Разработка новой модели управления началась в городской администрации практически сразу с приходом нового мэра Евгения БЕЛОВА. С приходом к власти он неоднократно на своих пресс-конференциях говорил о некой московской аналитической группе во главе с Петром ЩЕДРОВИЦКИМ. По всей видимости, представленная на последнем заседании городского Совета структура горадминистрации стала плодом работы столичных аналитиков. Но исключать из этого процесса омских специалистов нельзя. Недаром мэр на горсовете неоднократно отмечал, что разработка структуры — это совместная работа, на которую было затрачено аж девять месяцев.
По словам первого заместителя мэра Александра СТЕРЛЯГОВА, структура позволит функционально упростить работу горадминистрации, исключить дублирующие функции в аппарате администрации. За счет чего это будет достигаться, видно, если сравнивать новую структуру с моделью управления, которая действовала при экс-мэре Валерии РОЩУПКИНЕ. В бытность Валерия Павловича, число его заместителей равнялось числу городских департаментов. В заместителях также были все главы округов. Кроме того, у него было два первых зама. Один из них занимал еще и пост директора департамента недвижимости. С приходом к власти Евгения БЕЛОВА рощупкинская модель управления практически не изменилась. Произошли лишь кадровые перестановки. Теперь настала очередь сокращения аппарата управления, как минимум, на 20%
За счет чего это может произойти, отчасти отражено в новой структуре. У главы города по-прежнему только два первых зама. Одним из них, видимо, по-прежнему будет Александр СТЕРЛЯГОВ. Круг вопросов, которые ему предстоит решать, по всей видимости, не изменится. Кто станет вторым заместителем, пока не ясно. Однако известно, что в его ведении будут вопросы, которые сейчас решает Сергей НОС. Надо заметить, что в Устав города была внесена поправка, касающаяся количества первых заместителей мэра. Изначально предполагалось, что их должно быть два, но в конечном итоге, с согласия депутатов, в Устав решили не вносить цифру два. То есть первых замов может быть и больше.
Что касается просто заместителей, то теперь он будет всего один — по социальным вопросам. Остальных замов сократят. Если, например, сейчас Константин БРЫЛКИН занимает пост директора департамента недвижимости и заместителя мэра, то после утверждения структуры мэром он станет просто директором департамента, что несколько противоречит закону о приватизации. Стоит отметить, что сам департамент недвижимости тоже изменит название и будет именоваться департаментом управления городской недвижимостью. Все другие департаменты названия не изменят, но, по словам Александра СТЕРЛЯГОВА, их функциональные обязанности изменятся.
В частности, в департаменте экономики и финансов будут работать три подразделения: чисто экономический блок, финансовый и, наконец, казначейство. Кроме того, финансово-экономический блок вопросов в городе будет курировать еще один вновь созданный департамент городской экономической политики. Ему предстоит заняться экономикой всех хозяйствующих субъектов на территории города, а также внешнеэкономическими связями. Но не только этот департамент в представленной структуре является новичком. Скоро в городе появится департамент общественных связей, который будет вести в том числе кадровую работу, чем, в принципе, никто в администрации ранее не занимался, а также поддерживать связи с общественностью и прессой. По всей видимости, раньше это был просто отдел по обеспечению деятельности средств массовой информации. Еще один новый департамент — департамент правового обеспечения. Можно предположить, что сейчас это контрольно-правовое управление, статус которого решили поднять.
Если сравнивать с рощупкинской структурой горадминистрации, то в структуре БЕЛОВА, с одной стороны, уменьшилось число управлений, с другой — появился ряд новых. Так в непосредственном подчинении у мэра будет аналитическое управление. В подчинение первого зама Александра СТЕРЛЯГОВА войдет управление общественной безопасности. Данная структура создана наподобие той, что действует сейчас при администрации Омской области, и в ее задачи будет входить взаимодействие с федеральными силовыми структурами. В принципе, нечто подобное в администрации города было и раньше, но в ведении разрозненных отделов, в каждом из которых был свой начальник. Воссоединение позволит произвести сокращение штата администрации и уменьшить число дублеров, то есть как раз то, о чем говорил Александр СТЕРЛЯГОВ.
В числе новых управлений — управление делами администрации города. Кроме того, в новой структуре администрации появится еще ряд новых отделов (отдел подготовки реестра муниципального заказа, который почему-то оказался совсем в стороне от департамента муниципального заказа), а еще планируется создание бюро мэра. Предназначение последней структуры не совсем ясно.
Впрочем, неясностей в данной структуре очень много. Именно поэтому депутаты так не хотели, чтобы она была принята 6 февраля. Им нужно было время, чтобы разобраться во взаимодействии всех представленных на схеме структур. Сегодня, в частности, совершенно неясно, что будет с Главомскархитектурой. На представленной схеме она отсутствует. В ходе вопросов и ответов депутатам удалось все-таки выяснить, что Главомскархитектура прячется внутри департамента управления городской недвижимостью. Однако статус ее определить так и не удалось. Одно ясно, что, как и прежде, она будет находиться в подчинении у мэра.
Что касается отзывов о новой структуре, то большинство сходится во мнении, что за девять месяцев, в течение которых шла ее разработка, можно было бы придумать что-то более основательное. Хотя применительно к модели управления это слово не совсем уместно. Скорее всего, речь надо вести о прозрачности структуры, чего новой модели явно не хватает.