К сожалению, нынешней власти в стране существующая система образования не нужна, и поэтому нас в будущем ожидают новые потрясения.
— Оставляя за пределами рассмотрения причины, вызвавшие процессы оптимизации в ОмГУ, необходимость которых связывалась руководством университета с финансированием вуза, следует сказать, что отчасти необходимость оптимизации вызвана объективными причинами, связанными с резким сокращением обучающихся в университете с 9 677 чел. в 2013 до 7 853 чел. в 2019 г. Снижение доли бюджетных мест, особенно на специальностях гуманитарного и социально-экономического профиля, внедрение практики ЕГЭ, а также переход на систему бакалавр/магистр способствовали ограничению притока абитуриентов в университет. Противодействовать этой тенденции в других городах (Тюмень, Екатеринбург и др.) смогли при помощи объединения вузов, что дало возможность сохранить и даже увеличить контингент. В Омской области амбиции руководителей вузов и пассивность региональной власти не позволили принять эффективное решение. Следовательно, в университете увеличилось количество малокомплектных студенческих групп, затраты на обучение которых оказались несоразмерными объемам федерального финансирования.
История университета сопровождалась устойчивым увеличением количества факультетов, знаменующим возможности их руководителей проводить относительно самостоятельную финансовую политику на основе привлекаемых ими внебюджетных ресурсов. Такая практика была возможна в условиях установления согласованных с руководством университета правил о разделении внебюджетных источников между централизованным фондом университета и лицевыми счетами факультетов. Поэтому появление в структуре университета факультетов международного бизнеса и факультета компьютерных наук в первую очередь диктовалось амбициями его руководителей, стремлением закрепления за выделяемым подразделением отдельного рыночного сегмента.
Однако по мере снижения доли внебюджетных доходов и усиления централизации управления количество факультетов стало сдерживающим фактором развития университета. Факультет является учебным подразделением вуза, специализирующимся, как правило, на одном из блоков учебных направлений или специальностей, называемых укрупненной группой специальностей (УГС) Каждая такая УГС включает в себя целый перечень направлений, включающих в себя уровни бакалаврской и магистерской подготовки. Когда одна и та же УГС реализуется двумя факультетами одновременно, то это вносит разлад в развитие положенных в их основу направлений.
Присоединение ФМБ к экономическому факультету представляется вполне оправданным по следующим соображениям. К сожалению, мы давно живем в бюрократическом обществе и наши судьбы, а также судьбы наших детей определяются разного рода стандартами, аккредитациями, перечнями учебных и научных специальностей и прочее. От решений аттестационных и аккредитационных органов зависят судьбы студентов и преподавателей, и поэтому важно обеспечить адекватное администрирование процесса обучения. Никакого «международного бизнеса» в номенклатуре учебных направлений (специальностей) нет.
Привлекать абитуриентов тем, что выпускники факультета будут налаживать бизнес с зарубежными странами, по меньшей мере, некорректно, поскольку не подтверждается имеющимися государственными стандартами. На ФМБ реализуются программы 38 УГС, именуемой «Экономика и управление», которые дублируются на экономическом факультете. Администрировать сложные процессы аккредитации одновременно на двух факультетах в условиях агрессивной политики контрольно-надзорных органов, а также дезориентировать абитуриентов в условиях ограниченного спроса, является в нынешних условиях крайне неразумным. Поэтому вхождение ФМБ в структуру экономического факультета вполне оправданно, хотя и вызывает определенные имиджевые потери для факультета
Что касается кафедр, то здесь все не так однозначно. Кафедра одновременно выступает как учебное, так и научное подразделение. Как учебные подразделения кафедры ответственны за выпуск студентов по одной из образовательных программ, имеющей свой шифр и стандарт (это так наз. выпускающие кафедры). Как научное подразделение кафедры имеют право принимать к рассмотрению диссертации, давать экспертные заключения, выполненные в рамках определенного шифра научной специальности.
В соответствии со специальным классификатором учебные направления специальности имеют в рамках каждой УГС федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), требующие от университета исполнения специальных требований применительно к каждому из этих направлений. К примеру, внутри 38 УГС «Экономика и управление» имеются направления 380303 «Управление персоналом», 380304 «Государственное и муниципальное управление» и др. Научный профиль разделяет уже другой классификатор – так наз. паспорта научных специальностей: 080005 «Экономика и управление на предприятии, 09.00.11 – социальная философия и др. Поэтому выпускающие кафедры организационно являются достаточно обособленными не только методически, но и организационно, что позволяет им специализироваться на перспективных направлениям и решать комплексные задачи, дающие возможность сочетать научную и учебно-методическую работу.
Объединение кафедр оправданно, если оно осуществляется в рамках одной образовательной программы, одного направления. Что касается произошедших в ОмГУ объединений и присоединений, то большей частью они не имеют рационального объяснения. К примеру, присоединение кафедры – Региональной экономики и управления территориями (380304 -380404 «Государственное и муниципальное управление» к кафедре экономики и управления человеческими ресурсами («380303 – Управление персоналом») означает соединение двух разных стандартов и размывает образовательную и научную специализацию сотрудников. И уж совершенно нелепо выглядит соединение направлений 480000 «Теология» и 470000 «Философия, этика и религиоведение», которые противоположны друг другу по самой своей природе. Трудно представить, как можно в рамках таких новообразований формировать какие-либо перспективные научные и образовательные продукты.
