Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Каким будет лицо омской торговли

6 февраля 2003 14:24
0
2139

Конференция «Торговля сегодня и завтра», по словам ее организаторов, должна была в первую очередь дать возможность представителям торговли разобраться в тех трудностях, с которыми они сталкиваются в своей работе. Однако выступления, прозвучавшие на конференции в первый день ее работы, по сути, превратились в избиение омского рынка торговли. И слова директора ФГУ «Омский центр стандартизации и метрологии» Владимира ФЕДОСЕНКО: «Мы собрали вас здесь, чтобы вы получили информацию, которую нигде больше не получите», оказались полной правдой. Наверно, впервые на омские рынки был совершен такой серьезный «наезд». Некоторых, не исключено, их дальнейшая судьба повергла в шок.

Сегодня ни одно из регионообразующих предприятий области не занимает такое количество людей, как торговля. В этой области трудится более 120 тысяч человек. Доля налогов, поступающих от этого сегмента рынка, превысила в прошлом году 11%. По мнению начальники отдела торговли экономического комитета администрации области Валерия ТАРАБИНА, это самый высокодоходный сектор экономики региона. При этом,
видимо, и наиболее проблемный. К примеру, только 6% предпринимателей оценивают состояние розничной торговли города положительно, удовлетворительно — 82%, отрицательно — 12%.

Основная проблема омской торговли — нецивилизованные формы торговли. Речь идет о рынках, оптовках и прочих уличных формах торговли. По результатам исследований 2/3 покупок омичи совершают на улице, треть — в магазинах, и только 2% — в различных супермаркетах. При этом начальник отдела торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения департамента городской экономической политики Галина ШАРАФУТДИНОВА назвала омские рынки «недоразвитыми» структурами и, таким образом, по сути, подписала приговор омской торговле. По статистике у нас в городе около 70% торговых точек — это всевозможные рынки. Более того, она предупредила всех присутствующих о том, что в Омск «буквально врываются московские сети» и что «не допускать их на рынок, значит, нарушать принцип свободной конкуренции».

Однако, как выяснилось потом из ее выступления, а также речи господина ТАРАБИНА, во многом защитить омскую торговлю от засилья иногородних сетей поможет переход ее на цивилизованные (имеется в виду магазинные) формы торговли. Правда, насколько быстро будет происходить этот процесс, зависит в первую очередь от представителей власти, которые отчасти виноваты в том, что омская торговля «тормозит».

В очередной раз досталось департаменту недвижимости. Вслух эту структуру никто не называл, но этого делать было необязательно. И без того было ясно, в чей огород летят камни. Вот, в частности, что сказалаГалина ШАРАФУТДИНОВА:

— Формирование цивилизованной структуры розницы сдерживается по целому ряду причин объективного и субъективного характера. Среди основных — нехватка торговых площадей, нехватка складских площадей, отсутствие информации о состоянии отрасли, необходимой для принятия конкретных решений. Существует ряд проблем, относящихся непосредственно к хозяйствующим субъектам: низкая квалификация кадров, недостаточно развитая материально-техническая база. Отмечается хаотичность в вопросах развития рынка со стороны городской власти. Особенно это заметно в вопросах выделения торговых площадей, земельных участков под строительство объектов торговли. В основном торговые точки размещены в нежилых муниципальных помещениях. Используются они неэффективно. Уровень муниципальной арендной платы позволяет некоторым арендаторам не вести торговую деятельность, а заниматься сдачей в субаренду торговых площадей. Краткосрочные договоры аренды и отсутствие понятного механизма приватизации муниципальных объектов создают неопределенность у предпринимателей. Эти обстоятельства невыгодны для долговременной хоздеятельности и, как следствие, снижают динамику развития цивилизованных форм торговли на указанных (муниципальных) площадях.

Кроме того, омской торговле присущи отсутствие взаимосвязи оптовых и розничных структур, низкий уровень концентрации капитала, масштабная, но неэффективная работа контролирующих структур, большое число посредников, что ведет к искажению цен.

В связи с этим в городской администрации считают, что необходимо принимать следующие концептуальные меры: увеличивать ставки аренды муниципальных площадей, разрабатывать механизм приватизации, принимать меры по поддержке эффективных арендаторов. Приоритетными площадками для развития магазинных форм торговли должны стать первые этажи в уже имеющемся жилом фонде и в строящихся домах. Необходимо облегчить процедуру перевода жилого фонда в нежилой для тех, кто хочет организовать торговую точку. При застройке жилых домов предпочтение отдавать проектам, в которых предусмотрено размещение на первых этажах нежилых помещений, которые можно приспособить под организацию торговли.

В свою очередь, у областной администрации разработаны свои меры.
Документом, который позволит сделать омскую торговлю цивилизованной, должна стать Областная концепция развития торговли и общественного питания. Ее проект уже одобрил губернатор, и в феврале должен будет появиться Указ о ее принятии.

В конечном итоге все намеченные преобразования должны привести к тому, что к 2005 году весь омский торговый рынок будет поделен между крупными ритейлерами, которые просто-напросто сведут «недоразвитые» формы торговли на нет.

Татьяна ВЛАДИМИРОВА.

Валерий ТАРАБИН, начальник отдела торговли экономического комитета администрации Омской области:

— У нас есть различные формы торговли: рынки, торговые центры, ярмарочные комплексы, есть супермаркеты. У каждого формата есть свой покупатель. Поэтому сегодня пока должны развиваться все формы торговли, но с постепенным замещением торговли на вещевых и продуктовых рынках магазинными формами торговли. В принципе, в будущем на рынках должна остаться торговля только продуктами питания. Вещевых рынков быть вообще не должно. Это анахронизмы, временные объекты. Будущее, конечно, за магазинами типа гипермаркета «Континент» и ему подобных форматов. Уличной торговли быть вообще не должно. И пусть к нам идут западные сети, для них найдутся свои покупатели.

Галина ШАРАФУТДИНОВА, начальник отдела торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения департамента городской экономической политики:

— Чтобы не было ажиотажа, чтобы не будоражить омских операторов рынка, чтобы они были более уверены в своем будущем, мы стараемся не распространять информацию о том, кто и как часто обращается к нам из иногородних инвесторов. Но обращаются. И «Десятка», и питерский «Перекресток», и «IKEA» и другие. Они все имеют интерес к расширению своих сфер влияния. Пусть иногородние операторы пока не открывают своих магазинов в Омске, но диагностику рынка проводят регулярно. О переделе рынка, а также о покупке омских сетей речь тоже пока не идет. Представители сетей из других регионов в основном работают с омскими операторами рынка по вопросам консолидации финансов.

Информация для графиков:

По формам торговли структура оборота розничной торговли представлена следующим образом: крупные и средние организации розничной торговли формируют 6% от объема оборота розничной торговли, субъекты малого предпринимательства — 52,1%, крупные и средние неторговые организации — 15,1%, физические лица на рынках — 26,8%.

Структура затрат в сфере торговли: материальные затраты — 7,3%, оплата труда — 30,7%, отчисления на социальные нужды — 11,4%, амортизация основных фондов — 4,7%, прочие расходы (аренда, оплата услуг сторонних организаций и другие) — 25,9%.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.