9 июня постановлением мэра назначен исполняющим обязанности директора департамента муниципального заказа администрации города Омска.
Олег Николаевич родился в 1952 году в Омске. Отец и мать — рабочие. В 1970 году окончил среднюю школу № 29 и поступил на факультет промышленного и гражданского строительства (ПГС) СибАДИ. После окончания в 1975 году института полтора года проработал мастером на строительстве крупного промышленного комплекса недалеко от Ангарска. Затем вернулся в Омск и продолжил работу в стройтресте № 1 инженером производственно-технического отдела. Впоследствии трудился здесь же мастером, потом — прорабом. Участвовал в строительстве промышленных объектов на заводах СК и пластмасс, а также на селе.
Работа Олега Николаевича в тресте № 1 в 1979-1981 гг. прерывалась на полтора года, когда он был призван в армию офицером. Службу проходил в Афганистане в составе дорожно-строительной бригады. Командовал взводом, ротой. Участвовал в строительстве первого советского военного госпиталя в Кабуле. Имеет боевые награды.
В 1983 году был приглашен на работу в комитет народного контроля Советского района, где трудился до 1986 года. Затем работал в промышленно-транспортном отделе Советского райкома партии, в горкоме КПСС, где занимался преимущественно проблемами строительства, позже в горисполкоме вел вопросы коммунального хозяйства. В 1994-96 гг. был главным инженером в дирекции строящегося метрополитена. В 1997 году приглашен в администрацию города, где работал советником главы до назначения на нынешнюю должность.
Женат. Дочь в этом году окончила факультет ПГС СибАДИ.
Олег СЛЕПЧЕНКО, и.о. директора департамента муниципального заказа администрации города Омска: «Немалые средства бесконтрольно крутятся в образовательных учреждениях»
Департамент муниципального заказа городской администрации — структура в своем роде уникальная: подобных подразделений во многих других городах нет. Придя во власть, мэр Евгений БЕЛОВ значительно расширил круг задач, стоящих перед департаментом, который должен играть одну из главных ролей в задуманной новым руководством города реорганизации системы муниципального управления.В июне руководить департаментом было поручено Олегу СЛЕПЧЕНКО, имеющему большой опыт практической работы в строительстве и организационной деятельности во властных структурах. Естественно, главная тема беседы с ним корреспондента «КВ» — задачи и ближайшие планы департамента муниципального заказа.
— Олег Николаевич, структура, которую вы недавно возглавили, как-то мало известна омичам. Вот, скажем, департамент недвижимости — всем, хотя бы в самых общих чертах, известно, чем он занимается. А что входит в сферу деятельности департамента муниципального заказа?
— Наша главная задача — находить пути наиболее эффективного использования бюджетных средств. Именно для этого в первую очередь и был создан департаментмуниципального заказа. Создан в помощь руководителям структурных подразделений, которые являются распорядителями бюджетных средств. Мы должны гармонично решать эти вопросы в сегодняшних рыночных условиях. При этом ни в коем случае не ломая сразу все сложившиеся связи.
Опыт показывает: специалисты бюджетной сферы сегодня пока малокомпетентны в рыночных вопросах. Зачастую из-за нехватки времени они недостаточно уделяют внимания именно вопросам закупов продукции. Им некогда определять наиболее эффективные пути приобретения товаров, материалов, необходимых для работы. Да что греха таить — часто просто неохота. Получая из бюджета гарантированную зарплату, и не маленькую, люди не особо задумываются, как эти же бюджетные средства, которые им выделяют для работы, выгоднее потратить. Скажем, дают деньги для покупки компьютеров — берут первые попавшиеся. Хотя в другом месте такие же машины можно купить намного дешевле. Когда человеку об этом говоришь, он часто обнаруживает абсолютное незнание рынка. И здесь задача нашего департамента — помочь найти наиболее дешевые качественные товары. А с другой стороны, сделать эти процессы абсолютно прозрачными и помочь на любом уровне их контролировать. В первую очередь, мэру города. Он в любой момент сможет определить, как и куда направлены бюджетные средства, кто и как ими распорядился, и принять оперативные управленческие решения.
— Как я понял,представители бюджетных организаций смогут обратиться к вашему банку данных при поиске поставщиков. А в чем еще будет заключаться помощь?
— Имея грамотную маркетинговую службу, юридическую службу, приобретя опыт договорных отношений, мы поможем приобрести наиболее качественную продукцию и найти надежных поставщиков. Ведь и бюджетниковдостаточно часто «кидали» как хотели из-за неграмотного подхода к делу.
— А как будет на практике происходить процесс приобретения материалов, оборудования и тому подобного для бюджетных организаций?
— На основании заявки мы подбираем поставщика или объявляем конкурс, торги или тендер. Далее конкурсная комиссия,состоящая из специалистов разного уровня и представителей бизнеса, объявляет победителя. На основании ее решения заключается контракт. В нем указываются все обязательные условия, которые необходимо соблюдать заказчику и поставщику. А уже потом заключается договор междузаинтересованными лицами по сделке. Во время поставки наш отдел контроля следит за правильным расходованием средств. Ну а заканчивается работа нашего департамента только тогда, когда партнеры пожмут друг другу руки.
— То, о чем вы рассказали, пока в будущем. А чем занимается департамент сегодня?
— До моего прихода была разработана технология процесса. А сейчас мы как раз переходим к практическим делам. На днях провели конкурс по отбору кадров в отдел маркетинга. Выбрали молодых специалистов, недавно окончивших классический университет. У молодежи — свежее мышление, масса новых идей, нет той закомплексованности, что у более старших поколений. Поэтому и уже работающие в департаменте люди в основном молодые. Это грамотные, очень трудолюбивые, творческие кадры.