Удивляет еще и другое. Причиной объединения кафедр была заявлена их малокомплектность (менее 5 штатных единиц на кафедре). Непонятно, за счет чего будет достигнута экономия, если, к примеру, у меня, как у заведующего малокомплектной кафедрой, нагрузка фактически была такая же, как и у остальных сотрудников кафедры (850 ч.). Что касается надбавок за руководство, то они слишком мизерны, чтобы их принимать в расчет. Сложно представить, как объединенные кафедры будут проходить следующую аккредитацию по включенным в них направлениям?! В то же время интересно знать, почему загадочным образом процессы оптимизации не затронули, к примеру, факультет компьютерных наук, где также имеются малокомплектные кафедры?
Но главное заключается в том, что особой необходимости в объединении кафедр в ОмГУ не существует, поскольку университет удерживает норматив соотношения преподаватель/студент по показателю приведенной численности студентов, фактическое значение которого в 2019 г. составило 11,7 при норме в 1 к 12. В оптимизации скорее нуждается категория административно-управленческого персонала (АУП), превышающая долю ППС университета почти в два раза. Экономия на ППС приводит к крайне опасной тенденции вымывания из состава преподавателей молодых ученых, консервации сложившихся направлений и административных установок, боязни ставить и решать амбициозные задачи.
И все же не стал бы излишне драматизировать сложившуюся в ОмГУ ситуацию. Похожие процессы проходят сегодня во многих вузах страны. Уверен в том, что через некоторое время кафедры придется снова разукрупнять, поскольку администрировать развитие самостоятельных направлений внутри искусственного конгломерата достаточно сложно. К сожалению, нынешней власти в стране существующая система образования не нужна, и поэтому нас в будущем ожидают новые потрясения. Есть влиятельные силы в управлении отраслью, мечтающие перевести большинство региональных вузов на онлайн-образование, не предусматривающее существования самостоятельных вузовских программ в регионах. Кое-кто может предположить получение абитуриентом преимуществ от такой практики. Смею заверить, что нигде в мире дистанционная форма образования еще не заменила традиционный формат обучения и уж тем более не стала основой для технологического развития регионов. При пространственных особенностях России такой путь напрямую ведет к катастрофе. Успокаивать в этой ситуации может только то, что сегодня во всей стране трудно найти совершенную модель, что вызывает серьезные проблемы для преподавателей и студентов даже в ведущих российских университетах. Поэтому не думаю, что переезд потенциальных абитуриентов в другой регион способен улучшить их социальное самочувствие.
В ближайшее 10-летие прогнозируется значительное увеличение спроса на услуги высших учебных заведений. В 2019 году российские школы закончили 678 тысяч человек, что на 38 тысяч (или на 10%) больше, чем в 2018-м. По данным Росстата, к 2024 году ожидается рост численности возрастной, студенческой когорты 17-21 год на 15%, а к 2034-му – на 45%, что создаст большой дополнительный спрос на места в вузах для этой группы населения! По заданию президента страны разрабатываются меры по значительному увеличению бюджетных мест в региональных вузах.
Еще одним ожидаемым трендом развития высшего образования может стать глобализация. В соответствии с положениями федерального проекта «Экспорт образования» в России необходимо в два раза увеличить количество иностранных студентов, а 60 вузам – получить международные аккредитованные программы. Поэтому в ближайшие годы планируется активная работа вузов в области привлечения иностранных студентов. Иными словами, не все так плохо в системе высшего образования, и у него есть вполне реальные перспективы. Вот только останутся ли через несколько лет высококвалифицированные энтузиасты, способные доступно и профессионально излагать содержание учебных курсов в студенческих аудиториях? Будут ли заинтересованы молодые выпускники региональных вузов в реализации своей научной карьеры? Да и готово ли правительство региона найти вузам место в решении актуальных проблем или, как и прежде, будет уповать на федеральную подчиненность вузов и видеть в них балласт, от которого лучше освободиться?! Никакие объединения не позволят решать реальных проблем, если в их основе не будет лежать взвешенная долгосрочная стратегия, нацеленная на конкретные и общественно значимые результаты. Без такой стратегии и региону, и находящимся на его территории университетам есть смысл присоединиться к тем, кто такую стратегию имеет и готов ее воплощать в жизнь.
Олег РОЙ, бывший зав. кафедрой региональной экономики и управления территориями, ныне – профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М.Достоевского.
Точку зрения на эти же события врио ректора ОмГУ имени Ф.М.Достоевского Романа СМЕЛИКА читайте здесь.
Точку зрения декана ФМБ Юрия ДУСЯ читайте здесь.
Ранее текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 февраля 2020 года.