Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Сколько ни говори халва...

21 ноября 2002 16:19
0
1234

Чиновники не приметили августовского слона

Областные аналитики разделили ситуацию в пищевой промышленности на три этапа: до 1997 года, после 1997 года и нынешний, наступающий после принятия программы развития. 1997 год чиновники объявили переломным, потому что тогда, в октябре, было принято постановление губернатора «О поддержке пищевой и перерабатывающей промышленности». Именно с ним они в первую очередь связали дальнейший рост производства пищевой промышленности Омской области.

Однако цифры говорят об ином. Индекс физического объема в пищевой промышленности Омской области в 1998 году по сравнению с 1997-м составил 94,1%. За 1998 год, когдаи должно было реализовываться постановление губернатора,производство хлеба и хлебобулочных изделий снизилось на 17,1%, макаронных изделий — на 16,3%, кондитерских изделий — на 5,3% и так далее. Правда, водки и ликероводочных изделий мы стали выпускать больше на 37,5%, пива — на 22,7%.

На самом деле переломным для отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности стал август 1998 года. Об этом знает любой студент экономического факультета. Когда доллар к концу 1998-го вырос до двадцати с лишним рублей (днмн), импортные макароны, кондитерские изделия и многое другое исчезло с российских прилавков. И в образовавшуюся нишу ринулись отечественные производители.

В итоге индекс физического объема за 1999 год вырос до 109,9% по сравнению с 1998-м. В 99-м производство хлеба и хлебобулочных изделий увеличилось на 12,4%, макаронных изделий — в 2,1 раза (!), кондитерских изделий — на 71,7%. И этот рост случился бы, даже если бы губернатор не принимал в 1997-м никакого постановления.

Речь не о том, что не надо власти поддерживать местную промышленность. Надо! Но следует это делать с открытыми глазами, хорошо представляя те экономические механизмы, которые заставляют крутиться производственныешестеренки. А не кричать в верноподданническом экстазе: «Халва! Халва!».

Perpetuum mobile

Среди подготовленных экономическим комитетом администрации Омской области расчетов и схем есть и следующая:

Цикл создания прибыли

Рост прибыли Рост заработной платы Рост платежеспособного спроса Рост объемов сбыта

Красивая схема. Предприятия пищевки, наращивая прибыль, увеличивают заработную плату, довольные работники несут деньги в продовольственные магазины. Магазины продают больше товаров, а значит, увеличивают объем прибыли у производителей. Те получают возможность вновь поднять заработную плату. Эдакий вечный двигатель.

Как известно, все попытки изготовить perpetuum mobile закончились неудачей. Изобретали что-нибудь да и упускали из вида. Из указанной выше схемы, например, исчез такой показатель, как рост цен. Когда увеличивается платежеспособный спрос, неизменно поднимаются цены. Это с одной стороны.

А с другой, реальные цифры, тщательно подобранные и проверенные Омским областным комитетом государственной статистики, говорят совсем о других тенденциях.

Прибыли падают

«Финансовые итоги деятельности промышленных организаций за 2001-2002 годы свидетельствуют о тенденции снижения прибыльности производства как в промышленности в целом, так и в отраслях пищевого комплекса — об этом можно узнать из очередного аналитического обзора. „Пищевая промышленность Омскойобласти“, выпущенного недавно облкомстатом. — Организациями пищевой промышленности в 2001 году получено 483,7 млн рублей прибыли от продаж (в 2000 году — 662 млн рублей)».

В первом полугодии 2002 года общие показатели — да, лучше. Но в значительной степени этот рост обусловлен одним предприятием — ЗАО «Росар» (в пивоваренной промышленности получено более 75% прибыли всех прибыльных организаций пищевой промышленности).

Общее число прибыльных организаций в пищевой промышленности снизилось с 42% (в 2001 году) до 37,7% в первом полугодии 2002 года.

Причины падения прибыльности не только в увеличении электроэнергетических тарифов (в 2001 году — на 23,9%, в первом полугодии 2002 года — на 25,1%) и цен на сырье сельскохозяйственных производителей (в 2001 году — на 23,2%), но и значительном росте заработной платы работников (в 2001 году она увеличилась на 43,1%, в первом полугодии 2002 года — еще на 61,7%).

Из рис.1 ясно, что в пищевке дальнейшее повышение заработной платы возможно только или за счет прибыли или за счет снижения материальных затрат, а вот в мукомольно-крупянойпромышленности (рис.2) эти резервы, похоже, уже исчерпаны. В 2001 году эта отрасль промышленности получила в общем итоге 500 тысяч рублей убытков при том, что средняя месячная заработная плата там была невелика — 1 794,2 рубля.

Иногородние конкуренты сдерживают омские цены

Другая идея, прозвучавшая на коллегии областной администрации,: вытеснение из области иногородних поставщиков продовольствия тоже имеет свою негативную сторону. В этом случае местные производители, конечно, смогут увеличить свои прибыли, но в первую очередь за счет повышения цен на свою продукцию. В том же официальном отчете Облкомстата увеличившийся поток продовольственных товаров-конкурентов из других регионов (в 2000 году — на 872 млн рублей, в 2001-м — на 1 763, 2 млн.) назван одним из факторов, сдерживающих цены в регионе.

Жизнь заставила работать с финансами

Любопытно, что недостаток денежных поступлений от продажи продукции пищевого комплекса, связанный с ограничением цен на нее, омские организации компенсировали более активным использованием других инструментов привлечения денежных ресурсов (кредиты, займы, авансы от покупателей). В пищевой промышленности доля выручки от продажи продукции в общей сумме денежных поступлений снизилась с 50,8% в 2000 году до 38,1% в 2001-м, в мукомольно-крупяной промышленности — с 89,9% до 61,1%.

В то же время часть дополнительно привлеченных финансовых ресурсов направлялась на снижение просроченной кредиторской задолженности. На 1 января 2001 года доля просроченной кредиторской задолженностив ее общей сумме соответствовала 30,4%. На 1 января 2002 года — 23,8%, на 1 июля 2002 года — 7,5% (данные по пищевой промышленности).

То есть жизнь для пищевиков становится труднее, а это заставляет их «крутиться» быстрее. Выискивать все возможности сэкономить или заработать дополнительно.

В этом отношении достаточно точно отметил в своем выступлении на коллегии обладминистрации первый вице-губернатор Евгений ВДОВИН: «Ситуация (в пищевке Л.А.) не лучше будет, а жестче. Потому что бороться и жить придется в гораздо более сложных условиях. И если за этой ситуацией мы успевать не будем, то вернемся к тому же разбитому корыту, с которого начали».

Программа — дело хорошее. Власть, естественно, должна помогать развиваться омской промышленности. Но реальная, не на словах, помощь возможна только в том случае, если она точно оценивает ситуацию, а не говорит постоянно: у нас все хорошо и будет еще лучше.


Если вы хотите знать о том, что происходит в пищевой промышленности, более досконально, аналитический справочник «Пищевая промышленность Омской области» еще можно приобрести в Облкомстате. Тел. для справок 23-42-23.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.