Опоздали. Платите штраф
По извечной российской привычке откладывать все на потом немалое число предпринимателей ринулось в налоговыеинспекции лишь в декабре. По официальным данным, в конце ноября число юрлиц подавших на перерегистрацию, равнялось в Омской области 12,5 тыс., а в конце декабря — уже почти20 тысячам. В последние дни года коридоры инспекций были запружены до отказа. Впрочем, закон позволял направить сведения о себе и через почту. Возможно, были и другие лазейки, потому что в декабре 2002 года в газетах появились рекламные объявления о чуть ли не мгновенной регистрации.
Однако час «Х» настал, и возник вопрос о том, что делать с теми, кто перерегистрацию не прошел. Как утверждают налоговики, все эти фирмы, если они будут продолжать свою деятельность после 1 января, попадают под уголовную статью «Незаконное предпринимательство». По мнению адвоката Московской коллегии адвокатов «ФБК -Право» Петра ДОСТОВАЛОВА, «существует презумпциядействительности регистрации и презумпция законностисуществования юрлица». Налоговики, обнаружив фирму, работающую без перерегистрации, конечно подадут в суд, который признает нарушение либо устранимым и даст срок на устранение, либо — увы — неустранимым и присудит штраф.
Болееюридически грамотный путь — подать документы на перерегистрацию уже в 2003 году, невзирая на пропущенный срок. Тем более 30 декабря Министерство по налогам и сборам разослало всем своим территориальным управлениям письмо синструкцией не отказывать организациям в правепредоставить информацию о себе и после Нового года. Но в таком случае придется платить штраф. В соответствии со ст. 25 Закона«О Государственной регистрации юридических лиц» ответственность юридического лица в данном случае установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях: «п.3 ст.14.25. Непредоставление или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц — влечетпредупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ». Практика показывает, что налоговики склонны выписывать штраф по максимуму. Несогласные со штрафом могут обратиться в арбитражный суд, предоставить туда документы об уважительных причинах опоздания с перерегистрацией и добиться изменения наказания на «предупреждение».
С другой стороны, налоговые органы могут сослаться и на другую статью Кодекса РФ об административных нарушениях: «19.7. Непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности... — влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ; на юридических лиц — от 30 до 50 МРОТ». Сменить верхнюю планку на нижнюю тоже можно через арбитражный суд.
Бесплатных пирожных не бывает
Сложнее ситуация с юридическими лицами, брошенными хозяевами, без коллектива, руководства и имущества. В арбитражной практике их называют «отсутствующими должниками». Во всех публикациях, связанных с перерегистрацией, сказано о том, что они будут ликвидироваться принудительно чрез суд. Но вот с этим загвоздка.
В конце прошлого года вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». И если до этого момента налоговые органы в массовом порядке банкротили фактически несуществующие предприятия, то после — таковых нет ни одного. Все иски «мытарями» отозваны по требованию арбитражного суда.
А с 30 ноября 2002 года налоговики потеряли право самостоятельно обращаться в суд с требованием о банкротстве предприятия. Временно на три месяца такое право передано территориальным органам федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). До особого распоряжения правительства России.
Омские налоговые органы уже попытались передать ФСФО около 30 таких требований о банкротстве. Территориальный орган ни один из них в суд не направил. Причина — в статьях 59 п.3 и 227 нового закона о банкротстве. Отныне арбитраж возвращает иски к «отсутствующим должникам», если не указаны источники финансирования процедуры банкротства. Ведь арбитражному управляющему необходимо платить зарплату. Он является индивидуальным предпринимателем и не может работать бесплатно. Кроме того, требуются канцелярские расходы да и другие издержки, которые следует как-то покрывать. И налоговые органы, и ФСФОфинансируются из бюджета. И в их содержании на 2003 год не заложены средства на массовую ликвидацию перерегистрированных предприятий. А иного способа ликвидации, кроме как через суд, закон пока не предусматривает.
— Без арбитражного суда процедура ликвидации невозможна, — считает заместитель руководителя территориального органа ФСФО по Омской области Людмила СМИРНОВА. — Долги могут быть списаны только после решения суда. Это как священник, отпускающий все грехи. Но я не исключаю, что будет разработан особый порядок массовой ликвидации «отсутствующих должников».
А ликвидация их необходима, потому что налоговые долги этих несуществующих предприятий числятся в доходной части бюджетов, большинство из них — однодневки, созданные для ухода от налогов.В Москве Юрий ЛУЖКОВ посчитал выгодным делом выделить из городского бюджета по пять тысяч рублей на ликвидацию каждого такого «мыльного пузыря». Во всяком случае, так было в прошедшем году.
По мнению арбитражного управляющего Валерия КОНОВАЛОВА, все произойдет проще и дешевле:
— Все эти предприятия выведут за реестр. И по прошествии одного-двух налоговых периодов, если они не будут подавать признаков жизни, появится некое инструктивное письмо, о котором будет знать ограниченное число лиц, где будет разработана схема их такой ликвидаций без всякого суда. Тем более что у большинства из них, остался лишь один кредитор — государство в лице налоговых органов.