Было б выпить что покрепче?
С водкой в наших краях все более-менее ясно: «Оша» и Омсквинпром, творчески конкурируя друг с другом, любителям сорока (и более) градусного напитка обеспечивают богатый выбор. А вот вина в Омскеи его окрестностях почти не производят, разве что разливают привозное. В то же время, стоит заглянуть в винно-водочный отдел любого магазина, глаза разбегаются от разноцветья винных этикеток. Нередко покупатель попадает в положение буриданова осла, пытаясь сделать выбор. Конечно, в том случае, если его финансы не поют романсы. Когда денег в обрез, приходится довольствоваться тем что подешевле. Впрочем, и среди ассортимента дешевых вин есть что выбрать.
Чтобы выбирать, надо иметь хоть какие-то познания в винной области. А вот с этим у значительной части населения проблема, поскольку культура пития в нашей стране долгое время отсутствовала напрочь. Еще лет 20 назад в нашем городе было большой проблемой купить хоть какое-то сухое вино. Приходилось довольствоваться крепленой бормотухой: низкосортными портвейнами (сорт «Агдам» стал чуть ли не нарицательным), отечественными «Вермутами» (ух и гадость!), яблочными и прочими плодово-ягодными винами. А сверхдешевым «Солнцедаром» (1 рубль 7 копеек за 0,75 литра) можно было красить заборы — месяц пятна не сходили, сам проверял.
А в 1985-м вышел приснопамятный Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом, объявивший трезвость нормой жизни. Купить хоть что-то спиртное в магазине после этого стало проблемой — таких очередей даже за хлебом во время войны не было. Хорошего вина, хотя и декларировалась культура пития, больше не стало, наоборот, виноградники вырубали, зато буйным цветом расцвело самогоноварение. Однако пережили и эту напасть и вот дождались времен, когда, было бы на что, можно удовлетворить самые взыскательные винные вкусы.
В одном из своих рассказов Валентин КАТАЕВ описал, что он испытал, впервые попав в парижский магазин. Ему очень понравились платки по 10 франков за дюжину, а потом еще больше за 20, 30, 50... А когда он увидел платки за 200франков, точно такие же, как за 10, но чуть лучше, то вообще пришел в восторг. Чем дороже стоили платки, тем больше ему хотелось их купить. Правда, в конце концов, в тот раз писатель так ничего и не купил. С винами дела обстоят чуточку иначе, но принцип тот же: чем дороже — тем лучше. Причем порой даже трудно объяснить, чем же «Мускат» за 70 рублей хуже «Муската» за 200.
Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, тем более что оттенков вкусов и ароматов у вин столько, что дух захватывает. Порой дорогое вино по качеству в разы лучше более дешевого аналога,а бывает, разница настолько трудноуловима, что непонятно, почему приходится платить больше. Но в любом случае марочное вино не в пример лучше браги и прочих отечественных суррогатов. Впрочем, многие до сих пор предпочитают, чтобы было дешево и сердито, но тут уж ничего не поделаешь. Кстати, все омские виноторговцы, с кем довелось общаться, утверждают, что занимаются своим делом не только ради денег, но и из стремления повысить уровень культуры пития.
Откуда винишко?
В Омске нет ни одной компании, которая бы самостоятельно завозила спиртное из-за рубежа, в том числе и из ближайшего зарубежья. Ларчик открывается очень просто: лицензия на импорт стоит весьма и весьма дорого, местным винным воротилам не по карману. Поэтому основная масса импортных спиртных напитков привозится в наш город из Москвы и Санкт-Петербурга, где находятся дистрибьюторские компании большинства мировых производителей.
С 1998 года вся иностранная выпивка, ввозимая на территорию Омской области должна проходить через ГУП «Скат» для процедуры госконтроля. А с прошлого года отечественную продукцию с других регионов могут закупать только владельцы акцизных складов. В Омске подобный склад изначально был только у ГУП «Скат», но постепенно акцизными складами обзавелись еще четыре фирмы: «ФЭТ», омский виноторговый дом «Игар», «СВК» и филиал компании «Юг России», торгующий продукцией Дербентского коньячного завода. Как говорят сами виноторговцы, «Скат», пока был монополистом, вел себя не очень корректно в отношении винных оптовиков, поэтому им пришлось обзаводиться собственными акцизными складами, хотя их обустройство стоит совсем не дешево.
Кстати, сам «Скат» не только хранит, но и активно торгует алкогольной продукцией, о чем свидетельствует регулярно появляющаяся реклама этого госпредприятия. Кроме вышеупомянутых фирм-владельцев акцизных складов, погоду на омском винном рынке формируют еще несколько фирм: «Омский деловой мир», «Русьимпорт-Омск», «Адора», «Горизонт» и представительство ООО «Ишимский ликеро-водочный завод». Кроме них, на этом рынке теснятся еще десятки более мелких фирм и сотни индивидуальных предпринимателей, многие из которых регулярно появляются и исчезают.
Первый негосударственный акцизный склад появился у фирмы «ФЭТ», которая семь лет работает на рынке и является дилером 24 московских и питерских дистрибьюторов. В прайсе у нее свыше 800 позиций, некоторые из них «ФЭТ» завозит эксклюзивно. Впрочем, всякое бывает. К примеру, только компания «Вайт Холл»импортирует в Россию коньяк «Хенесси»и контролирует его продажу через дилерскую сеть. Но вдруг в прошлом году смоленскаякомпания «Лаваш» выкинула на российский рынок «Хенесси», причем вроде бы не левый, но по более низкой цене цене.
