Скупаем банкротов
МАДАТ НУРУМОВ в 1997 году стал одним из учредителей ООО «Правовой центр „Юг“. Кроме него в состав учредителей вошли ОЛЕГ КОСТЫЛЕЦКИЙ и ХАНАТ АМРЕНОВ. Фирма должна была заниматься перерегистрацией предприятий, различных ТОО, ИЧП в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса. В июле 1998 года НУРУМОВ с учредителями и еще двумя коммерсантами, не знавшими о дальнейших намерениях главного, создали Омскую региональную общественную организацию „Север“ (ОРОО „Север), зарегистрированную в Управлении юстиции при администрации Омской области. Ее целью являлось, якобы, альтруистское желание помочь руководителям предприятий, находящихся на грани банкротства и самоликвидации. “Северяне» официально должны были заниматься приобретением юридических лиц путем вхождения в состав учредительных фирм и организаций для последующей реорганизации.
В период с 17 июля 1998 года по 12 апреля 1999 года НУРУМОВ и его постоянные компаньоны в средствах массовой информации помещали объявления, в которых обещали коммерсантам осуществить оптимальный вариант исчезновения с бизнес-поля, чтобы появиться затем в совершенно ином качестве. Разумеется, НУРУМОВ со товарищи действовали, судя по всему, не столь уж безвозмездно, многие руководители готовы были избавиться от своих предприятий-должников. «Северяне» стали активно их приобретать, несмотря на имеющиеся крупные суммы задолженности и не способность погасить их за счет собственных средств.
Надо сказать, что некоторая часть приобретенных предприятий имела возможность выполнить в полном объеме свои обязательства путем реализации своих активов и последующего прекращения деятельности. Однако у большинства суммы имевшихся активов оказались во много раз меньше тех средств, которые бы позволяли выполнить все обязательства. Они с легкостью предоставили НУРУМОВУ бухгалтерскую отчетность и печати согласно передаточному акту ОРОО «Север». При выкупе уставного капитала юридических лиц, кроме них, новоявленному образованию из ликвидных активов больше ничего не передавалось — ни денежных средств на расчетных счетах, ни самой кассы предприятия, ни товара или продукции или «незавершенки» по строительству... Практически ничего существенного, весомого, а скорее — лишь название предприятия. Зная об отсутствии у них каких-либо активов, Нурумов предоставлял балансовые отчеты в ИМНС, в которых не отражал истинную дебиторскую и кредиторскую задолженность, за исключением долгов перед бюджетными и внебюджетными фондами.
«Северяне» атакуют
Первое предприятие с целью преднамеренного банкротства от имени ОРОО «Север» предприимчивая троица приобрела 17 июля 1998 года. Им стало ООО «СЕПТИМА», образованное в 1995 году и зарегистрированное надлежащим образом в государственных и налоговых организациях. Приняв в свое распоряжение долю уставным капиталом общества, покупатели достоверно знали, что оно является неплатежеспособным, не имеет весомых активов, не обременено никакими обязательствами и в состоянии выполнить краткосрочные обязательства только на 0,002 %.
При этом, с ведома и согласия руководства ОРОО «Север», все основные средства «Септимы» в сумме 20 тысяч рублей и оборотные мизерные активы в 7 тысяч были перед приобретением неправомерно реализованы его предыдущим директором, что привело к частичному исчезновению на 19,6 тысячи рублей без соответствующего снижения кредиторской задолженности и к невозможности выполнения имевшихся на момент продажи обязательств по платежам в госбюджет и страховые фонды. После приобретения ООО «Септима» с ведома и согласия партнеров НУРУМОВ стал его неофициальным руководителем, а затем и директором, как, впрочем, и всех последующих предприятий.
В нарушение федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», обязывающего владельца в месячный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, НУРУМОВ не соизволил выполнить это требование. А это привело к дальнейшему увеличению неплатежеспособности предприятия, росту задолженности и утрате всякой возможности погасить ее в реальном времени. В тот же день компаньоны обрели долю в уставном капитале ТОО «ТВ-радио», которое в состоянии было выполнить свои краткосрочные обязательства лишь на 2,4 %. А затем в течение нескольких месяцев аналогичным образом они скупили чуть ли не задарма десятки неплатежеспособных предприятий Омска.
