Бензина нема
2 августа 2002 года состоялось внеочередное собрание акционеров Московского нефтеперерабатывающего завода, на котором был избран новый совет директоров. Представители Сибирской нефтяной компании, ставшей незадолго до этого владельцем 37% акций предприятия, провели в совет четырех своих человек. Остальные пятеро представляли интересы Центральной топливной компании (ЦТК), владевшей 51% акций МНПЗ и принадлежащей правительству Москвы.
Перед началом собрания судебный пристав вручил представителям ЦТК исполнительные листы по решениям центрального суда города Омска и суда Ленинского района Махачкалы, запрещавшие топливный компании участвовать в собрании. Однако голоса ЦТК были учтены, и председателем совета директоров был избран известный предприниматель и личный друг Юрия ЛУЖКОВА Шалва ЧИГИРИНСКИЙ.
Несмотря на приличное число мест в совете директоров, Сибнефти не удалось увеличить объемы поставок нефти на МНПЗ. Ей была выделена квота на август всего 20 тысяч тонн, в то время как компания «Нафта Петрол» должна была поставить на завод 400 тысяч тонн нефти. Должна была, но не поставила.
Районный суд города Махачкалы запретил Транснефти перекачку нефти от аффилированного с Лукойлом трейдера. В результате 6 августа после обеда МНПЗ прекратил отгрузку бензина на столичные АЗС, резко сократив загрузку. Некоторые автозаправки даже закрылись, вынудив непривычных к этому москвичей понервничать.
На поклон к Абрамовичу
На упомянутом внеочередном собрании акционеров Сибнефть пыталась внести изменения в устав МНПЗ, передоверив право заключения договоров поставок лояльному им гендиректору завода. Однако поправка не прошла. Решения о контраагентах по-прежнему должен принимать совет директоров, где у Сибирской нефтяной на одного человека меньше, чем у Центральной топливной компании.
Как выяснилось, количественный перевес ЦТК не помог. Мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ заявил, что бензиновый голод связан с «желанием компании „Сибнефть“ поучаствовать в нефтяном бизнесе Москвы», но по его словам «у них это не получилось и не получится». «Мы готовы работать с Сибнефтью, как с партнером, но не как с хозяином нефтяного рынка столицы» — сказал ЛУЖКОВ.
Красивые слова, но не совсем сочитающиеся с тем, что произошло в итоге. Мэр Москвы был вынужден позвонить губернатору Чукотки Роману АБРАМОВИЧУ, официально не имеющему никого отношения к Сибирской нефтяной компании, и попросить его вмешаться.
На следующий день МНПЗ подписал договор с Сибнефтью, согласно которому она в течение года будет поставлять в Москву ежемесячно 350 тысяч тонн нефти. Этого компания изначально и добивалась.
Два года назад Шалва ЧИГИРИНСКИЙ пришел к Юрию ЛКЖКОВУ с идеей потеснить на московском рынке олигархов Татнефть и Лукойл, практически поставивших под контроль бензиновый рынок столицы. В противовес он предлагал брать нефть у контролируемой им Sibir Energy и у Сибнефти. Мэр Москвы поддержал идею, под которую была учреждена новая Московская нефтегазовая компания.
Все как у ШВАРЦА: для того, чтобыликвидировать чужого дракона, надо заиметь дракона своего. Да, на столичном рынке удалось потеснить Татнефть и Лукойл, но их место занял иной горынич — Сибнефть. Причем гораздо более агрессивный.