ПОЧТА: МЕДЛЕННО И ДОРОГО
Если внутри России основная масса денег до сих пор пересылается через почтовые отделения, то на рынке международных переводов это ведомство никак нельзя признать достойным конкурентом банкам и международным системам. Ведь с августа 2000 года (времени последней публикации «КВ» на эту тему) не изменились ни география, ни тарифы, ни технология пересылки денег по почте.
Как и прежде, почтовый перевод можно отправить лишь в страны, некогда бывшие республиками СССР. Все межгосударственные расчеты идут через Москву: со странами Средней Азии, Казахстаном и Белоруссией — в рублях, со странами Прибалтики, Закавказья, Украиной и Молдовой — в СКВ. Впрочем, отправителей переводов это никак не касается: у них в любом случае на почте примут только рубли.
Путешествие денег по маршруту пункт отправления-Москва-другая столица-пункт назначения сказывается и на сроках доставки, и на стоимости перевода. Срок измеряется неделями, а тариф составляет 9-15% от суммы перевода (в зависимости от страны). Рискну предположить, что столь малопривлекательной услугой пользуются только те, кто ничего не слышал о других возможностях отправки денег за рубеж.
Правда, сейчас в ряде регионов России почтовое ведомство начинает внедрять так называемые ускоренные переводы, которые должны будут доставляться адресату в течение 72 часов. Но до Омска новые веяния пока не дошли.
БАНКИ: БЫСТРЕЕ И ДЕШЕВЛЕ
Для банков, имеющих лицензию на работу с валютой, три рабочих дня — стандартный срок для переправки ее в любую точку света. А если эта точка не слишком удалена от мировых центров цивилизации, то перевод дойдет и того быстрее. При этом тарифы вполне божеские — в несколько раз ниже почтовых (см. таблицу в прошлом номере «КВ»).
Иногда банки определяют размер комиссионных не как процент от суммы перевода, а разрабатывают специальную тарифную шкалу. Так, в Омскпромстройбанке перевод менее 0 обойдется в , от 0 до 00 — в , а свыше 00 — в . В ИМПЭКСБАНКЕ принцип тот же, но разбивка несколько иная: при сумме до 0 тариф составляет , до 0 — , до 00 — , а свыше 00 — .
Впрочем, некоторые банки устанавливают фиксированные тарифы, не зависящие от величины перевода. Скажем, в КМБ Банке или Эталонбанке перевод любой суммы обойдется отправителю в . Но все же чаще всего помимо тарифа, составляющего от нескольких десятых долей до нескольких процентов от суммы, устанавливается некий минимальный размер комиссии. Оно и понятно — ведь банкам в любом случае приходится платить за услуги связи, своим иностранным партнерам и так далее.
Потому-то и невыгодно пересылать таким образом небольшие суммы: иногда тариф за пересылку вполне может оказаться больше самого перевода. Впрочем, этим же недостатком (и даже в еще большей мере!) страдают и международные системы переводов.
MONEYGRAM и WESTERN UNION: ЕЩЕ БЫСТРЕЕ, НО ДОРОЖЕ
В 2000 году с системой MoneyGram в Омске работал только филиал Автобанка, а с системой Western Union — Омск-Банк и филиалы Альфа-Банка, МЕНАТЕП-СПб и Сибакадембанка. Сегодня практически каждый уважающий себя банк считает своим долгом подписать договор о сотрудничестве с одной из этих систем.
Почему только с одной? Дело в том, что каждая из них в текст стандартного договора с банком непременно включает пункт о том, что банк обязуется не вступать в отношения с другими аналогичными системами. Да и особого смысла в этом нет: системы мало чем отличаются друг от друга.
Они имеют одни и те же американские корни и до недавнего времени принадлежали одному и тому же хозяину. У них одна расчетная валюта — доллары, не слишком отличается и количество стран, где представлены эти системы. Обе системы готовы принять перевод «на деревню дедушке» — достаточно только указать полное имя «дедушки» либо его приметы и пароль, который он должен назвать. все же указать конкретную страну получения (но в ее пределах за переводом можно обратиться в любой удобный пункт). Зато Western Union берется (за отдельную плату) доставить перевод по указанному адресу — на дом или в гостиницу.