Политика у московско-питерских дистрибьюторов разная: кто-то сотрудничает с несколькими региональными фирмами, другие — только с одной, кто-то предоставляет отсрочку платежа, а некоторые требуют предоплаты. Торговый дом «Арома», поставляющий «Букет Молдавии», к примеру, следит, чтобы его дилеры в регионах не продавали вино мелким оптовикам в соседние регионы. Кроме федеральной и региональной акцизных марок, которые обязательно должны наклеиваться на бутылки с импортным спиртным, «ФЭТ» наклеивает свою собственную «марку качества». Кроме «ФЭТа» дополнительными марками недавно стала отмечать привезенное ей спиртное и компания «Горизонт». Так, глядишь, скоро и остальные омские виноторговцы начнут клеить свои «гарантии качества».
У местных крупных поставщиков алкоголя есть свои ниши, поэтому особо жесткой конкуренции нет. Так, «Игар» специализируется на дешевых винах, а «Трейд-вино» завозит молдавское шампанское и продукцию завода «Кристалл». Омские дилеры нередко могут за счет скидок продавать импортное спиртное дешевле, чем можно приобрести у их московских поставщиков. Но средиотдельных омских винных мелких оптовиков считается несолидным брать продукцию на месте, поэтому возят из Москвы или Новосибирска, порой пусть выходит дороже, зато сами.
Чтобы с утра не болела голова
Омские оптовики в основном наценивают привозимую алкогольную продукцию на 15-30%. В розничной торговле — до 50%. Чем длиннее цепочка посредников на пути к прилавку, тем дороже обходится нам та или иная бутылка. Каждая партия импортного спиртного сопровождается справками к грузовой таможенной декларации и товарно-транспортной накладной, в которых указываются все участники поставочного процесса. Если вас при покупке спиртного смущает его цена или возникают сомнения в его подлинности, то потребуйте у продавца показать сопроводительные документы. Ну а если их вам не предъявят, лучше воздержаться от покупки в этом месте и поискать вожделенную бутылку в другом, где к покупателю более предупредительны.
Подделки среди импортных спиртных напитков встречаются нередко; причем подделывают либо очень дорогие, либо совсем дешевые. Очевидную бормотуху сложно выдать за хорошее вино, а вот какой-нибудь портвейн или «Ркацители» — запросто. Ведь самое дешевое пойло покупают обычно самые непритязательные покупатели, чаще всего для опохмелки, поэтому им не до качества. Немало подделок попадает к нам по серому импорту, но и российские умельцы не отстают. На акцизные марки, которые тоже подделывают, мало кто из покупателей обращает внимание, поскольку гарантией качества они не выступают.
Специалисты от виноторговли советуют внимательнее изучать этикетку при покупке вина — на ней есть масса полезной информации, позволяющей сделать правильный выбор. А еще рекомендуют выбирать спиртное, руководствуясь не названием напитка, а его производителем. Ну и конечно, лучше покупать горячительное не в киосках на остановках, торговлю в которых мало кто контролирует, а в фирменных отделах магазинов.
В Омске есть несколько точек, где торгуют спиртным по мелкооптовым ценам, -на ярмарках «Корона» (в ДК ОМО им. Баранова), «Лабаз» (в гостинице «Турист»), в магазине «40 в тени» на ул. Гагарина и еще в ряде мест. Кроме того, почти у каждого оптовика организована мелкооптовая торговля со склада. При гарантированном качестве приобретать спиртные напитки в специализированных местах менее накладно для семейного бюджета, ведь в обычных магазинах за то же самое придется заплатить на 15-20% больше.
Винный космополитизм
Согласно мировой статистике потребления спиртных напитков, больше всего в мире продают и, следовательно, пьют ром «Баккарди». А вот у нас он практически не пользуется популярностью, как, впрочем, и все остальные сорта рома. На втором месте — водка «Смирнофф», которую пьют и у нас, но не так много, из-за ее относительной дороговизны. А на третьем месте — вермут «Мартини», который в нашей стране тоже уважают, но совсем немногие могут себе позволить.
В стоимости «Мартини» значительную часть составляет цена раскрученного брэнда, но этот вермут не относится к разряду элитных вин, разве что у нас, да и то из-за массовой бедности. Вот итальянский вермут «Барбера», который даже дешевле «Мартини», на самом деле является престижным напитком, его употребление подтверждает социальный статус пьющего. Но у нас «Барберу» почти не пьют. С «Мартини» в конце прошлого года происходили странные вещи: этот вермут резко подорожал, чуть ли не на треть. Это связано с тем, что итальянскийпоставщик решил сменить российского импортера этой марки. Вот старый дистрибьютор и решил напоследок выжать из «Мартини» по максимуму, а расплачиваться пришлось поклонникам этого напитка.
По мнению специалистов, больше всего омичи употребляют все-таки молдавские и грузинские вина. Но значительную долю занимают и вина российского розлива, в основном краснодарского, челябинского, ишимского, анапского и московского. Но совсем немало завозится в наш город болгарских, венгерских, французских, испанских, португальских и греческих вин, которые раскупались бы в еще больших количествах, кабы стоили дешевле. Присутствуют на омских прилавках и китайские вина, да и из других стран тоже. Хорошие вина делают во многих странах, поэтому, если уровень жизни у нас повысится, мы будем иметь возможность насладиться изысканными напитками и повысить культуру пития. За поставщиками дело не станет, все зависит от толщины наших кошельков.
Омский винный рынок весьма многолик и разнообразен, поэтомудаже пробовать не стоит описать его в рамках одной статьи. Если у кого-то из профессиональных «акул и щук»виноторговли есть что сказать по поводу особенностей местного винопития, милости просим продолжить тему. Водку считают традиционным русским напитком, но даже самые закоренелые водколюбы чокаются бокалами с шампанским, пока часы двенадцать бьют. А вообще, главное — утром помнить, что же ты пил вчера и чтобы не болела голова. Чего всем и желаю.