Некоторые историки считают, что Гражданская война в России началась с Чехословацкого мятежа. К мятежу привел бытовой конфликт иностранцев: в Челябинске венгр бросил в чеха ножку от печки-буржуйки.
В 1918–1919 годах в Омске появились военные подразделения чехов, которые были союзниками адмирала Колчака. Их приход в Сибирь был связан с событиями в Европе.
К началу Первой мировой войны (1914) территории современных стран Чехии и Словакии входили в состав Австро-Венгерской империи. К тому времени у чехов и словаков возникли все исторические предпосылки к усилению борьбы за свою независимость и выходу из Австро-Венгрии. Росло национальное движение за создание своего государства – Чехословакии. С началом войны была объявлена мобилизация чехов и словаков в Австро-Венгерскую армию. Сформированные из чехов и словаков полки и дивизии оказались на Восточном фронте против Русской армии. Уже первые бои против русских показали, что желания воевать за интересы немцев, австрийцев и венгров у чехов и словаков не было. На Восточном фронте участились случаи массовой сдачи в русский плен. Например, 15 апреля 1915 года 28-й Пражский стрелковый полк сдался в плен полностью. Хотя были дивизии, которые продемонстрировали преданность Австро-Венгерской короне, но это – как исключение на западных фронтах. Вот оценка итальянского генерала:
«Чехи бились с отчаянным упорством и готовы были скорее погибнуть, чем сдаться в плен».
В феврале 1916 года в Париже образовался Чехословацкий национальный совет (ЧСНС), который продвигал идею о создании Чехословацкого государства. Программа ставила своей целью, чтобы Тройственный союз, в который входили Австро-Венгрия и Германия, проиграл войну Антанте, в составе которой были Россия, Франция и Англия. Именно об этом поражении мечтали чехи и словаки. Они были глубоко убеждены, что только после поражения Австро-Венгрии смогут создать независимое государство – Чехословакию. Уже после Февральской революции в Москве появилось отделение Чехословацкого национального совета, которое подчинялось совету в Париже. Оно стало добиваться у Временного правительства согласия на формирование Чехословацкого корпуса из числа военнопленных чехов и словаков. Главнокомандующий Русской армией генерал Лавр Георгиевич КОРНИЛОВ 4 июня 1917 года своим приказом разрешил создание 2-й чешской дивизии.
26 сентября 1917 года начальник штаба Ставки Верховного командующего генерал Николай Николаевич ДУХОНИН подписал приказ о формировании Чехословацкого корпуса. Руководитель отделения Чехословацкого национального совета Томаш МАСАРИК озвучил личную просьбу: во главе Чехословацкого корпуса должны стоять русские генералы. Его просьба была удовлетворена. Командиром Чехословацкого корпуса был назначен русский генерал-майор Владимир Николаевич ШОКОРОВ, а начальником штаба – русский генерал Михаил Константинович ДИТЕРИХС.
Чехословацкий корпус (Чехословацкий легион) насчитывал около 50 тысяч солдат и офицеров. Так как корпус входил в состав Русской армии, командный язык в нем был русским. Для координации совместных военных действий Русский генштаба откомандировал для службы в Чехословацком корпусе офицеров русской армии. Например, подполковник Сергей Николаевич ВОЙЦЕХОВСКИЙ впоследствии стал генералом Белой Армии, а затем – генералом Чехословакии.
Часть Чехословацкого корпуса совместно с русскими провела несколько успешных боевых операций на Германском фронте. Блок Австро-Венгрии и Германии на фронте терпел неудачи одну за другой. Многовековая мечта чехов и словаков о создании своего государства приближалась. Но в их мечты существенные поправки неожиданно внесли события, развернувшиеся внутри самой России. Последовали с короткими интервалами одна за другой две революции. С победой большевиков сменилась ситуация на фронте. Русские солдаты, разагитированные большевикам, больше не хотели воевать. В армии все было подчинено лозунгу: «Штыки в землю». Большевистское правительство во главе с Владимиром ЛЕНИНЫМ заключило с Германией Брестский мир. Таким образом, Россия вышла из войны.
