Особенности заработка и работы
Для промоутеров это самая настоящая работа, за которую платят реальные деньги. Правда, некоторые компании умудряются использовать практикантов из торговых учебных заведений в качестве бесплатных работников на промо. Мы как-то работали в магазине «На Театральной», где проходила дегустация печенья одной известной компании, которую проводили такие практикантки. Этих девочек не было слышно. Весь народ толпился возле нашего столика. Таких псевдо-промоуторов можно заметить сразу и толка от них мало. Настоящие промоутеры проходят специальные тренинги, на которых их обучают умению убеждать и общаться с любым типом людей, быть активными и коммуникабельными, действовать в экстремальных ситуациях, дают знания о важных качествам рекламируемого товара. Меня научили смело говорить с незнакомыми людьми: смотреть им в глаза, не говорить «не».
Заработок промоутеров в Омске колеблется от 15 до 60 рублей в час. В нашем городе рекламных агентств, занимающихся такой рекламой много. Это «СТА», «Агентство по развитию предпринимательства», «Максима», «21 век», «RMD», «Биг Вилидж» и другие. Уровень организации акции и оплата у всех разные. Промоушном занимаются не только агентства, но и сами производители. Нередко, заказав у агентства акцию, компания начинает заниматься такой же работой сама. Часть денег рекламные фирмы забирают себе, поэтому работать на самого заказчика выгоднее). «Омский майонезный завод» в течение нескольких месяцев каждую неделю проводит дегустации в магазинах города. Компания «Соса-соla» в течение нескольких лет проводит подарочные акции. В обмен на пробки или этикетки с напитков дарит подарки. На точках выдачи призов работают постоянные промоутеры.
Больше всего можно заработать на сигаретных акциях. Например, компания JTI в день платит за 5-6часовой рабочий день не меньше 300 рублей. Но для чтобы там работать надо быть старше 21 года, а компания «Filip Morris» берет на работу только с 35 лет. Чем больше платят, тем больше требуют. За малейшее опоздание могут и уволить.
Часто на промо задействуют девушек, но молодые люди в агентствах — большая ценность. Согласитесь, что достаточно эффектно смотрятся, работающие вместе, девушка и парень. Молодых людей часто берут в супервайзеры с наличием авто. Это непосредственные начальники над промоутерами. Обычно у них зарплата в два раза больше, чем у промоутеров. В их обязанности входит договориться о проведении акции на торговой точке, привезти призы, следить за качеством работы промоутеров и так далее. Большая ответственность. А руководит всей акцией в целом координатор промо-программ. Он является штатным сотрудником рекламного агентства, лично ведет переговоры с заказчиком и платит деньги. Супервайзер и промоутер — временная работа.
Длительность такой акции может быть от пары дней до нескольких месяцев. Конечно, выгодно работать подольше. Если ты не можешь выйти на работу, бери замену. На это опытные агентства идут без проблем. Время работы для студентов подходит просто идеально. В будние дни это послеобеденное время, а на выходных с 12 часов. Подсчитаем примерную месячную зарплату промоутера. При работе 4 часа в день в течение 25 рабочих дней при ставке 20 рублей в час промоутор получит 2000 рублей. При этом не затратит ничего, кроме времени. Стой себе улыбайся, удивляй и радуй окружающих.
Сэмплинг, дегустация, обмен
Виды промоушна весьма разнообразны. На дегустации покупатели пробуют продукт, сравнивают. Можно позвать друзей и родственников и вдоволь их накормить или напоить, и самому наесться на всю жизнь, как выражаются промоутеры. Сэмплинг- абсолютно бесплатная раздача образцов продукции. Это может быть и гель для душа, и пробный пакетик чая, и другое. Подарочная акция агитирует покупателей купить что-то в определенном количестве и получить соответствующий подарок. Чем солиднее подарок, тем выше имидж торговой марки. Играя в лотерею по скрейч-картам, можно выиграть, к примеру, банный халат или часы. Напрасно некоторые думают, что в этих картах нет призов. Я сама лично случайно выиграла зонтик-трость, купив за 20 рублей две пачки сигарет «Петр Первый». Предварительно зная об условиях акции, можно предупредить друзей и самому начинать пораньше копить что-либо. Также можно произвести выгодный обмен. Меняли любую зубную пасту на новую «Colgeit», неполную пачку сигарет обменивали на полную пачку, упаковки от чая меняли на тостеры.
Многие ребята, занимающиеся промоушном, по очереди работают в нескольких агентствах. Попасть на такую работу легко — надо прийти в агентство и заполнить анкету. Потом ждать звонка. Самые активные звонят в агентство сами и узнают о ближайших акциях.
Бывает, что в день работаешь сразу на нескольких проектах. Например, с 12 до 15 часов я проводила дегустацию чая на Левом берегу в универсаме «Север», а к 16 часам отправилась в поселок «Солнечный» для проведения подарочной акции косметики.
