В советские времена отечественное ЖКХ было излюбленным предметом бичевания со стороны сатириков и журналистов. С тех пор в этой структуре мало что изменилось в смысле качества услуг, только незаконные поборы с жильцов, существовавшие всегда, легализовались. Государство, тратящее пусть и не слишком большие деньги на содержание неповоротливого монстра ЖКХ,а взамен получающее критику от обижаемого сантехниками населения, вроде бы всерьез решило реформировать эту сферу. Именно наш губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ озвучил концепции модернизации и развития ЖКК курировал разработку федеральной программы по реформированию ЖКХ по поручению президента Владимира ПУТИНА, поэтому на областном уровне этой проблеме уделяется повышенное внимание. Согласно губернаторскому указу № 213 от 9 октября 2001 года в областной администрации возникла новая структура — Главное управление ЖКК, а через некоторое время в нем появился руководитель. О том, чем занимается это управление, «КВ» расспросили его начальника Вячеслава РАТНИЧЕНКО.
— Вячеслав Владимирович, у нас и без того хватало управленческих структур над областным ЖКХ, для чего появилась новая? С точки зрения налогоплательщиков, наш бюрократический аппарат и без того чрезмерен, а тут еще Главное управление ЖКХ на нашу голову, оправдано ли это насущной необходимостью?
— Раньше жилищно-коммунальному комплексу уделялось второстепенное внимание, чем и обусловлено, что в областном аппаратеим занимался человек, для которого вопросы ЖКХ были на третьем-четвертом месте. Главное управлениесоздано для оперативного решения существующих проблем ЖКХ, для исполнения направлений модернизации и развития этой отрасли, связанных с ее реформированием. На мой взгляд, правильно, что вопросами жизнеобеспечения, жилищного строительства и реализацией федеральных программ будет заниматься одно ведомство.
Наше управление возникло не на пустом месте, объединило четыре областные структуры: комитет по реформированию ЖКХ, топливным ресурсам и жилищному строительству, комитет по строительству и архитектуре, комитет по газификации и водоснабжению и Главное управление архитектуры Омской области. Кроме того, к нам перешло несколько направлений, которыми занимался Облжилкомхоз, в частности, у него изъяты функции заказчика. В результате объединения четырех структур в одну получена экономия по штатному расписанию, высвободилось около 10 процентов работников. Так что бюджетные расходы на содержание аппарата после создания управления не увеличились.
— Какие основные задачи стоят перед вашим управлением?
— Есть программа развития и модернизации ЖКК, разработанная на период до 2010 года, ее основа заложена губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ. Основными направлениями определены вопросы ресурсосбережения,качества услуг и внедрения приборов учета. Одной из главных задач реформы является приведение в соответствие качестваи стоимости коммунальных услуг. Нужно наладить учет оказываемых услуг и исключить правовой вакуум, который пока существует между производителем, транспортировщиком и непосредственным получателем услуг.
Сейчас никому из непосредственных участников жилищно-коммунального процесса не интересен конечный результат. Вот по электричеству практически не возникает вопросов, потому что у всех потребителей стоят электросчетчики. Когда количество и качество остальных коммунальных услуг будут фиксировать счетчики, тогда снимутся вопросы, кто и сколько получил тепла и воды, сам потребитель будет регулировать количество этих услуг. Но беда в том, что у основной массы населения просто нет денег на установку счетчиков. Поэтому планируем устанавливать их за счет инвестиционных средств, которыебудут привлекаться из существующих тарифов. Ведь когда массово появятся приборы учета, возникнет неучтенный объем услуг, но какое-то время потребители будут платить по прежним расценкам. Вот за счет этой разницы и можно будет рассчитаться за установленные приборы учета.
— У населения сформировалось стойкое убеждение: если что-то реформируется,значит будет еще хуже. Не получится ли так и с реформированием ЖКХ?
— В период формирования основных направлений развития ЖКХ было учтено и использовано более 200 предложений от привлеченной к обсуждению общественности. В процессе подготовки программы по реформе ЖКХ омские коммунальщики ездили в Волгоград, где проводилось совещание по проблемам привлечения общественности к реформированию ЖКХ. А за время работы общественной приемной по сбору предложений от граждан от омичей поступило более 1 000 звонков.
Нужно тех же слесарей-сантехников заинтересовать, для этого упорядочиваем оплату труда. Так, на селе средняя зарплата коммунальщиков должна вырасти до 2 000 рублей. Когда оплата труда будет на должном уровне, тогда можно требовать выполнения всего того, что сейчас не делается под предлогом недостаточного финансирования. Должен вернуться профилактический осмотр сантехнического оборудования, планово-предупредительный ремонт внутри домовых коммуникаций.