Назову только некоторые из них, ранее наиболее известные и активно в свое время действовавшие, но доведенные их руководством до самоликвидации. Среди них выделяются ООО «Промышленные товары», ТОО «Спортивный клуб профессионального и любительского бокса фирма „Ринг“, ООО „Ахиллес“, ПФК „ВеНА“, ООО „База снабжения “Авиационная», ТОО «КИП», ООО «Союзник», ТОО «Комплекс», ООО «Фирма „Марс“, ООО „Промкабель“, ООО „Омскгазавто“, ООО „Автошикцентр“, ООО „Сибстрой-2“, ООО „Академический центр иностранных языков “Ин.яз-Омск», ООО «Центр академического обучения иностранным языкам „Иностранные языки“ и многие другие. Характерно, что при наличии у приобретенных предприятий задолженности НУРУМОВ предоставлял возможность их прежним руководителям и собственникам распоряжаться оставшимися у них активами, в результате чего они вообще были утрачены.
Таким образом трое новоявленных набобов, действуя от имени ОРОО „Север“, по предварительному сговору между собой за минимальные денежные средства скупили 33 неплатежеспособных предприятия с дальним прицелом последующего их укрупнения и слияния в два производственных конгломерата, суммирующих большие денежные средства задолженности и еще более неспособных ее погасить.
Новые „монстры“
8 апреля 1999 года, согласно новому разработанному плану НУРУМОВ и компания реорганизовали приобретенные ранее 15 предприятий в одно — ООО „Атлантида“, которое официально зарегистрировали в городской регистрационной палате по адресу Красный путь, 109. Будучи правопреемником слившихся фирм, оно приняло на себя все имущественные права и обязанности прежних юридических лиц, в том числе и обязательства по всем видам платежей. В результате „Атлантида“ заведомо являлась крупнейшим должником, не способным отвечать коммерческим, производственным целям деятельности и тем более — получению прибыли, а отсюда оказалась в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства на 30,7 %. В результате умышленных действий по созданию неплатежеспособного ООО „Атлантида“ НУРУМОВ и его компаньоны причинили ущерб государству в 1 млн 270 тыс. рублей, в том числе по платежам в бюджет — 799 тысяч и в государственные внебюджетные фонды — 471 тыс. Кроме того, осталась непогашенной кредиторская задолженность в 1 млн 250 тыс. рублей различным предприятиям и организациям.
В конце августа того же года, используя документы „Севера“, НУРУМОВ и компаньоны реорганизовали остальные 18 ранее приобретенных предприятия в ООО „Помпея“, также поставленное на учет ИМНС №1 по ул. Госпитальной, 24. И так же, как предыдущее новообразование, оно приняло на себя все права и обязанности прежних юридических лиц. Это предприятие было в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства всего лишь на 19,6 %. В итоге проведенного укрупнения и слияния у „Помпеи“ значительно увеличилась неплатежеспособность, государству был причинен ущерб в 5 млн 353 тыс. рублей, в том числе рост различных долгов по кредитной задолженности, оплате труда работникам, задолженности коммерческим предприятиям-кредиторам.
После создания двух крупных монстров-должников сообщники не осуществляли никакой финансово-хозяйственной деятельности и даже не пытались каким-то образом реанимировать свои предприятия путем привлечения инвесторов. Им-то было ясно и понятно, ради чего произошли столь серьезные пертурбации, и результаты их не замедлили сказаться. Увеличив неплатежеспособность реорганизованных 33 предприятий и создав из них еще более серьезных должников, они причинили государству материальный ущерб в 8 млн 146 тыс. рублей.
НУРУМОВ, став директором этих двух предприятий, пытаясь скрыть наличие долгов и невозможность погасить их за счет собственных средств, не направляет в конце года в арбитражный суд заявление должника, чем серьезно нарушает требование федерального Закона „О несостоятельности (банкротстве)“. Никаких реальных действий для погашения задолженности по уплате налогов и страховых взносов даже за счет остатков имевшихся активов он не предпринимает, намереваясь уклониться от их уплаты путем самоликвидации обоих предприятий.
Реальные и мнимые цифры
Думается, что названия новоявленных фирм взяты учредителями неспроста. Как известно, легендарная Атлантида утопла, скрывшись бесследно в морской пучине, а реальная Помпея погрязла под лавой и пеплом проснувшегося Везувия. В переносном смысле можно считать, что возникновение подобных „пирамид“ в конечном результате и было рассчитано на их крах и исчезновение из сферы бизнеса.
В последний по времени поданный в налоговые органы балансовый отчет по состоянию на 1 ноября 1999 года Нурумов внес искаженные данные о том, что задолженность „Атлантиды“ по обязательным платежам в бюджет составляла 647 тыс. рублей, по взносам во внебюджетные фонды — 168 тысяч. Однако реально они выражались иными цифрами — 799 и 471 тыс. рублей соответственно. Искажения по долгам „Помпеи“ выглядели еще внушительнее: по платежам в бюджет — 1 млн 840 тыс. рублей и 892 тысячи — по страховым обязательствам. Хотя на самом деле они соответственно составляли: 4 млн 287 тыс. и более 1 млн рублей.
