Забота о населении — дело рук самого населения
Планируется, что в 2002 году объем собственных доходов области будет на 1,6 млрд. рублей больше, чем в 2001 году, и составит 4,18 млрд. рублей. Правда, доля этих доходов в общем объеме областного бюджета составит всего 45,5%. Остальная часть — дотации, субвенции, субсидии из федерального бюджета и средства целевых фондов.
Основными источниками налоговых доходов станут налог на прибыль, подоходный налог, акцизы и налог на имущество. Наибольший удельный вес составит налог на прибыль предприятий и организаций. Кстати, несмотря на то, что с первого января 2002 года ставка налога снизится с 24 до 16,5%, бюджет области рассчитывает получить с налога на прибыль на 500 млн. рублей больше, чем в нынешнем году. А всего — 1,6 млрд. рублей. Если бы ставку не снижали, то в бюджет поступило бы еще на 900 млн. рублей больше.
На втором месте по объемам поступлений — налог на доходы физических лиц. В 2002 году область получит по этому налогу почти на миллиард рублей больше, чем в 2001-ом. Кроме того, по сравнению с 2001 годом, в следующем его доля в общем объеме бюджета значительно возрастет. Такое станет возможным, конечно, только в том случае, если губернаторская кампания по увеличению зарплаты во всех отраслях экономики региона будет выполнена на все 100% (в противном случае бюджет затрещит по швам). И тогда физические лица «подарят» казне все 1, 3 млрд. рублей, как и запланировано в бюджете.
Немало доходов в областном бюджете предусмотрено от взимания налогов с предпринимателей — 163 млн. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2001 году. Однако непонятно, куда из бюджета делись еще 138 млн. рублей, которые область планировала получить дополнительно, увеличив с первого января 2002 года единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. Ведь в ноябре прошлого года, когда Законодательное собрание (ЗС) в большой спешке утверждало новую редакцию закона об этом налоге, начальник Главного государственно-правового управления администрации Омской области Александр БУТАКОВ говорил, что если закон не принять в ноябре, то область потеряет 138 млн. рублей и в бюджет поступит не 170 млн. рублей, а лишь 32 млн. рублей. Словом, налог увеличили, а дополнительные 138 млн. рублей в бюджете не прописали. Интересно, на что будут израсходованы эти неучтенные миллионы?
Весьма странно также и то, что в приложении к проекту закона о бюджете не прописана статья «налог на игорный бизнес». Хотя в самом законопроекте, в ст.5, отмечено, что «доходы областного бюджета формируются, в том числе, за счет налога на игорный бизнес». (В бюджете 2001 года сумма доходов с налога на игорный бизнес указана в размере 366 тысяч рублей). В комитете финансов и контроля администрации Омской области пояснили, что, когда принимался бюджет, депутаты ЗС вносили изменения в Закон «О налоге на игорный бизнес». Поэтому не было возможности рассчитать, сколько денег поступит в бюджет с этого налога. Скорее всего строка «налог на игорный бизнес» не будет внесена в бюджет 2002 года и после того, как начнет действовать обновленный Закон «О налоге на игорный бизнес», так как доходы от этого налога совсем небольшие.
Что касается неналоговых доходов, то по сравнению с 2001 годом их доля в общем объеме бюджета значительно снизится. Уменьшится и сумма поступлений — со 159,8 млн. рублей до 68,6 млн. рублей. Например, на 10 млн. рублей меньше будет получено по статье «арендная плата за земли городов и поселков» и на 25 млн. рублей, почему-то, — за сдачу в аренду имущества (объектов), находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Сельскому хозяйству дадут меньше
И немного о расходах. В 2002 году они впервые будут меньше, чем доходы и составят 8,6 млрд. рублей. Разница между доходами в объеме 590 млн. рублей будет направлена на погашение государственного долга области. Больше всего средств в следующем году область потратит на образование — 1,4 млрд. рублей, что превысит расходы 2001 года почти на 600 млн. рублей. И неудивительно, ведь надо повышать зарплату бюджетникам. Объемы финансирования возрастут и по всем остальным статьям расходов.
По сравнению с нынешним годом, значительно увеличатся объемы расходов, в частности, на промышленность — с 14,8 млн. рублей до 662,5 млн. рублей, на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику — с 98,2 млн. рублей до 564,9 млн. рублей, на здравоохранение и физическую культуру — с 639 млн. рублей до 1, 086 млрд. рублей. А также на охрану окружающей среды — с 1,6 млн. рублей до 26,1 млн. рублей.
Однако на 100 млн. рублей сократится финансирование сельского хозяйства и рыболовства и составит 259,9 млн. рублей. Причина проста: в 2001 году был собран рекордный урожай хлеба и сельчане получили неплохую прибыль.
Что касается расходов на ЖКХ, то их доля в общем объеме бюджета снизится с 8,3 до 0,3%. На эту статью планируется потратить всего 25 млн. рублей. Правда, как сказано в пояснительной записке к закону об областном бюджете, эти 25 млн. рублей — текущие расходы. Кроме них в основном финансовом документе области предусмотрены еще и капитальные. Так, например, на закупку топлива для отопления жилищного фонда муниципальных образований и Омска — 293,4 млн. рублей, на жилищное строительство — 150 млн. рублей.