Разобщенность коммунальщиков приводит к плачевным результатам. Когда разные коммунальные ведомства будут подчинены одному вице-губернатору, порядкастанет больше. В этом году руководителю областного штаба по подготовке региона к зиме Виктору ШРЕЙДЕРУ удалось добиться скоординированности действий коммунальных служб, наладилось непосредственноевзаимодействие с городскимдепартаментом городского хозяйства. Но жителям нельзя ждать, когда им на блюдечке преподнесут коммунальную реформу, нужно самим активно в ней участвовать. Одна из целей реформы — массовое создание кондоминиумов и товариществ собственников жилья,которые на равных смогут договариваться с коммунальщиками, выбирать поставщиков услуг.
— О какой коммунальной реформе можно говорить, если в Омске есть сотни брошенных домов, которые вообще практически никто не обслуживает?
— В этом году закончена ревизия брошенного жилья и объектов коммунальной инфраструктуры. Какие-то предприятия просто прекратили свое существование, некоторые акционерные общества отказались от не свойственных им функций по содержанию жилья. Губернатор издал два распоряжения, № 215 и 444, в которых городским службам было рекомендовано принять на муниципальный баланс и обслуживание такое жилье. Большая часть списка брошенного жилья сейчас находится в работе, по инициативе Виктора ШРЕЙДЕРА горсовет рассмотрел проблему безхозного жилья и оформил на городской баланс уже немалую его часть. С брошенной коммунальной структурой дело обстоит сложнее, там больше ревизионной работы и требуется найти источники компенсации за ееприемку.
В последние годы Облжилкомхоз принял на свой баланс жилье у восьми крупных омских предприятий по волевому решению губернатора. Областная структура взяла на себя несвойственные ей функции в период политического противостояния двух ветвей власти. После прекращения конфликта Облжилкомхоз постепенно начал передавать принятое городское жилье на баланс муниципалитета. Люди не виноваты в том, что им выпало жить в «ничейном» жилье, поэтому в ближайшее время постараемся ликвидировать брошенное жилье как класс.
— Интересы управления в большей степени распространяются на Омск или на область?
— Много внимания приходится уделять Омскому району, который по коммунальной структуре практически не отличается от мегаполиса. По всей области проводим ревизию сетей, занимаемсяпроработкой вопросов сохранения и развития изношенных коммуникаций. Проведена определенная работа по ресурсосбережению, заменены десятки километров сетей, около 300 котлов, вместо них установлены более эффективные. Мы живем в Сибири, поэтому зимой часто приходится заботиться о коммунальном хозяйстве в авральном режиме.
— Что вас занимает кроме ЖКХ, на что хватает времени?
— Очень люблю плавание, но в бассейн с семьей удается выбираться только по воскресеньям. Мне нравится читать аналитические журналы, особенно уважаю «Профиль» и издания на автомобильные темы. Сам люблю водить машину, у меня своя «Тойота», но больше приходится ездить на служебной. Не буду оригинален, если скажу, что на семью и увлечения катастрофически не хватает времени — это участь всех руководителей.
Вячеслав Владимирович родился 8 октября 1959 года в Омске. После окончания средней школы № 77 поступил в Омский политехнический институт на машиностроительный факультет. Два курса учился на вечернем отделении и работал слесарем в Политехстрое, потом перешел на дневное. Высшее образование получил в 1983 году по распределению попал на Сибзавод и работал в отделе главного технолога инженером-технологомсварочного оборудования. В конце того же года перешел в исполком Центрального района на должность инженера по содержанию административного здания.
В 1984 году его призвали в армию, службу проходил в инженерно-строительных войсках в должности заместителя командира роты в Омске и Новосибирске. Через два года уволился в запас и вернулся в исполком Центрального района, но теперь уже на должность заведующего отделом транспорта и связи. В начале 1988-м перешел в промышленно-транспортный отдел Центрального райкома партии, работал инструктором. Но в 1989-м вернулся в аппарат администрации Центрального района, стал начальником управления ЖКХ. В 1993 году ушел в коммерческую структуру и стал генеральным директоромфирмы «Салком». А в марте этого года по приглашению вице-губернатора Виктора ШРЕЙДЕРА вернулся во властьи возглавил областной комитет по реформированию ЖКХ, топливным ресурсам и жилищному строительству. 3 декабря 2001 года назначен начальником Главного управления жилищно- коммунального комплекса администрации Омской области
Женат, дочь и сын.