Подобный семинар привлек внимание руководства «Фармэкса» не случайно. Компании, находящейся в статусе акционерного общества, обращающейся на фондовые рынки, имеющей значительные финансовые показатели работы, большой штат сотрудников, приходится сталкиваться с задачами, которые многим другим еще только предстоит решать. Ее эффективная работа больше зависит уже не от успешного оперативного управления, а от стратегического планирования. Руководителю такой фирмы необходимы знания, позволяющие предприятию выходить на более высокие орбиты, где бизнес характеризуется системностью и функциональностью.
— На семинаре рассматривались самые различные вопросы корпоративного управления, — рассказывает Елена БОГДАШИНА. — Для нас, например, актуальной проблемой является мотивации персонала. Как правильно направить прибыль, чтобы учесть интересы развития бизнеса и коллектива? Обеспечить персонал действительно достойной заработной платой не в ущерб развитию предприятия в наших условиях очень непросто. Интересным для нас был вопрос оценки работы предприятия. Существует мнение, что чем крупнее фирма, тем она эффективнее. Но жизнь это опровергает. Были рассмотрены вопросы выстраивания стратегии бизнеса, чтобы все действия в итоге приводили к увеличению стоимости бизнеса. Большое внимание уделялось вопросу о том, как частному предприятию превратиться в открытое. Для нашей фирмы такой вопрос тоже стоял, но полученные на семинаре знания позволили принять решение о нецелесообразности такого варианта. Затронуто было еще множество актуальных тем. На семинаре было ясно показано, что любая проблема фирмы — будь то отсутствие денег, текучесть кадров, неконкурентоспособность продукции, высокие цены — это всегда результат плохого качества управления. Именно оно способно разорить даже самые крупные компании, чему есть примеры. Нас научили диагностировать проблемы, которые в условиях конкурентного рынка являются насущными для любой компании независимо от масштабов бизнеса, — говорит Елена Васильевна.
Семинар показался настолько важным, что руководство фирмы «Фармэкс» приняло решение об организации подобного обучения руководителей высшего звена в Омске, о чем была достигнута договоренность с профессорами Высшей школы экономики. Это, на первый взгляд, не должно входить в задачи фармацевтической компании, но здесь решили иначе.
— В нашем регионе необходимо формировать прогрессивную бизнес-среду. Ограниченность руководителя накладывает ограничение на рост бизнеса, приводит к неверной расстановке акцентов в его развитии, — считает Елена БОГДАШИНА. — Повышение квалификации руководителей обеспечивает развитие предприятий, их конкурентоспособность и в конечном итоге ведет к развитию региона в целом: население сможет получить услуги и товары по более низким ценам, лучший сервис, деньги останутся в регионе, в местный бюджет пойдет больше налогов. В противном случае нам придется постоянно догонять нашу столицу, а потом Запад, и мы можем не стать победителями в такой гонке. Тогда на наш рынок придут более продвинутые сторонние компании со всеми вытекающими из этого последствиями.
После семинара прошла встреча с канадскими бизнесменами и политиками, с участием президента России и премьер-министра Канады. Здесь приглашенные представители российского бизнеса могли в неформальной обстановке познакомиться с бизнесменами у Канады, обменяться информацией, завязать деловые контакты. Приглашение к участию в этой встрече на высшем уровне генерального директора компании «Фармэкс» — своеобразная оценка уровня ее работы как одного из ведущих представителей в своей отрасли. Компания привлекла внимание канадских инвесторов, которые сочли эффективным вложением своих средств инвестиции в «Фармэкс». Сегодня уже начали осуществляться две инвестиционные программы, связанные с развитием розничной сети компании «Фармэкс» и выстраиванием логистических цепочек оптовой структуры фирмы. Так что столь ценные зарубежные инвестиции в регион могут привлекать и отдельные фирмы, когда деньги даются под определенный бизнес, оцененный как перспективный, способный дать отдачу.
Надежность фирмы «Фармэкс», ее потенциал ковались годами. Здесь с самого начала шли не по пути получения сиюминутной прибыли, а ориентируясь на долгосрочные партнерские отношения. Эта традиция фирмы развивается. Например, сейчас «Фармэкс» реализует программу лизинга, предлагая своим партнерам помощь в приобретении оборудования, за которое они смогут рассчитаться в течение двух лет. Для этого была проведена работа с омскими банками, выразившими большую заинтересованность в таком сотрудничестве.
Высокая оценка работы компании «Фармэкс» зарубежными инвесторами, ее выход на международный уровень — достойный итог грамотного руководства фирмой и надежный залог дальнейшего успешного развития.
Лариса Швец