Назначение Александра ГРИГОРЬЕВА главой Советского округа — одна из самых неожиданных кадровых перестановок, произведенных Евгением БЕЛОВЫМ с приходом на пост мэра. Малоизвестный в городе заместитель главного инженера ТЭЦ-4, проживший в Омске меньше трех лет, вдруг стал руководителем важнейшего и самого проблемного округа, население которого — около 300 тысяч человек — сопоставимо с населением среднего российского города, ну а промышленный потенциал такой, какого нет и у иных городов — миллионщиков.
Александр ГРИГОРЬЕВ, глава администрации Советского округа города Омска:
«Главная проблема не трубы, а люди»
— Александр Анатольевич, вы вот так, сразу согласились стать главой округа, не испугались огромной ответственности?
— В энергетике, где я проработал больше 20 лет, ответственность тоже огромная. Там практически никто, от рядового работника до директора электростанции, не имеет права на ошибку, иначе последствия могут быть слишком серьезными. Но, разумеется, у главы округа уровень ответственности еще выше. Назначение же мое проходило так. В марте новый мэр Евгений Иванович БЕЛОВ вызвал меня к себе и совершенно неожиданно предложил стать главой Советского округа. Я ответил Евгению Ивановичу примерно следующее: «Раз вы в свое время доверили мне работу в омской энергетике, значит, вам и решать!» Ну а потом, в пятницу 13 апреля, я был представлен руководителям округа в новом качестве. И рано утром в субботу уже приступил к исполнению своих новых обязанностей.
— Вы знали будущего мэра раньше, до приезда в Омск?
— Нет, первый раз увидел Евгения Ивановича в 1998 году, когда пришел устраиваться на работу в Омскэнерго. Понимаю, к чему этот вопрос. Знаю, что про меня говорят: «Какой-то энергетик, в Омске — без году неделя. И вдруг почти сразу — глава Советского округа». Здесь хочу сказать, что удавалось мне сделать в Экибастузе. Когда я работал главным инженером ГРЭС-2, нам, единственным на электростанциях бывшего Советского Союза, удалось построить и пустить в 1996 году второй энергоблок — очень мощное и сложное сооружение. Как это удалось — рассказывать пришлось бы очень долго, об этом можно целую книгу написать. А позже, когда я уже был директором ГРЭС, в поселке Энергетиков, мне пришлось заниматьсяне только производственными вопросами. Начался массовый отток русскоязычных, а ведь они составляли основную массу работников ГРЭС. Поэтому срочно надо было заниматься социальной сферой. И занимались. Опять же, как и чего это стоило, рассказывать не буду. Но кое-что из сделанного назову. За год были построены дом культуры, больница, загс, магазин, мечеть и церковь (за строительство ее в столь короткие сроки нас отметил патриарх Алексий II), площадь и памятник Абаю. Много чего еще построили и начали строить в том году, обеспечили жильем учителей и врачей, организовали свои радио- и телеканалы, газету... Всего мой доклад на собрании о сделанной за год работе включал больше 60 пунктов. Так что ЖКХ, социальную сферу и другое из того, что должен знать глава округа, я знаю не понаслышке. Конечно, и размеры, и население Советского округа много больше того поселка энергетиков и пути решения проблемы несколько иные. Но в чем-то сейчас даже легче, потому что в Омске нет того сложнейшего клубка национальных вопросов.
— Какое у вас сложилось мнение о прежних руководителях округа?
— Скажу прямо: раньше в округе абсолютно не было порядка и дисциплины. А в последнее время руководители округом вообще не занимались. Поэтому, когда я пришел, многие из моих подчиненных, которые «достались мне в наследство», не знали даже объемов порученного хозяйства. Целый месяц потребовался мне, чтобы только разобраться, что же нужно в округе сделать в первую очередь. В этой расхлябанности — главная причина всех бед. И мелочей здесь быть не должно. Например, до сих пор некоторых приходится учить элементарному этикету разговора по телефону.
— Но существуют ведь и объективные объяснения бедственного, без преувеличения, положения Советского округа? Я имею в виду прежде всего коммунальное хозяйство?
— Эти причины не раз назывались. Самое главное, средний возраст жилого фонда округа — самый «почтенный» в городе. Многие дома давно нуждаются в капитальном ремонте. Кроме того, Советский округ дальше всех других расположен от станции подачи воды. И внутри округа протяженность сетей самая большая. В том числе сетей подачи горячей воды. Серьезные проблемы и у ТЭЦ-3, главного источника горячей воды и тепла для округа. Она не справляется с такими объемами, ее мощности химводоочистки не успевают обработать столько.Поэтому часть воды приходится подавать без очистки прямо из Иртыша. Из-за этого трубы моментально засоряются. Но главная проблема все-таки не трубы, а люди.
— Вам удалось уже подобрать подходящую команду подчиненных?
— К сожалению, пока не полностью. До сих пор у меня нет ни одного зама из двух положенных по штату. Так работать непросто: днем работа, вечером и ночью — бумаги, их главе округа приходится переворачивать горы. Но что поделаешь, если подходящих кандидатур пока не находится? Я не скрываю: со мной тяжело работать. Наверное, слишком требовательный для многих руководителей. Не признаю, когда мне говорят: «Это сделать невозможно!» Что значит невозможно? Считаю, все под силу человеку. Если он, конечно, болеет душой за свое дело. А если брать шире, тут нужно преодолевать еще и психологические барьеры. Люди часто думают: «Этого я никогда не смогу!» А потом так оно и выходит.
— А из прежних работников аппарата вы многих оставили?
