Ожившие картины и танцующая палитра будут присутствовать в новом спектакле Омского музыкального театра
Омский государственный музыкальный театр закрывает 67-й театральный сезон премьерой двухактного балета "Врубель". Спектакль посвящен грядущему 300-летию Омска, а премьера состоится накануне очередного Дня города — 31 июля.
В основе сюжета – "омская история", в которой рассказывается о творчестве известного художника Михаила Врубеля, родившегося в 1858 году в Омске, и о его любви. Корреспондент KVnews побывал на репетиции и пообщался с постановщиком спектакля – режиссером и балетмейстером лауреатом Государственной премии РФ, лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" Гали АБАЙДУЛОВЫМ (Санкт-Петербург).
— Сейчас вы увидели маленький фрагментик. Это уже второй акт, все близится к финалу, — улыбается АБАЙДУЛОВ. — Это одна из наших картин живых. Сейчас танцевали Пан и Сирень. Замечательный, виртуозный дуэт у нас получился, замечательный фрагмент. В спектакле много таких фрагментов.
— Гали Мягазович, вы же не впервые ставите у нас спектакли. У вас была и опера, и мюзикл. Впервые только балет, что, так сказать, по профилю.
— Чистый балет – да.
— Вы, наверное, уже успели составить какое-то представление о труппе театра?
— Конечно. Поэтому я и сочинил этот балет именно таким, когда меня попросили подумать о балете с названием "Врубель". Я уже знал труппу, самое главное – балетную труппу, потому что я с ней уже работал. У нас был маленький балетный дивертисмент в "Укрощении строптивой". Немножко балет был занят в "Золотом теленке". А в спектакле "Светлая грусть" на вокальный цикл Гаврилина "Военные письма" была уже очень большая работа, когда я занял и солистов, и артистов кордебалета. И я тогда узнал ребят получше, увидел, на что они способны.
— А вот о сочинении балета "Врубель". Вам поступило предложение от дирекции театра, вы стали придумывать либретто. Как рождалась эта история? Как языком танца вы собираетесь рассказать о судьбе великого художника?
— Знаете, я тоже себе эти вопросы задавал, когда начинал работу: а про что я буду ставить? Ну, понятно – про Врубеля. А что это должно быть? Как должно быть? Чем больше я копался в литературе (слава богу, она есть), тем больше для меня открывалась одна из составляющих жизни Врубеля – это его потрясающая жена Надежда Ивановна Забела. Ее имя как-то проходит везде пунктиром: спутница жизни, которую художник иногда писал. Подробно о ней, в общем-то, ничего нет. А здесь я наткнулся на очень интересную книгу Людмилы БАРСОВОЙ, она называется "Врубель. No comments". В ней собраны выдержки из писем, воспоминания Врубеля о Забеле, то есть это потрясающий живой материал того времени. И я вдруг почувствовал, кто такая была Забела, кем была Надежда Ивановна для Михаила Александровича. Они прожили вместе всю жизнь. Была трагедия с потерей ребенка, была трагедия с болезнью Михаила Александровича и потом еще с его слепотой. А ведь Надежда Ивановна была не просто певица, она была большой мастер. После того, как Забела спела Волхову в опере "Садко", Римский-Корсаков уже не мог терпеть никакую другую исполнительницу этой партии. И вот будучи таким мастером она не бросала своего мужа. А он… Если посмотреть внимательно на картины, мы увидим, что все женские образы, созданные Врубелем, похожи на Надежду Ивановну. Говоря современным языком, она была его любимая модель.
— То есть это история любви получается?
— Я просто захотел сделать спектакль о двух людях, которые безумно любили друг друга и никогда друг друга не предавали. Несмотря на трудности, этот союз не разрушился – наоборот, он очень интересно развивался. Значит, эта женщина была ему необходима. И я тогда набрался смелости, чтобы не сказать другого слова, и подумал: а почему не сделать спектакль о мастерской художника, не попробовать заглянуть в его творческий процесс?
— Сделать это в танце очень трудно, по-моему.
