О странностях вырубок в Омской области.
Губернатор Омской области Александр БУРКОВ подписал 2 ноября указ № 177 «О признании утратившим силу Указа Губернатора Омской области от 30 ноября 2017 года № 200».
Этим документом расформирован межведомственный совет по вопросам лесного хозяйства на территории Омской области. Создан он был осенью 2017 года в первую очередь для усиления профилактики правонарушений и предотвращения незаконной заготовки и оборота древесины на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области.
Интересно, что межведомственный совет был расформирован вскоре после скандала с вырубкой 130-летнего соснового бора в курортной зоне Красноярского поселения в Омском районе.
Напомним, что в середине октября местные жители забили тревогу – в бору производилась массовая вырубка леса, погрузка бревен и вывоз. Экоблогеры обратились за разъяснениями к чиновникам и получили ответ, что вырубка законна, поскольку снос деревьев происходит на участке, поврежденном пожаром и жуками-короедами.
Скандал был так велик, что в конце октября Главное управление лесного хозяйства Омской области совместно с подконтрольным САУ «Омский лесхоз» организовали выезд в сносимый бор приглашенных ими специалистов. Которые, естественно, заявили, что вырубка необходима:
— Весной прошлого года в этом бору произошел пожар, охвативший более 20 га леса, и летом лесопатологи ФГБУ «Рослесозащита» дали рекомендации о проведении сплошной санитарной рубки. САУ «Омский лесхоз» провел детальное лесопатологическое обследование, составил акты и в установленном порядке их обнародовал. Акты были размещены на официальном сайте ГУЛХ и направлены на проверку в Департамент лесного хозяйства по СФО, замечаний в адрес ГУЛХ не поступало. В 2020 – 2021 гг. были сделаны отводы выдела на восьми делянах общей площадью 7,9 га – там, где бор пострадал наиболее значительно. Стало очевидно, что эти деревья на этих участках мало того, что уже не восстановятся, но и будут нести угрозу насаждениям, которые их окружают (цитата с сайта ГУ лесного хозяйства).
Лесочиновники в своих ответах прежде всего опираются на новосибирскую заочную экспертизу, куда были направлены соответствующие материалы.
Однако на 21 октября на заседании Законодательного собрания сомнение выразил депутат Игорь КОЛОДЕЖНЫЙ, который до сентября текущего года возглавлял совет депутатов Омского района, а значит, понимает ряд странных нюансов этой вырубки.
— Даже если предположить, что экспертиза проведена правильно, то возникают вопросы, почему мы не проводим подобную экспертизу по рубкам ухода для последующего выделения леса для нужд населения в качестве дров, а находим средства и силы для вырубки векового бора? Почему нельзя было этот лес отдать сотням семей, которые по региональному законодательству не можем обеспечить древесиной на нужды строительства?!»
То есть, судя по его словам,
а) население Омского района имеет проблемы с получением положенного им по закону леса для строительства и ремонта своих частных домов, в то время как какие-то частные структуры, опираясь на новосибирскую экспертизу, вырубают и вывозят как раз тот лес, который для этого может быть предназначен;
б) жители Омского района имеют трудности с выделением участков под вырубку под дрова, так как лесхоз и ГУ, не отправляет информацию об этих участках на экспертизу, в то время для векового соснового бора такую экспертизу мгновенно сделали.
Напомню, что ликвидированный губернатором совет – межведомственный. Понятно, что инициатива по его ликвидации исходила из Главного управления лесного хозяйства, которое, похоже, считает, что ему не нужны независимые эксперты со стороны. Законопроект о ликвидации совета готовился еще в сентябре, и в пояснительной записке к законопроекту было сказано:
— В результате принимаемых Главным управлением лесного хозяйства Омской области мер, объемы незаконных рубок за последние годы уменьшаются. Так, в 2017 году объем незаконно заготовленной древесины составил 18,2 тыс. куб. м, в 2018 – 15 тыс. куб. м, в 2019 – 9 тыс. куб. м. В 2020 году тенденция к снижению незаконных рубок сохранилась (выявлено 411 случаев объемом 5 тыс. куб. м).
В связи с этим, необходимость проведения дальнейших заседаний Межведомственного совета не усматривается.
ГУ Лесного хозяйства, поддержанное омским министерством природных ресурсов, заявило, что за прошедшее время межведомственный совет собирался всего три раза — 14 декабря 2017 года, 10 апреля 2018 года, 2 октября 2018 года. Возглавляла совет Татьяна ВИЖЕВИТОВА, которая давно уже не работала в правительстве, и, боле того, ушла из жизни.
Однако вопрос периодичности собирания совета – это как поставлена задача вышестоящим руководством. Если, например, стоит задача затушевать деятельность, то и собираться аналогичный совет будет редко, поставлена обратная задача – совет стане собираться чуть ли не еженедельно.
Что касается стремление минприроды и ГУ лесного хозяйства распоряжаться омскими лесами своими силами без свидетелей, здесь можно привести пример приговора черным лесорубам Большереченского райсуда от 18 июня 2021 года. Фигурантами дела являлись экс-начальник отдела Тарского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области Сергей СКЛЯРОВ, бывшие главные специалисты Тарского лесничества Елена РЯБИКОВА, Наталья ДРОЗДОВА и Андрей СИНИЦКИЙ, а также отец последнего – предприниматель Юрий Алексеевич СИНИЦКИЙ.
Забавно, что антикоррупционную экспертизу сейчас проходит проект постановления Правительства Омской области «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор)». В этот перечень входят начальник Главного управления лесного хозяйства, его заместители, начальники отделов ГУ, их заместители, начальники секторов, советники, консультанты отделов Главного управления лесного хозяйства. Как сказал в свое время Михаил ЖВАНЕЦКИЙ, «что охраняешь, то имеешь».
Фото © bp.blogspot.com