Проблемы с поставками казахстанского угля начались с того, что с 15 апреля решением РЭК Омской области был увеличен тариф на электроэнергию для тяги поездов до 61 копейки за 1 кВт/ч. Вместо законного способа обжаловать решение РЭК железнодорожники предпочли силовой способ решения проблемы — выставили счет Омскэнерго за транспортировку экибастузского угля по международному транзитному тарифу (МТТ), который больше внутрироссийского чуть ли не в три раза. Как говорит Алексей ПОТАПОВ, при существующей схеме поставки угля для омской энергосистемы из Республики Казахстан применение МТТ не имеет под собой никаких оснований, поскольку транспортировка в Омск осуществляется из города Кулунда (Алтайский край). В общем, исключительно по территории России. А до Кулунды уголь перевозят железнодорожники Казахстана по свои тарифам.
15 мая арбитражный суд Омской области вынес свое определение, запретив Омскому отделению Западно-Сибирской железной дороги применять МТТ для перевозок экибастузского угля по территории РФ. Попытки энергетиков добиться ясности в этом вопросе привели к тому, что в мае железнодорожники вообще приостановили подачу вагонов с углем под разгрузку. Пик кризиса пришелся на 14 мая, когда на омских станциях закончился уголь. В связи с чрезвычайной ситуацией была ограничена подача электроэнергии, в том числе и для нужд железной дороги на перегоне между станциями Татарской и Калачинской.
После этого по инициативе руководства АК «Омскэнерго» было подписано временное соглашение, которое должно было действовать до решения специальной правительственной комиссии. Ситуация вроде бы стабилизировалась, но, как оказалось, ненадолго. По словам Алексея ПОТАПОВА, с 1 июня перевозка угля для АК «Омскэнерго» была вновь прекращена, а энергосистема опять оказалась в ситуации перманентного топливного кризиса. В такой ситуации энергетики не могут гарантировать бесперебойную поставку электроэнергии, что ставит под угрозу энергетическую безопасность региона.
Как подчеркнул генеральный директор Энергосбыта АК «Омскэнерго» Владимир СТРИЖЕНКО, компания сделает все возможное, чтобы предотвратить самое неприятное для всех развитие событий — полное отключение всей нагрузки. Энергетики совсем не хотят обострять отношения с Омским отделением Западно-Сибирской железной дороги, поскольку считают его своим стратегическим партнером и одним из наиболее крупных потребителей электроэнергии. Тем не менее сегодняшняя ситуация такова, что поставки электроэнергии с ФОРЭМ для омской энергосистемы ограничены и осуществляются только на услових предоплаты. Собственная генерация снижена до минимума по причине дефицита топлива. В то же время долг железной дороги за потребленную электроэнергию уже вырос до 47 миллионов рублей.
Энергокомпания на прошлой неделе была вынуждена значительно снизить нагрузку. Ограничения коснулись и железнодорожников, в частности станции Иртышской. По словам Владимира СТРИЖЕНКО, энергетики отключают только тягу и вспомогательное оборудование. Подача электроэнергии для функционирования систем безопасности не ограничивается ни в коем случае, так что аварии исключены. Ограничения нагрузки прошлой недели не коснулись Транссиба, хотя такие варианты рассматривались. Из 140 МВт нагрузки, которая приходится на Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги, в случае острой необходимости останется только 32 МВт. Как уверяет Владимир СТРИЖЕНКО, это не прихоть энергетиков, а вопрос элементарного выживания энергосистемы.
После длительных переговоров между руководством МПС, генеральным директором АК «Омскэнерго» Александром АНТРОПЕНКО и руководством РАО «ЕЭС России» поставки угля были возобновлены. Но надолго ли — непонятно. Вообще, всю серьезность проблем омской энергосистемы понять сразу трудно, поскольку они локальны, то есть нехарактерны для российской энергетики в целом. Станции, использующие экибастузский уголь, можно пересчитать по пальцам одной руки. Остается надеяться на то, что специальная правительственная комиссия, первое заседание которой уже состоялось, скоро примет соломоново решение, устраивающее и омских энергетиков, и омских железнодорожников.