОВУ (тоже 4 года условно), ЧИПИЗУБОВА, ЭЙСНЕРА и других неустановленных лиц для совершения тяжкого преступления на территории Омской области – осуществления незаконной банковской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере. С целью совершения незаконных банковских операций МАЦЕЛЕВИЧ вовлек в преступное сообщество МЕЛЬНИКОВА и ШКУРЕНКО, имевших возможность предоставлять МАЦЕЛЕВИЧУ значительный объем наличных денежных средств за процент от суммы. МЕЛЬНИКОВ и ШКУРЕНКО были, по версии следствия, осведомлены о преступных намерениях МАЦЕЛЕВИЧА и согласились предоставлять наличные.
Роли в преступном сообществе Станислав МАЦЕЛЕВИЧ распределил следующим образом: сам он осуществлял общее руководство преступной организацией, подыскивал клиентов – юрлиц, которые с целью получения денежных средств в наличной форме либо для проведения транзакций перечисляли денежные средства на счет фиктивных организаций, подконтрольных ОПГ, определял размер вознаграждения в виде комиссии за оказание услуг клиентам по открытию банковских счетов, распределял между участниками ОПГ доходы, предоставлял офисные помещения, технику и т. д.
Юлия АРИСТОВА, получившая высшее экономическое образование, руководила структурным подразделением ОПГ, которое занималось безналичным перечислением клиентам денег, поступивших от незаконной банковской деятельности, выдачей наличных, контролировала деятельность БУНАКОВОЙ, ЗЫРЯНОВОЙ по учету поступивших и выданных денежных средств клиентам, осуществляла взаимодействие с руководителями финансово-кредитных учреждений с целью беспрепятственного открытия расчетных счетов. Она ежедневно готовила сводную информацию об операциях с клиентами по незаконной банковской деятельности, о полученных доходах и передавала ее МАЦЕЛЕВИЧУ.
Евгений ЛУЗИНСКИЙ, по версии следствия, обладая широким кругом знакомых и коммуникабельностью, руководил структурным подразделением преступного сообщества, которое занималось в том числе регистрацией фиктивных организаций, подготовкой документов для открытия расчетных счетов в банках. Он подыскивал физических лиц, согласных за вознаграждение выступить в роли учредителей фиктивных организаций, занимался перерегистрацией ранее созданных компаний.
Владислав МАЦЕЛЕВИЧ также принимал участие в работе преступной группы, в частности, как председатель совета директоров и председатель кредитной комиссии «Единого строительного банка» получал оперативную информацию о финансовом состоянии банка, наличии привлеченных во вклады денежных средств, доступных для выдачи в качестве займов, и обеспечивал принятие на заседании кредитной комиссии банка положительных решений по вопросу аккредитации подконтрольных Станиславу МАЦЕЛЕВИЧУ лиц.
Индивидуальный предприниматель Василий ДЯКУН (на скамье подсудимых его пока нет, находится в розыске) подыскивал клиентов – юрлиц, которые с целью получения наличных перечисляли денежные средства на счет фиктивных организаций, передавал клиентам реквизиты организаций, куда нужно было перечислять средства, передавал наличные клиентам. Директор омской риелторской фирмы «Белый свет» Владислав ЭЙСНЕР (Центральный районный суд Омска 11 декабря 2018 года приговорил его к 4 годам лишения свободы условно со штрафом в 150 тысяч рублей за организацию преступного сообщества и незаконную банковскую деятельность) подыскивал клиентов, перечислял денежные средства на счета организаций, выдавал наличные клиентам и т. д.
ЧИПИЗУБОВ предоставлял клиентам реквизиты фиктивных, подконтрольных ОПГ, организаций, на расчетные счета которых необходимо было перечислять денежные средства, осуществлял снятие наличных. Но, видимо, главной его задачей было обеспечение охраны членов ОПГ, он сопровождал их при инкассировании денежных средств, а также занимался подбором сотрудников, которые были заняты на охране офисов и в инкассировании. Они, по данным следствия, о преступной деятельности группы не знали.
СОСЕДКО и другие неустановленные члены ОПГ готовили документы для регистрации подконтрольных фиктивных организаций в налоговых органах, документы для открытия расчетных счетов подконтрольных фиктивным организациям финансовых учреждений, составляли фиктивные документы, обосновывающие перечисление денежных средств клиентам на расчетные счета организаций.
Индивидуальный предприниматель МЕЛЬНИКОВ, по версии следствия, имел возможность получения наличных денежных средств индивидуальных предпринимателей КОРНЕЕВОЙ и ДМИТРИЕВА и представил их МАЦЕЛЕВИЧУ для осуществления незаконных банковских операций с получением дохода в виде 1,8 процента от суммы наличных средств. Индивидуальный предприниматель Николай ШКУРЕНКО, как полагает следствие, имел возможность распоряжаться расчетным счетом ИП КИЗНЕР, ООО «Финансовая солидарность», ООО «Новая агропромышленная компания». Он предоставлял наличные средства, которые передавались клиентам.
Следствие пришло к выводу, что преступное сообщество занималось открытием и ведением банковских счетов, переводами денежных средств по поручению юридических лиц без открытия банковских счетов, инкассацией денежных средств и кассовым обслуживанием. За осуществление этих операций члены ОПГ взимали комиссию в размере 0,3-8,5 процента от суммы перечисленных средств, за расчеты по поручениям клиентов, по их банковским счетам от 0,3 до 3,5 процента от суммы, за инкассацию и кассовое обслуживание — от 2,5 до 8,5 процента.
Ранее текст был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 июня 2019 года
Фото Максима КАРМАЕВА ("Коммерческие вести")