Однако Первая мировая война продолжалась. Франция и Англия вели бои против Германии и Австро-Венгрии. После заключения Брестского мира с Россией Германия перебросила свои войска против Франции. Чехословацкий корпус стране Советов оказался не нужен. Именно в этот период на чехословацкий корпус обратило свое внимание французское правительство. Антанта выразила желание перевести корпус во Францию и выставить его против немцев. Правительство пообещало создать автономную армию из чехов и словаков на территории Франции. Чехи согласились на предложение французского правительства. Так, находясь в России, Чехословацкий корпус поступил в распоряжение французского правительства и стал называться Чехословацким легионом.
Теперь французам нужно было вывести Чехословацкий корпус из России. Но создалась одна неувязка, которая станет в дальнейшем главной. По железной дороге вывезти солдат и офицеров было невозможно, так как западная часть Европы находилась под контролем Германии и Австро-Венгрии. Легион можно было вывезти через Мурманск или Архангельск и дальше уже на судах по морю переправить во Францию. Однако возникла угроза, что суда будут потоплены германскими подводными лодками. Тогда французы решили транспортировать Чехословацкий корпус через Сибирь по Транссибирской магистрали до Владивостока и далее на пароходах доставить легионеров через океан во Францию. Германское правительство также наблюдало за Чехословацким корпусом и посредством дипломатических каналов прилагало все усилия, чтобы он не попал во Францию. Для большевиков держать внутри страны теперь уже иностранный и хорошо вооруженный легион было небезопасно. Политическая ситуация могла измениться в любой момент. Большевики дали согласие на эвакуацию Чехословацкого корпуса по железной дороге до Владивостока. Но с одним условием: легионеры должны сдать оружие.
26 марта 1918 года в городе Пенза комиссия во главе с Иосифом СТАЛИНЫМ выработала документ:
«Чехословаки продвигаются не как боевые единицы, а как группа свободных граждан, берущих с собой известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров… В каждом эшелоне оставить для охраны вооруженную роту численностью 168 солдат и один пулемет… Все остальные винтовки и пулеметы, все орудия должны быть сданы русской комиссии в Пензе».
Некоторые части Чехословацкого корпуса начали сдавать оружие красным. Но случилось непредвиденное обстоятельство. Многие исследователи считают: именно это «обстоятельство» послужило поводом к началу Чехословацкого мятежа и началу Гражданской войны в России.
На железнодорожной станции в Челябинске по роковой случайности оказались рядом два поезда. В одном находились чехи, а в другом – военнопленные венгры. Военнопленные имели жалкий вид. Чехи, увидев, в каком бедственном положении находятся их бывшие сослуживцы, а затем и враги, сжалились над ними. Отдали им часть своего сухого пайка, поделились папиросами и табаком. Многовековая неприязнь по национальным признакам в данном случае у них отсутствовала. Завязались дружеские разговоры. Красноармейская охрана с интересом наблюдала за братанием чехов с венграми. Казалось, ничто не предвещало беды. Когда поезд с чехами тронулся, один из венгров бросил чугунную ножку от печки-буржуйки в чехов. Ножка тяжело ранила чешского солдата. Он потерял сознание. Чехи отреагировали мгновенно. Остановили свой поезд. Пришли в вагон, нашли венгра, бросившего ножку от печки, и устроили над ним самосуд. Венгр был убит. Малочисленная охрана из красноармейцев, сопровождавших эшелон с военнопленными, не смогла противостоять чехам. Они только сообщили в Челябинский большевистский революционный комитет об убийстве чехами венгра. От комитета последовало распоряжение руководству железнодорожной станции: «Поезд задержать». Для разбора конфликта, повлекшего смерть, прибыла следственная бригада. В результате 10 легионеров было арестовано до выяснения.
Прошло два дня. Большевики не выпускали задержанных чехов. 17 мая 1918 года чехи силой освободили из-под стражи своих товарищей. Однако во время нападения на следственный изолятор красноармейский караул, действуя согласно Уставу, оказал вооруженное сопротивление. Раненые были как среди нападавших, так и среди защищавших изолятор.
