У них...
Коли речь зашла о столице, нелишне будет сказать пару слов о том, как там дела. «МТС» и «Вымпелком» в Москве являются основными конкурентами. Борьба за привлечение новых абонентов идет постоянно. На сегодня «Вымпелком» лидирует с некоторым перевесом на столичном рынке, а МТС с лихвой берет реванш в регионах.
В свое время многие москвичи отдавали предпочтение телефонам с пчелкой на корпусе в силу того, что «Вымпелком» предложил удобный способ подключения и оплаты телефонных разговоров — препэйд-схему «Би+». Львиная доля абонентов компании подключены по этой схеме, которая позиционируется на рынке как «связь для бедных». Ее основным преимуществом стала предварительная оплата разговоров с помощью карт. Оператор продавал и продолжает продавать так называемые «коробочки», в которые вложены инструкция пользователя, SIM-карта для телефона и пакет эфирного времени, от которого, собственно, и зависит стоимость всей коробочки.
Постепенно рынок насытился коробочками «Би+», и теперь народ предпочитает подключаться «по старинке», с заключением договоров. Люди оценили преимущества контрактной системы — полный спектр дополнительных услуг, возможность пополнить свой счет любой суммой, не привязываясь к номиналу карты, да и деньги не «сгорят» через определенный срок. Тем более, что по стоимости стартового пакета контрактная система вплотную приблизилась к препэйду. Недаром в Москве можно купить с рук коробочку «Би+» с остатком, например, 200 долларов, за 150. С одним условием — эти деньги сгорают в этот же день или назавтра. «МТС» подлили масла в огонь своим тарифным планом «Летний», который вмиг оказался на пике популярности: по количеству новых подключений «МТС» оставили «Вымпелком» далеко позади. Поэтому вовсе не факт, что «Би Лайн-GSM» и дальше будет лидировать на московском рынке.
...и у нас
Приход «Вымпелкома» на омский рынок является частью одной из главных для компании программ — создания региональной сети, строительство которой в Омске затянулось почти на год. Но теперь все трудности преодолены, офис «Би Лайн-GSM» функционирует с конца августа. Уже можно оценить услуги операторов с точки зрения среднестатистического абонента, а значит — критически.
Я знаю, что очень многие поклонники мобильной связи с нетерпением ждали прихода «Вымпелкома»на омский рынок. Ждали потому, что знали: сильный московский оператор всеми силами постарается отобрать у «МТС» солидную часть абонентов, главным образом благодаря низкой стоимости переговоров. Но чуда не произошло. После того как омский филиал «Вымпелкома» обнародовал официальный прейскурант на свои услуги, народ понял, что ждал напрасно. Это и не удивительно. В прошлом обзоре «КВ» писали о том, что мобильной связи больше дешеветь некуда. Поэтому вымпелкомовцы решились на «запрещенный прием». В официальном прайс-листе, которым корреспондент «КВ» располагал на момент написания материала (цены от 26 сентября 2002 года) стоимость трафика указана без НДС и налога с продаж, что, разумеется, делает тарифы «Би Лайн-GSM» более привлекательными на бумаге. Но это, к сожалению, лишь на первый взгляд. Потом выясняется, что снятая со счета сумма, так скажем, несколько отличается от заявленной в прайсах. Неприятно. Но «Вымпелкому» деваться некуда — цены без НДС они указывают по всей стране и делать исключение, похоже не собираются. А жаль.
Что такое хорошо и что такое плохо
Немного странно также видеть в официальном прейскуранте всего два тарифных плана. Они стандартны для всех региональных представительств «Вымпелкома». Для эффективной конкуренции этого не достаточно. Говоря иначе, «Би Лайн-GSM» не сможет угодить всем потенциальным абонентам. Я допускаю, что такой подход может быть продиктован заботой о клиенте (мол, зачем народ «загружать» без причины). Другое дело, что нынче абонент пошел подкованный. Выбирая оператора и тарифный план, он тщательно просчитывает все «за» и «против». Его теперь голыми руками не возьмешь. Он пойдет туда, где ему лучше. Пока лучше однозначно в «МТС». Просто есть из чего выбрать.
В Омске «МТС» продолжает удерживать пальму первенства по зоне охвата и по количеству абонентов. Конечно, связь в области для омичей — лишь удобное дополнение, в первую очередь нас интересует возможность звонить в городе, но все же 12 «Би Лайновских» базовых станций для такого большого города, как Омск, не хватает. «Мертвых зон» конструкторам сети избежать не удалось: кое-где сигнал совсем слабенький.
Еще один момент — количество абонентов, здесь рачительный обладатель мобильника призадумается. И вот почему. Сегодня у каждого восьмого омича есть телефон от «МТС». Компания поощряет общение внутри своей сети и предоставляет в этом случае значительные скидки. Таким образом, на сегодняшний день получается, что чем больше среди друзей и знакомых абонентов «МТС», тем существенней экономия от общения по мобильнику.
Общение внутри своей сети поощряет и «Вымпелком». Их новое предложение — звонки на мобильные телефоны абонентов «Би Лайн-GSM» вечером, утром и в выходные по стоимости 1 цент за минуту — кажется очень заманчивым. Но, к сожалению, опять лишь на первый взгляд. На справке «Би Лайн-GSM» уточнили, что предложение действительно лишь до конца года, только на тарифном плане «Классический» и только после того, как будут выговорено эфирное время, входящее в абонентскую плату (8,4 доллара с НДС). Учитывая, что этих 35 минут при посекундной тарификации большинству пользователей сотовой связи хватает как раз на месяц, а также тот факт, что абонентская база омского «Би Лайн-GSM» еще сравнительно мала, экономия получается сомнительной.
Словом, местный филиал «Вымпелкома» пока проигрывает «МТС» на омском поле. Проигрывает с крупным счетом. Но не всухую. Чтобы ликвидировать отставание, новичку придется очень постараться. Постараться привлечь новых абонентов, «зацепить» их тем, чего нет у конкурентов. Здесь многое решит длинный список дополнительных услуг, которым пока «Би Лайн-GSM», увы, не располагает. Еще лучше, если как можно большая их часть будет бесплатной.
Поэтому самое интересное еще впереди.