Сегодня только за подачу заявки на регистрацию товарного знака будущему владельцу придется заплатить 8 500 рублей при минимальном уровне защиты в один класс. Если одного класса защиты вам покажется недостаточно, то за каждый следующий класс придется дополнительно выложить 1 500 рублей. Сумма пошлины за регистрацию тоже весьма существенно выросла. За эту услугу сегодня придется отдать 10 000 рублей. До недавнего времени затраты будущих владельцев товарных знаков были гораздо скромнее. За подачу заявки требовалось заплатить всего три минимальных размера оплаты труда (при уровне защиты в пять классов), а за регистрацию и того меньше — 2,5 МРОТ. Напомню, что в регистрации товарного знака вам могут отказать, поскольку проверять его на чистоту нужно было до подачи заявки. Эксперты Роспатента не при делах, они лишь выносят свое решение, которое, впрочем, можно опротестовать.
Конечно, если сопоставить размер старых пошлин с текущим уровнем цен и с расценками на услуги других государственных учреждений, то комментарии, как говорится, излишни. Видимо, поэтому торговые марки регистрировались в таком массовом порядке. Омские (и не только омские) предприниматели активно использовали в своих маркетинговых стратегиях малопонятный для большинства «брэндинг». Товарные знаки регистрировали все кому не лень — на сегодня и, как водится, про запас. В результате Роспатент завалили таким количеством заявок, что приходилось ждать полтора года, прежде чем ваша заявка попадала на экспертизу. Еще шесть месяцев уходило на остальные формальности. В общем, весь процесс затягивался почти на два года, а база данных тем временем распухала от неимоверного количества «мертвых душ» — бестолковых, безнадежных торговых марок, не работающих на рынке.
Видимо, скоро жизнь Роспатента станет менее насыщенной, а очередь из желающих рассосется сама собой. Процесс вывода на рынок торговой марки — развлечение не для слабонервных. К примеру, только регистрация товарного знака по пяти классам защиты обойдется в 24 500 рублей. Сюда же нужно приплюсовать стоимость его изготовления. Расценки профессионалов-дизайнеров колеблются в диапазоне от 300 до 1000 условных американских единиц (некоторые, правда, просят и больше, да кто ж им даст). Итого: около двух тысяч долларов придется потратить, если вы не хотите получить в собственность аляповатое нечто, за которое будете краснеть на фуршетах и презентациях нового продукта. Но и это еще не все. Позиционирование брэнда, его вывод на рынок и раскрутка могут стоить очень больших денег. Если все делать по науке, конечно. Впрочем, каждый имеет тот рекламный бюджет, которого заслуживает. Можно просто рассчитаться по бартеру со знакомым редактором районной газеты, но тогда и результат получится соответствующий.
По словам патентного поверенного Татьяны ШИШУРИНОЙ, после 18 января поток заявок резко уменьшился, но процесс регистрации новых торговых марок совсем не остановился, как предрекали в самых худших прогнозах. Для серьезных производителей тысяча долларов сумма невеликая. Другое дело, что начинающим свой бизнес предпринимателям «брэндинг» становится не по карману. Правда, выход найдется из любого тупика. Как говорит Татьяна ШИШУРИНА, существует большая вероятность, что начнет развиваться цивилизованный рынок товарных знаков. У многих скопился их значительный запас, а желающие купить готовый товарный знак без сомнения скоро появятся. Этот процесс уже идет. Осталось дать ему небольшой толчок. К примеру, та же Татьяна ШИШУРИНА открывает на своем сайте специальную страничку «Магазин товарных знаков». В том же направлении движется мысль патентных поверенных из Санкт-Петербурга.
А на сладкое приятная информация: суммы пошлин за регистрацию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов увеличились незначительно — всего в три раза. Омские кулибины могут работать спокойно. Денег на получение патента им хватит.