Если бы чехи не продолжили военные действия против красноармейцев, то, возможно, стороны и договорились бы разойтись мирно, а данный случай можно было списать как конфликт местного масштаба по недоразумению. Однако чехи разоружили местный отряд Красной Армии и разгромили оружейный арсенал, захватили 2800 винтовок, патроны и артиллерийскую батарею. О военном конфликте в Челябинске между бойцами Красной Армии и солдатами Чехословацкого корпуса было немедленно сообщено в Москву.
В этот период в Челябинске проходил съезд разрозненных частей Чехословацкого корпуса. Конфликт послужил толчком к активным действиям делегатов. На съезде был образован Временный исполнительный комитет Чехословацкого корпуса из трех начальников: поручика Станислава ЧЕЧЕКА, капитана Радола ГАЙДЫ и полковника Сергея ВОЙЦЕХОВСКОГО. Съезд принял решение: прекратить сдачу оружие большевикам и двигаться во Владивосток своими силами.
В ответ на решение съезда чехов, 21 мая в Москве были арестованы представители отделения Чехословацкого национального совета. Правительство большевиков приняло решение о полном разоружении Чехословацкого корпуса. 23 мая заведующий оперативным отделом Народного комиссариата по военным делам Семен АРАЛОВ телеграфировал в Пензу:
«…Предлагаю немедленно принять срочные меры к задержке, разоружению и расформированию всех эшелонов и частей Чехословацкого корпуса как остатка старой регулярной армии».
Арестованные в Москве представители ЧСНС приняли требования Льва ТРОЦКОГО и отдали от лица руководителя ЧСНС Томаша МАСАРИКА приказ о сдаче чехами всего оружия. Они объявили, что инцидент в Челябинске был ошибкой, и потребовали от солдат и офицеров немедленного прекращения всякого рода выступлений против Красной Армии. Легионеры отказались выполнять решение ЧСНС. Они последовали решению съезда и Временного исполнительного комитета, передав по всей Транссибирской железной дороге по телеграфу приказ следующего содержания:
«Оружия нигде Советам не сдавать, самим столкновений не вызывать, но в случае нападения защищаться, продвижение на восток продолжать собственным порядком».
Оказаться в чужой стране без оружия в военное время было для чехов немыслимо. Они продолжали утаивать оружие. Винтовки патроны, пулеметы в разобранном виде прятали в вагонах с двойными полами, стенами и потолками.
25 мая последовала телеграмма наркома по военным делам Льва Давидовича ТРОЦКОГО – для исполнения всем революционным большевистским комитетам от Пензы до Омска. Текст этого документа цитирует Петр ПАРФЕНОВ в книге «Гражданская война в Сибири (1918–1920)»:
«Все Советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооруженным на железнодорожных линиях, должен быть расстрелян на месте; каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооруженный, должен быть выгружен из вагонов и заключен в лагерь для военнопленных. Местные военные комиссариаты обязуются немедленно выполнить этот приказ, всякое промедление будет равносильно измене и обрушит на виновных суровую кару. Одновременно посылаю в тыл чехословацким эшелонам надежные силы, которым поручено проучить неповинующихся. С честными чехословаками, которые сдадут оружие и подчинятся Советской власти, поступить как с братьями и оказать им всяческую поддержку. Всем железнодорожникам сообщается, что ни один вагон с чехословаками не должен продвинуться на восток. Подпись: Народный комиссар по военным делам ТРОЦКИЙ».
Под давлением Германии (с которой уже был заключен Брестский мир) нарком иностранных дел страны Советов Георгий ЧИЧЕРИН потребовал от Красноярского совета приостановить передвижение чехословацких эшелонов на Владивосток. Красноярцы разобрали железнодорожные пути и оставили паровозы без угля. Легионеры восприняли это распоряжение как намерение советского правительства выдать их Германии и Австро-Венгрии как военнопленных.
Части Красной Армии предприняли попытку разоружить солдат и офицеров при помощи военной силы. Однако чехи оказали сопротивление. Части под командованием Станислава ЧЕЧЕКА начали вести кровопролитные бои с красными и итоге взяли Пензу, а затем Самару. Обе стороны понесли большие потери. Так Чехословацкий корпус был втянут в Гражданскую войну в России.