Налоговая инспекция, заподозрив неладное в деятельности новосозданных предприятий, обратилась с письмами в УФСНП и областную прокуратуру, в которых указывала, что руководители ОРОО „Север“, ООО „Атлантида“ и ООО „Помпея“ незаконно начали впрямую заниматься ликвидацией последних двух фирм, не обеспечив уплату долгов по всем необходимым параметрам. Эти сигналы не остались незамеченными. После проведения ряда проверочных мероприятий службами УМНС и УФСНП стало ясно, что в работе этих предприятий действительно серьезно нарушены требования некоторых статей федерального закона. Подозрения усилились после проведения обысков в офисах вышеназванных структур и изъятия в их ходе части документации.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности встревожили компаньонов, и чтобы не дать возможности установить истинное количество имевшихся у „Атлантиды“ и „Помпеи“ активов и сумм задолженности, они в январе 2000 года вывезли и сожгли первичные бухгалтерские документы, которые во многом могли бы пролить свет на их подлинную деятельность. Несмотря на это, ФСНП возбудила уголовное дело в отношении НУРУМОВА, КОСТЫЛЕЦКОГО и АМРЕНОВА. Предварительное следствие проводил следователь СО УФСНП Дмитрий ПОТОПАЛЬСКИЙ, а затем завершил начальник 2-го отделения следственного отдела Виктор ЛИСОВСКИЙ.
Немного позднее НУРУМОВ с целью уклонения от уплаты налогов и сборов подал заявление в Государственную регистрационную палату о банкротстве и самоликвидации ООО „Атлантида“ и „Помпея“. Следователь ЛИСОВСКИЙ в соответствии с данными, указанными в актах приема-передачи дел, составлявшихся при смене собственника, а также изъятыми у подозреваемых черновыми вариантами бухгалтерского баланса ООО „Атлантида“ выяснил, что оставшаяся непогашенной кредиторская задолженность перед различными коммерческими предприятиями составила почти 5 млн рублей, ООО „Помпея“ — 4 млн 814 тысяч. В результате предумышленных действий НУРУМОВА и его партнеров в налоговой сфере государство потеряло 6 млн 622 тыс. рублей, работникам предприятий не выплачена зарплата около 2 млн рублей. А общая сумма материального ущерба составила 8 млн 146 тыс. рублей.
Неожиданная развязка
Ход расследования двигался к своему завершению, и ничто не предвещало никаких неожиданностей. Следствие готовилось, собрав доказательную базу, предъявить окончательное обвинение предпринимателям-ликвидаторам. Однако в середине марта текущего года прокурор отдела по надзору за исполнением законов органами ФСБ, ФСНП, МЧС РФ по Омской области Константин МАРТЫНЕНКО, рассмотрев материалы уголовного дела, постановил прекратить уголовное преследование в отношении НУРУМОВА, КОСТЫЛЕЦКОГО и АМРЕНОВА.
Он посчитал, что решение о привлечении их к уголовной ответственности было вынесено необоснованно и подлежит изменению. Мотивация такова. Действия обвиняемых содержат только преступления в лжепредпринимательстве, то есть в создании коммерческих организаций без намерения осуществлять производственную, финансовую деятельность, имеющее целью только извлечение имущественных выгод, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям и государству.
Квалификация действий НУРУМОВА, КОСТЫЛЕЦКОГО и АМРЕНОВА не соответствует установленным по делу обстоятельствам. В частности, изъятыми в ходе следствия документами, заключениями финансово-экономических экспертиз и другими материалами дела установлено, что все предприятия, приобретавшиеся от имени ОРОО „Север“, являлись изначально неплатежеспособными, вследствие чего создать или увеличить платежеспособность как ООО „Атлантида“, так и ООО „Помпея“ обвиняемые не могли. Из материалов уголовного дела следует, что ни по одному из реорганизованных путем слияния в „Атлантиду“ и „Помпею“ предприятий в арбитражный суд не подавались заявления о признании их банкротами. Вследствие этого действия НУРУМОВА и компаньонов по неправомерному распоряжению активами таких предприятий и уничтожению их документов не могут быть расценены как совершенные в преддверии банкротства.
Принимая во внимание эти обстоятельства, МАРТЫНЕНКО постановил прекратить уголовное преследование вышеназванных лиц за отсутствием состава преступления и переквалифицировать их действия как лжепредпринимательство.