Владимир ПУТИН подписал закон о самостроях.
3 августа президент России Владимир ПУТИН подписал Федеральный закон от № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса…», который, похоже, очень не совпадает с идеологией, продвигаемой на публичных слушаниях по специальным разрешениям департаментом имущественных отношений администрации города Омска.
Публичные слушания
15 марта 2018 года в департаменте архитектуры и градостроительства состоялись публичные слушания. Обычные слушания, которых прошло уже далеко за сотню. 20 марта было утверждено заключение о результатах публичных слушаний, а 26-го – заключение комиссии. Официально она называется комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, и входят в нее три десятка человек: депутаты, чиновники, архитекторы… Они рассматривают обращения граждан и юрлиц по поводу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. За 10 лет такого рода разрешения было выдано тысячи.
В марте 2018-го рассматривалось 10 обращений. По трем возникли большие вопросы, суть которых понятно описана в публичном документе на сайте департамента. Комиссия проголосовала против этих трех обращений и за – по всем остальным. Через два месяца — 21 и 23 мая (это стандартный срок) вышли два постановления мэра Омска. Первое — об отказах по трем сомнительным и второе - семь предоставлений разрешения.
Это были последние нормально сработавшие публичные слушания текущего года. 29 марта мэр Омска подписала постановление № 335-п «Об изменении состава комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска». В комиссию вошла заместитель директора департамента имущественных отношений Татьяна БУДЫЛИНА (на фото).
Напомним, что в январе, когда ее только назначили замом, на официальном сайте администрации Омска было заявлено: «Ключевой задачей нового заместителя директора департамента имущественных отношений станет наведение порядка в вопросах предоставления земельных участков. Существующая система заработает в интересах реальных инвесторов, а с практикой неправомерных отказов предпринимателям будет покончено».
На самом деле произошло прямо наоборот.
На публичных слушаниях 24 апреля поступили возражения департамента имущественных отношений о несоответствии испрашиваемого вида разрешенного использования земельных участков утвержденным проектам планировки территории. В чем несоответствие — не расшифровывалось. Это была первая ласточка.
Публичные слушания 31 мая. Снова возражения департамента. По-прежнему туман, но в котором начинают появляться какие-то контуры: департаментом отмечено, что из публичной кадастровой карты следует, что на указанных земельных участках строительство объектов уже осуществлено, в силу чего разрешение будет противоречить, как считает Татьяна БУДЫЛИНА - а это именно она оказалась инициатором возражений, градостроительному законодательству. Еще по ряду участков возражения департамента сводятся к тому, что испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует утвержденным проектам планировки.
Публичные слушания 21 июня. Та же песня. По подавляющему большинству обращений – замечания департамента с теми же формулировками.
Возражения
И, наконец, слушания 12 июля. Тут появилось развернутое объяснение очередных отказов департамента: «Заявления на предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков могут быть поданы правообладателями земельных участков до начала строительства, и такое разрешение может быть предоставлено также исключительно до начала строительства, поскольку наличие указанных разрешений фактически является первым и необходимым условием реализации застройщиком процедуры получения разрешительной документации, предоставление же специальных разрешений после осуществления строительства является попыткой легализации их строительства, допущенного с нарушением установленных градостроительным законодательством требований».
Аналогичны возражения департамента по второму параметру слушаний (на все 23 обращения): правообладателями земельных участков не представлено в комиссию доказательств наличия условий, предусмотренных ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ (наличие у земельных участков размеров, которые меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров участков, либо наличие конфигурации, инженерно-геологических или иных характеристик участков, которые неблагоприятны для застройки), являющихся основанием для получения соответствующего специального разрешения, а также что на указанных земельных участках строительство объектов уже осуществлено, в силу чего предоставление специальных разрешений будет противоречить положениям градостроительного законодательства РФ.