Но это все — частности, в большинстве случаев не имеющие особого значения. Впрочем, недавно появилось и более существенное различие. Чтобы заработать себе дополнительное преимущество в борьбе за российских клиентов, система Western Union пошла на небывалый шаг — стала принимать и выдавать на территории России, помимо долларовых, еще и переводы в рублях (по всем остальным странам мира ходят только доллары).
Доставляются переводы по обеим системам действительно очень быстро: теоретически — за 15 минут, практически — в течение часа или около того. Но цены! Так что пользоваться ими имеет смысл в пиковой ситуации, когда дороги каждый час и каждая минута. Сейчас в Омске пункты приема и выдачи переводов системы MoneyGram есть в пяти банках и филиалах, а системы Western Union — в двенадцати.
НОВИЧКИ НА РЫНКЕ
В последнее время на рынке частных переводов появились энергичные новички, которые смело вступили в борьбу с международными монстрами американского происхождения. А бороться, надо сказать, есть за что: по самым осторожным оценкам, ежемесячный объем валютных переводов (из России в страны ближнего зарубежья и в Россию из стран более дальних) составляет десятки и сотни миллионов долларов.
Первой на российском рынке появилась система «Анелик», созданная одноименным армянским банком еще в 1997 году. Сегодня ее агентская сеть — это 40 банков в 400 городах Армении, России, Грузии, Латвии, Украины, Молдавии, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Карабаха, Ливана и США. (Странноватый на первый взгляд набор стран продиктован наличием армянской диаспоры).
В отличие от вышеназванных систем перевести деньги через «Анелик» можно только в конкретный пункт сети, указав его адрес — город, улица, дом. (Разумеется, в каждом таком пункте имеется список всех остальных). Реальный срок доставки перевода — 2-3 часа, максимальный — сутки. При этом тариф составляет всего 3% от суммы перевода, какова бы она ни была. Не имеет значения и страна, в которую адресован перевод.
Работает система с долларами США, поэтому в России на нее распространяются обычные ограничения: резидент РФ единовременно может послать не более 00 и в пределах страны адресовать перевод можно только самому себе. В Омске пункт «Анелик» работает с 1 июня 2001 года в филиале Автобанка.
В России главным партнером банка «Анелик» был «Русский славянский банк» (Русславбанк). Со временем, на практике оценив перспективность работы с частными переводами, он решил создать свою собственную систему. Так родился уже российский продукт — система Contact, которая работает как с валютными, так и с рублевыми переводами.
Сегодня эта система охватывает 183 города России и представлена в 49 странах — от ближнего к нам Казахстана до совсем уж экзотических Ганы и Ямайки. По России переводятся рубли, и стоит это 2% от суммы перевода. За рубеж идут доллары, и комиссия составляет 3% от суммы. Как и в случае «Анелик», отправитель перевода должен указать адрес конкретного пункта назначения.
Журнал «Русский фокус» и вовсе объявил «Анелик» и Contact «сиамскими близнецами». Однако данные, полученные от омских участников этих систем (ИТ Банка, Омскпромстройбанка и филиала Автобанка), такую оценку не подтверждают. Не берусь утверждать, кто из них прав, но лично я склонна больше верить сотрудникам банков.
Пока что сложно оценить шансы новичков в их борьбе за место под солнцем с прежними международными системами переводов. MoneyGram и Western Union сильно проигрывают новичкам в том, что касается тарифов (и прежде всего — по рублевым переводам — см. таблицу), но на их стороне — широкая распространенность, известность, опыт работы. Может сыграть свою роль и тот самый пункт в договоре с банками об отказе сотрудничать с другими системами.
На дальнейшую судьбу международных систем переводов в России может повлиять итог разбирательства жалобы на действия «Вестерн Юнион ДП Восток» (российского подразделения системы Western Union), которую Русславбанк подал в Министерство по антимонопольной политике. Но как поведут себя иностранные банки, получив отMoneyGram или Western Union строгое указание не работать с «Анелик» и Contact?Поживем — увидим. А пока все омские участники новых систем продолжают параллельно работать и с одной из старых, так что выбор остается за клиентами. И это правильно!