— Я вовсе не хотел, как говориться, всех разогнать и посадить своих. Конечно, шел и идет подбор команды. Но отбор осуществляется по профессиональным качествам. И по отношению к делу. Я всегда говорю подчиненным: «Вы должны не только отрабатывать свою зарплату, но и делать хоть немного больше». Со мной не пройдет принцип, по которому некоторые люди живут: «Пусть зарплата небольшая, я своевзятками доберу». И на должности тех же замов ко мне просились и просятся, бывает, не для того, чтобы «пахать», а чтобы иметь возможность подмахнуть нужную бумагу. Участок кому выделить или гараж поставить. Зачем мне такие люди?
— Что вы смогли уже сделать в округе?
— Полгода — срок слишком небольшой. Тем не менее,совместными усилиями под руководством мэра города многое удалось сделать. Заменено более 2 км магистральных тепловых сетей и более 45 км внутриквартальных. В жилых домах проложено более 1 150 новых труб. В каждом третьем доме заменен розлив отопления, в каждом десятом заменены стояки, также в каждом десятом доме сделан ремонт кровли, из 54 км промерзающих швов в панельных домах заменено более 20 км. Без больших проблем удалось пустить отопление. Конечно, работы еще море. Необходимо в первую очередь отремонтировать стояки в 121 жилом доме. Сейчас эти работы выполняют 120 бригад, заключивших договоры. Но я считаю: такого количества мало. Поэтому где-то к середине ноября хочу довести число бригад до 250. Задачу считаю выполнимой, а как иначе? И квалифицированных специалистов для этих бригад — сварщиков, слесарей — мы должны найти. Ведь заработки там сопоставимы с зарплатой на Севере.
— Но не секрет, что многое сейчас делается не за счет выделения дополнительных средств (их, мягко говоря, в бюджете особо не прибавилось), а за счет так называемого административного ресурса. Предприятия округа хорошо помогают?
—
— Помогали готовить округ к зиме и предприятия, и предприниматели. Например, нефтезавод отремонтировал собственными силами 15 жилых домов, «Омский каучук» — два дома, «Мостовик» — шестнадцать, активно участвовали энергетики, многие другие предприятия округа. Тринадцать помогать отказались, и Бог им судья. Заставлять мы никого не можем, да и не хотим. Замечу только, что от участия в делах округа устранились далеко не самые бедные. Например, «Концерн „Калина“. Речь не только о подготовке жилого фонда. Скажем, хотим мы при долевом участии предприятий отремонтировать переезд, чтобы возобновить движение 23-го автобусного маршрута. Все, кому маршрут нужен, отнеслись с пониманием. Кроме все той же „Калины“.
Очень хорошо в подготовке к зиме помогли и предприниматели, которых в округе работает сегодня 19 тысяч. Они собрали 667 тысяч рублей, за эти деньги мы отремонтировали девять домов. Конечно, помогли далеко не все, да и давали люди разные суммы. Кто-то 10 тысяч, а кто-то 500 рублей. Но мы очень благодарны всем предпринимателям, кто помог округу. С теми же, кто отказался, закономерность такая же, как и у предпритяий: устранились, по большей части, отнюдь не самые бедные.
— А вообще, с предпринимателями живете дружно?
— Стараемся. Хотя проблем хватает. Вот, к примеру, далеко не всехотят заключать договоры со спецавтохозяйством на вывоз мусора. Мусор свой потихоньку выбрасывают в контейнеры, возле жилых домов. А у спецавтохозяйства графики вывоза на это не рассчитаны. Последствия описывать не буду, они всем хорошо известны. Здесь обязательно надо уточнить, чтобы меня не поняли превратно: контейнеры переполняются не только по вине нерадивых предпринимателей.
— Этих мусорных куч и текущих труб станет меньше после осуществления реформы ЖКХ? И как вы мыслите наиболее действенную организацию работы жилищнков?
— На мой взгляд, главный здесь принцип: эксплуатацией и ремонтом жилья должны заниматься разные структуры. А что это будут за структуры, еще предстоит придумать. Схемы могут быть самые разные, и какие именно не суть важно. В конечном счете все опять будет зависеть от людей, которые в этих структурах будут работать. Ведь любое дело самое идеальное на бумаге на практике легко можно угробить.
— Советский округ, насколько мне известно, самый неблагоприятный не только в части коммуналки, но и по своему социальному составу. Что вы намерены сделать для улучшения положени?
— Действительно, на территории округасемь зон, плюс одна общероссийская колония для наркоманов в Береговом. Раньше были еще „химики“ и „элтэпэшники“, которые потом в округе осели. Я считаю, что надо начинать с общего изменения психологии людей, живущих в округе. Они должны понять: все окружающее нас зависит от нас самих. Никто, кроме нас самих, не наведет порядок в подъездах и во дворах. И, надо сказать, люди в округе сейчас все больше это понимают, от них все чаще поступают предложения по благоустройству, и дворы-картинки уже появляются. А в обустроенном своими руками дворе вряд ли кто будет вываливать мусор возле подъезда. А не будет грязи во дворахи на улицах — и сами люди станут чище.
— Вы романтик! Может быть, у вас и увлечения есть романтические?
— Раньше, если выдавалось свободное время, и на охоту любил с друзьями съездить, и на рыбалку, и за грибами походить. Но привлекало меня не количество убитой дичи, пойманной рыбы или собранных грибов. Все это — дело второстепенное. Самое главное — возможность отвлечься от суеты, переключиться на общение с природой. К сожалению, сейчас у меня осталось одно-единственное хобби — пообщаться хоть немного с собственными детьми.