Неповиновение чехов приказу сдавать оружие и свержение советской власти в Пензе и Самаре вошли в историю под названием Чехословацкого мятежа. Многие историки считают, что Гражданская война в России началась именно с Чехословацкого мятежа. До военного выступления чехов вся страна, от Питера до Владивостока, была в руках Советов. Добровольцы ДЕНИКИНА к тому времени потерпели ряд поражений. Контрреволюция находилась в подполье. Многие смирились с советской властью и начали с ней сотрудничать. В стране Советов постепенно налаживался мирный путь развития.
В Пензе чехи устроили погибшим легионерам похороны со всеми воинскими почестями и выпустили листовки с призывами к русским рабочим и крестьянам. В листовках говорилось:
«Мы, чехословацкие революционные войска, считаем своим долгом довести до вашего сведения следующее. Чехословацкие революционные войска начали революцию против Австро-Венгрии еще при старом режиме. (Мы) сражались в продолжение всей войны вместе с вами против общего врага. Советская власть обещала нам одно, но поступила по-другому».
28 мая 1918 года в Пензу на усмирение чехов ТРОЦКИЙ послал бронепоезд с пулеметами и артиллерией и три броневика. Однако хорошо вооруженный бронепоезд и броневики были захвачены чехами. Бронепоезд вошел в состав легиона под названием «Орлик». Его вооружение первоначально состояло из одного орудия на платформе и девяти пулеметов «Максим». Вскоре «Орлик» оснастили по всем правилам военных бронепоездов.
В захваченной Пензе командование всеми чешскими частями взял на себя молодой и амбициозный поручик Станислав ЧЕЧЕК. Он возглавил делегацию, которая вела переговоры с делегацией большевиков, возглавляемой председателем Пензенского Совета комиссаров Василием Владимировичем КУРАЕВЫМ. Большевики предлагали легионерам в обмен на сдачу оружия продовольствие и обмундирование. Но после того, как ТроцкиЙ направил против них бронепоезд и броневики, чехи уже не верили призывам и обещаниям большевиков. Переговоры зашли в тупик.
Василий КУРАЕВ в своих воспоминаниях написал:
«В то время был готов поддержать любого, кто отдал бы приказ повесить ТРОЦКОГО, за то, что тот, по существу, спровоцировал столкновение (Красной Армии) с Чехословацким корпусом».
Опираясь на чешских легионеров, весной и летом 1918 года контрреволюционные силы в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке ликвидировали советскую власть. В подконтрольных им регионах белые начали создавать свои правительства и армии: КОМУЧ (Комитет членов Учредительного собрания) (Самара), Директорию (Уфа), Сибирское правительство (Омск). Большевики стали называть солдат и офицеров Чехословацкого корпуса белочехами.
Офицеры Русской армии, не принявшие советскую власть, вышли из подполья. Из них стали формироваться отряды. Народную армию КОМУЧ возглавил поручик Чехословацкого корпуса, позднее генерал-майор Станислав ЧЕЧЕК. Полк Народной армии под командованием подполковника Владимира Оскаровича КАППЕЛЯ разбил красноармейские отряды и захватил Казань. В бою КАППЕЛЬ потерял всего около 200 человек. После успешной операции подполковник доложил по телеграфу главнокомандующему ЧЕЧЕКУ, что захвачен «золотой запас» России, а также большое количество оружия, боеприпасов, продовольствия и обмундирования. Часть трофеев, отбитых у красных, по приказу Станислава ЧЕЧЕКА была отдана Чехословацкому корпусу. Советская власть, установленная в России, пошатнулась. Контрреволюционные силы активизировали свою деятельность. После неожиданной поддержки чехов генерал ДЕНИКИН переформировал свои части. Вскоре Советская Россия воевала уже на несколько фронтах против белых.
Для чехов Гражданская война в России была «чужой войной». Они прилагали все усилия, чтобы как можно скорее выбраться из страны Советов. Их сдерживал приказ ТРОЦКОГО о разоружении. По пути следования на восток происходили бои с красными. Чехи захватили Челябинск, Петропавловск и Курган, открыли себе дорогу на Омск.
По железной дороге Транссиба Чехословацкий корпус растянулся на 7 тысяч километров. В общей сложности чехи занимали 63 состава в каждом по 40 вагонов. Летом 1918 года Чехословацкий корпус медленно, но уверенно приближался к Омску...