Не все агентства составляют трудовые соглашения. Несмотря на это, за честную и качественную работу получаешь ту оплату, которая была оговорена ранее. За исключением штрафов. Они могут быть за неряшливый вид, за опоздание на работу, за лишние разговоры на рабочем месте и так далее. Многих моих знакомых штрафовали на сумму одного часа работы за опоздание (20-30 рублей). Некоторые девчонки умудрялись потерять униформу. За это они лишались полностью зарплаты (2000 рублей). Об этом промоутер предупреждается заранее.
Скучать не получается!
Людям, которым действительно нравится общаться с людьми, быть в центре внимания, такая работа приносит удовольствие. Зря покупатели боятся подходить к девушкам в униформе, которые активно всех зазывают! Во-первых, эти акции проводятся специально для покупателей. Во-вторых, очень тяжело стоять просто так! Если нет денег купить товар сегодня, можно подойти и получить важную информацию. Подготовленный промоутер ответит на любой вопрос о товаре, даст полезный совет по особенностям применения товара и так далее. Когда деньги на покупку появятся, акции может уже и не быть!
Забавные ситуации возникают постоянно. Русский человек не привык к халяве, хотя и не против нее.. Когда я недавно работала на дегустации молочных продуктов «Веселый молочник», женщина упорно пыталась мне дать деньги за то, что я ей дала попробовать йогурты. Я деньги не взяла, а она оскорбилась и обиделась. В магазине «Провиант» солидные мужчины отказывались пробовать чай, мотивируя это тем, что они бесплатно ничего не пробуют. Таким людям приходится говорить: «Проходит бесплатная дегустация». Дегустация платной не бывает!
Желающих поговорить на отвлеченные темы и познакомиться с девушками-промоутерами немало. И многие очарованные молодые люди слышат в ответ: «Дело в том, что моя профессия обязывает рассказывать про торговую марку „Принглз“. Чипсы „Принглз“ самые низкокалорийные и имеют разные вкусы..» и т.д. Попадаются и такие, которые, покупая товар, забирают только подарок, а остальное отдают промоутерам.
Иногда в целевую аудиторию входят пожилые люди. При рекламе молочных продуктов приходится общаться с бабушками, от которых поройможно узнать не только последние новости, но и все подробности их жизни!
Дворовая малышня лет 7-13 просто проходу не дает на дегустациях. Приходится их выгонять. Как-то мы с напарницей решили ими воспользоваться. Назначили в этой группе старшего — Васю, он организовал ребят, и вся команда звала к нашему столу покупателей с улицы. Получилось здорово! За исправную работу малыши в конце дня получали обещанное лакомство.
За месяц работы с моей постоянной напарницей Ириной КИРЕЕВОЙ на акции «Орими Трейд», не было ни одного дня, чтобы нас не отблагодарили покупатели каким-нибудь милым подарком. Взамен на наше угощение чаем «Принцесса Нури» нам дарили конфеты, мороженое, пирожное, пиво (!) и много другого.
Торговая точка может находиться на краю города. Это может быть и район телевизионного завода, и авиагородок. Нас как-то отправили на акцию за город. Мы шли через поселение цыган, через лес. Благодаря нашим случайным попутчикам — молодым людям, мы нашли тот магазин. Он оказался в мелиораторском поселке. Это был единственный продовольственный магазин на ближайшие десять километров. Буквально на последнем автобусе мы уехали из этой глуши. Тем не менее, отстояв в этом захолустье пару часов, мы распродали весть товар.
Униформу отдают с жалостью
Стоит остановиться на униформе. Она бывает классическая — бейсболка и футболка с символикой торговой марки. Самые солидные компании делают для промоутеров особенную одежду. Тебя могут одеть в современные стильные вещи: платье, юбку, брюки, куртку, кофту, дать сумку или рюкзак. Бывало, на промоутеров надевали и костюм карандаша. Девушки, работающие на акции сигарет «Pall Mall», подбирались очень высокие, у них были ковбойские шляпы, яркий стандартный макияж и накладные ресницы. Жаль расставаться после акции с такой униформой!
Нужны ли промо-акции?
Чем больше заказчик тратит денег на акцию, тем больше она приносит результатов. Покупатели могут и не знать ничего о рекламируемом товаре. Бесплатно пробуя продукт, получая подарок или образец продукции, человек становиться постоянным потребителем. Покупая две пачки сигарет, получить третью — в подарок заманчиво. Все равно товар пригодится, а подарок тем более. Некоторые участвуют в акции исключительно с целью получения подарка. Трудно не поверить личному убеждению или вкусовым ощущениям.
Статистика показывает, что объем продаж повышается в несколько десятков раз. Если реклама не соответствует качеству, то продажи после промоушна резко падают. Недавно подарочная акция сигарет «Winston» была отложена, потому что в других городах эта акция настолько способствовала продаже сигарет, что сигаретная фабрика «Петро» не справлялась.
Промоушн — это временная работа, и запись в трудовую книжку не делается. Зато, при устройстве на работу, профессиональный работодатель, первым делом учтет опыт работы в промо. Коммуникативные, активные и сообразительные работники всегда в цене.
Нина ПОМПЕЕВА