Базовое возражение – одно: строительство с нарушением уже осуществлено. На прямой вопрос члену комиссии г-же БУДЫЛИНОЙ, а чего она добивается, как утверждают, ответ один: сносите до нуля, а потом приходите за разрешениями, как это и положено по закону – до начала строительства. И что-то про нехороших богатых владельцев коттеджей, которые пытаются легализовать свои самострои. Да, такая проблема есть. Владельцы коттеджей нередко живут в них, заявляя, что они еще не достроены. Но проблема в том, что большинство обращающихся за специальными разрешениями – обычные жители частного сектора, которые жили себе десятки лет в собственном доме на собственном земельном участке, что-то ремонтировали, что-то перестраивали, и тут возникла проблема узаконить их самодеятельность.
Нарушители – все!
У всех тысяч омичей, обращавшихся в комиссию со времени ее создания – лета 2006 года, были такого рода нарушения. У всех! В этом-то и смысл создания комиссии – она и появилась только для того, чтобы разрешать такого рода проблемные ситуации. В ином случае в эту комиссию бы не обращались, а шли бы по законодательной процедуре. Именно для этого и создана комиссия: жизнь не укладывается в прокрустово ложе регламентов. И дело членов комиссии разобраться, где злоупотребление, а где – житейская ситуация. И они вполне разбирались: далеко не все из обращавшихся получали рекомендации.
Или вот самый наглядный пример, который я упомянул к слушаниям от 31 мая: несоответствие утвержденным проектам планировки. Просит человек, скажем, изменить условно разрешенное ИЖС (частный дом). Он всю жизнь был ИЖС — с 2001, 2005-го, а то и с 90 или 80-х годов. И дом, допустим, его стоит с того же года. В 2008 году в Омске приняли новые Правила землепользования и застройки и сделали зоны. И очень многие люди, у которых был честный ИЖС изначальный и в кадастре дом отмечен как жилой, неожиданно попали в зону ОД1 или в какую другую, где ИЖС стал условно разрешенным. А он живет себе и не знает. Но если такой домовладелец захочет пойти получить разрешение на реконструкцию, его заставляют, хоть у него есть ИЖС до того полученный, пройти процедуру публичных слушаний и получения специального разрешения. А он-то чем виноват? Похоже, по мнению БУДЫЛИНОЙ, виноват: пусть снесет, заново получит разрешение и снова строит. Абсурд!
Самострои
Как уже было сказано, 3 августа президент России Владимир ПУТИН подписал Федеральный закон от № 339-ФЗ. Его полное название — «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ», который направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений или других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Как в нем сказано, не считается самовольной постройка, возведенная с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если собственник этого объекта «не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении принадлежащего ему участка» – см. приведенный выше пример.
Для всех проблемных случаев и существует комиссия, которая после публичных слушаний обсуждает ситуации и вырабатывает свои рекомендации голосованием. Ее рекомендации кладутся в основание решения мэра – предоставить либо отказать. Бывает, что большинство соглашается с мнением департамента имущественных отношений, но чаще не соглашается. В таких случаях в последнее время против голосуют только БУДЫЛИНА и советник мэра Омска Юлия ПОНОМАРЕНКО. ДЕНЕЖКИН, как говорят, в эти вопросы не вникает, отдав все на откуп первому заму.
Мэр вправе и не прислушиваться к мнению комиссии. Но если глава города все время не будет соглашаться, зачем тогда эта комиссия? Может тогда оптимальнее не пыжиться и делать вид, а разогнать ее и набрать чиновников?
Впрочем, еще до поступления документа к главе города департамент архитектуры готовит проект решения, который проходит согласование в соответствующих структурах. И вот по всем публичным слушаниям, начиная с апреля, департамент имущественных отношений не согласовывает проекты, перечисляя в листе согласования все те же свои возражения. И все встало колом. Дошло до того, что в ситуации пытается сейчас разобраться департамент правового обеспечения Андрея ПОДГОРБУНСКИХ.
За четыре месяца появилось лишь единственное постановление мэра по публичным слушаниям от 31 мая. Три отказа в соответствии с общим решением комиссии. Тут действительно были явные причины для отказа. И комиссия голосовала против. А вся остальная работа комиссии за 4 месяца встала в пробке.
Ранее текст был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 22 августа 2018 года
Фото с сайта Первого городского телеканала