— В связи с этим не могу не спросить: как вы относитесь к деятельности прежнего руководства департамента муниципального заказа?
— Как я уже сказал, к моему приходу департаментом была разработана достаточно серьезная технологическая база по процессу муниципального заказа. Под руководством прежнего директора Геннадия МАЛИЦКОГО и лично им были решены важные теоретические вопросы. Когда же настала пора претворять эти наработки в жизнь, Евгений БЕЛОВ пригласил меня. Это, согласитесь, неотъемлемое право мэра: с приходом на должность подобрать новую команду.
— Евгений БЕЛОВ уже не раз высказывал мысль: деятельность департамента муниципального заказа поможет возрождению омской промышленности. Но не случится ли так, что это будет в ущерб и делу, и бюджету? Грубо говоря: лучше закупить плохой и дорогой омский товар, чем хороший и дешевый, но привезенный из другого города?
— Ни в коем случае! Сейчас мы как раз работаем в этом направлении вместе с общественными организациями промышленников и предпринимателей. Оговариваем моменты, которые интересуют обе стороны. Управление промышленной политики города сейчас занимается разработкой критериев, по которым в случае объявления конкурса омские предприятия будут иметь приоритет. Предварительно могу сказать, что здесь будут учитываться, к примеру, численность работающих на предприятии или, скажем, как и где предприятие платит налоги, сколько их остается в местном бюджете.
— Слышал, что ваш департамент собирается каким-то образом заниматься и небюджетными средствами?
— Такие планы есть. Вот, например, немалые дополнительные средства крутятся в образовательных учреждениях, а как они расходуются, никто не контролирует. Я имею в виду те рубли, которые собираютс родителей. Соберут, например, на ремонт, а где гарантия, что все эти деньги именно на краску и известку потратят? То же самое касается и прочих внебюджетных средств. По этому поводу у нас уже были встречи с руководителями структурных подразделений горадминистрации и со всеми главамиокругов. Может быть, кому-то это не нравится, но ничего не поделаешь. Сама жизнь заставляет брать под контроль все финансовые потоки, проходящие через муниципальные учреждения. Ведь трудностей хватает: дефицит бюджета, нестабильные финансовые поступления в него. К счастью, гораздо чаще, чем неприятие, мы находим понимание и поддержку.
— А используете ли вы в своей работе опыт других городов России?
— Такого опыта еще попросту нет. Наоборот, приезжающие к нам из других городов высказывают желание нашего опыта понабраться. Конечно, аналогичные нашему департаменту муниципального заказа структуры уже есть. Например в Санкт-Петербурге. Но у нас, я считаю, подход более правильный, потому что подразделение, которое решает в северной столице вопросы муниципального заказа, работает в составе финансово-экономического комитета. А значит,
несвободно от предвзятых взглядов и обязательно ставит во главу угла, прежде всего интересы своего комитета. Наш же департамент — самостоятельное подразделение, и в этом его преимущество.
Еще раз скажу: сейчас в нашей деятельности начался самый важный и ответственный периодпрактических дел, когда нам предстоит на практике доказывать правильность сделанных теоретических разработок. То, о чем мы говорили, в полной мере касается вопросов конкурсов и торгов объектов недвижимости, инвестиционных конкурсов на строительство объектов, конкурсов при подборе кадров, формирования единых заказов от структур на однотипную продукцию,экономии средства при закупке больших партий и так далее.
— А кто и как будет решать: продать (сдать в аренду) объект сразу или выставлять его на торги? Сейчас прежнее руководство департамента недвижимости критикуют, что оно допускало злоупотребления в этом плане: этому продам, а тому не продам.
— В соответствии с указанием мэра все торги и конкурсы будут теперь проводиться в департаменте муниципального заказа, поэтому роль его существенно возрастает. Что же касается вопроса, кто и как будет решать, могу сказать: решаться он будет индивидуально. Вот, скажем, есть у вас дом и вы собрались возвести пристройку к нему. Какой может быть здесь конкурс или тендер? Если вы захотите пристроить, например, магазин к дому, который является муниципальной собственностью, то здесь, разумеется, должен быть объявлен конкурс. В ходе которого кто-то, возможно, предложит более выгодные для города условия, чем вы. Важно то, что конкурсный принцип мы хотим положить в основу своей работы. Я не говорю, что здесь все будет получаться гладко как по маслу. Но будем стремиться, чтобы принцип конкурса возобладал.
— В заключение давайте отвлечемся от работы и поговорим о свободном времени. Как вы его проводите?
— Я глубоко убежден, современному человеку, привязанному к информационным технологиям, и тем более руководителю, много времени приводящему на различных совещаниях, не обойтись без занятий спортом. Что я и делаю, выкраивая для этого время два раза в неделю. Мы с товарищами играем в футбол, выполняем разные физические упражнения. Здесь полезно и общение, и то, что мы на время забываем о работе и никогда о ней не говорим. Важна и сама атмосфера, у нас все равны, нет никаких должностей и званий. Кроме занятий спортом, получаю удовольствие и отдыхаю, общаясь с землей в своем саду-огороде. Уже много лет не выезжал из Омской области и ни разу об этом не пожалел. Ведь отдых зависит прежде всего от самогочеловека. Можно уехать на далекие южные острова, но если нет гармонии внутри себя, то нигде и никогда не отдохнешь: от себя не убежишь.