— А знаете, как выяснилось, нет. Может быть, труднее даже объяснять, нежели когда ты видишь, как это происходит. Вот только что в руках у него была Забела, и вдруг Забела превратилась в Царевну-лебедь, а та – в Волхову. А потом все три сразу перед ним проплывают. Когда мы начали непосредственно репетировать, появился такой азарт! Мне не хотелось ставить биографический спектакль, а хотелось сочинить такую фантасмагорию, где реальность смешивается с вымыслом, с волшебными образами врубелевских картин: "Пан", "Сирень", "Волхова", "Царевна-лебедь" и, конечно, "Демон".
— Получаются ожившие картины?
— Я об этом и говорю! И что очень важно – языком балета можно сделать палитру живую. Вот в драматическом театре, может быть, ха-ха, не так бы поняли. А в балете это нормально, когда палитру исполняет мужской кордебалет. Они закручивают, закручивают, закручивают события, и в вихре их танца возникают образы картин. Один персонаж вылезает из другого, события все время меняются – это целый калейдоскоп. Тут есть о чем пофилософствовать, поразмышлять на тему: Врубель – Демон – Ангел – Тамара – Забела. Мы сейчас поработали, и уже начинает складываться отчетливая картинка. И актеры уже понимают, про что они танцуют, что они проживают.
— Гали Мягазович, вот вы знакомы и с омской публикой Она чем-то отличается от московской, от питерской?
— Публика бывает либо театральная, либо не театральная. А Москва это, Петербург или Омск – не важно. Просто чувствуешь мгновенно зрителя в зале. Зритель здесь театральный. Абсолютно! Первый раз я это почувствовал, когда в драме с режиссером Георгием ЦХВИРАВОЙ мы делали "Хануму", я ставил танцы. Тогда я впервые познакомился с омской публикой. Меня потрясло, что это очень театральная публика, любящая театр, ценящая его. И надо сказать, эта публика достаточно благосклонно отнеслась к моим постановкам: и к "Золотому теленку", и, что для меня очень ценно, к "Светлой грусти". Очень много сердца я вложил в эту работу. Я вообще сердце всегда вкладываю, но здесь особый случай. Я лично был знаком с Валерием Гаврилиным, и мне давно хотелось сделать из его вокального цикла спектакль. Он получился благодаря артистам Омского музыкального театра. Замечательные были работы актерские – и вокальные, и танцевальные. Я всегда говорю: театр – это прежде всего актеры, это очень живая история, потому что люди живые. Я все делаю для них, чтобы им было что играть на сцене.
— В репертуаре Музыкального театра много спектаклей, основанных на омской истории: балет "Апофеоз" о Колчаке, балет "Карбышев", мюзикл "Любина роща". Там губернатор Гасфорд, его жена Люба, Чокан Валиханов. Как вы считаете, это нормально, хорошо?
— Да не "нормально, хорошо" — это правильно. Вы патриоты своего города. Это замечательно просто! И хорошо, что город, его история предоставляют такой материал, с которым можно работать. Это счастье. Вот и фамилия Врубель для Омска совершенно не чужеродная. Я был в музее имени М.А. Врубеля – впечатление очень сильное. Мне показывали отливку той скульптуры, которую подарили в Москве. Просто просится в наш балет, просится. Я с творчеством Врубеля хорошо знаком по Русскому музею. Там много его работ. Врубель для меня был потрясением юношеским. И вот видите, как судьба распорядилась – я здесь и делаю о нем балет. Обещаю: во-первых, это будет не скучно, а во-вторых… Хотя это на самом деле во-первых – там будет Красота. Красота, достойная вашего знаменитого земляка.
Остается добавить, что в спектакле использована музыка А Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова. А главные партии исполняют: Андрей МАТВИЕНКО (Врубель), Нина МАЛЯРЕНКО и Анна МАРКОВА (Надежда Забела, Царевна-лебедь), Сергей ФЛЯГИН (Пан), Валентин ЦАРЬКОВ (Демон).
Фото: Алексей ОЗЕРОВ