Все рубрики
В Омске четверг, 31 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,0530    € 105,2211

Как продавали Омский Соцкомбанк

22 августа 2001 15:26
0
1846

— Контрольная доля в ООО «Омский социальный коммерческий банк» была у Пенсионных фондов ряда сибирских регионов и соответствующих Соцкомбанков. Омское отделение фонда владело 19,98%. Сеть этих банков создавалась специально для обслуживания пенсионных счетов в регионах страны. Однако в 1996 году в Москве было принято решение перевести эти счета на обслуживание в Центробанк. Но если в большинстве Соцкомбанков это произошло безболезненно, то в Омске возникли проблемы. Об их причинах «КВ» рассказывали.

А как удалось «разрушить» эту ситуацию, нам пояснила бывший председатель правления Омсксоцкомбанка Галина КЛЮЧЕНКО.


— В 1996 году Пенсионный фонд России дал указание перевести все счета региональных отделений из коммерческих банков в Центробанк. При переводе счетов из Омского социального коммерческого банка выяснилось, что за ним остается задолженность в 60,8 млн. днм. рублей, которые этофинансовое учреждение вернуть было не в состоянии. После ряда совещаний с участием администрации области, правоохранительных органов часть активов в зачет долга удалось получить еще летом того же 1996 года, уменьшив его сумму до 57,9 млн. рублей. Однако осенью этот прогресс несколько заглох. Омское отделение Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд, и на все имущество и счета Омсксоцкомбанка был наложен арест.

Решающим для судьбы этого финансового учреждения стало совещание 29 июля 1997 года в администрации Омской области с участием председателя Пенсионного Фонда России БАРЧУКА и Главного управления Центробанка по Омской области. Было принято принципиальное решение: для того чтобы рассчитаться с долгом, банк должен жить и работать. Был утвержден план его санации. Осенью 1997 года сюда пришла новая команда, и я стала председателем правления банка. Председателем совета банка был Сергей ТОДОРОВ, руководитель омского отделения Пенсионного фонда. Возврат долга происходил под его жестким контролем. По решению арбитражного суда были арестованы счета самых крупных просрочившихся должников банка — фирм «Сибнефтепродукт», «Юнгур», «Социальная помощь» и «Финансист». Результат не замедлил сказаться — уже в декабре 1997 года «Финансист» вернул около 13 миллионов деноминированных рублей.

У «Социальной помощи» в 1998 году при помощи суда изъяли отдельно стоящее двухэтажное здание на Серова, где теперь размещается Ленинский филиал Пенсионного фонда. Те два этажа на Чапаева, где теперь размещается областное отделение фонда, тоже раньше принадлежали Омсксоцкомбанку и строилисьспециально под его размещение.

— А здание на Степной, 220, где и поныне находится банк?

— Это взнос в уставный капитал ПО «Сибирские приборы и системы». Его мы не имели права изымать.

— Но если все возвращаемые деньги шли в уплату долга, на какие средства жил и работал Социальный коммерческий?

— Совет банка четко определил, какие средства, от каких должников должны были идти на погашение долга, а какие — на поддержание в работоспособном состоянии банка. В частности, мы очень удачно продали корпорации «Оша» здание плодоовощной базы «Амурская», забранное за долги у Оптторга. Появились некоторые кредитные ресурсы. Размещали немного депозитов. То есть зарабатывали. Вышли даже к 2000 году в некоторую прибыль. В то же время была договоренность с налоговыми и правоохранительными органами, что средства, получаемые на погашение задолженности Пенсионному фонду, в оборот банка не шли.

Как только к апрелю 2000 года основной долг был закрыт, Сергей ТОДОРОВ вышел из совета банка. Председателем совета стал его первый заместитель по омскому отделению фонда Кучеренко. К тому времени вышло распоряжение Пенсионного фонда России изъять из уставных капиталов всех социально-коммерческих банков пенсионные доли. Надо было провести эту работу. Тем более что кроме Пенсионных фондов Сибирских регионов свои доли в омском банке имели и соцкомбанки из соседних областей. Видя не простое положение омского банка, они тоже потребовали вернуть свои доли. Первым это сделал Новосибирский социальный коммерческий банк. Мы уже готовились к ликвидации банка. Но одновременно искали инвестора. Без крупного клиента-учредителя банк подняться уже не мог.

— Я помню разговор о присоединении вашего банка к Омскпромстройбанку...

— Много было разных вариантов. Был, в частности, и вариант о присоединении к Тюменскому социальному коммерческому банку. Омское отделение Пенсионного фонда, как и положило по закону, прежде всего предложил выкупить его долю в 19,98% другим участникам. Никто такого желания не высказал. И только тогда эта доля была продана Сургутскому предприятию ЗАО «СТТМ». Все было сделано безналичным путем, со счета на счет. Это крупная строительная фирма. Вся сделка проходила под контролем Главного управления Центробанка. Остальные отделения Пенсионного фонда из других регионов тоже продали свои доли, но уже другим юридическим лицам. Банк получил «новую кровь» и будет теперь жить и развиваться.

— Галина Григорьевна, а вы где сейчас работаете?

— Я давно уже пенсионер. Управляющим я перестала быть 16 марта 2001 года.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.