Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Секреты лидерства

12 февраля 2003 13:21
0
1406

— Елена, мы все привыкли к тому, что лидерство — это борьба за место под солнцем, однако, если обратиться к названию вашей компании, это, видимо, не так?


— Да, действительно, обычно считается, что быть лидером — значит быть первым, лучшим. Цели лидеров — «иметь такое-то влияние на рынке», «иметь такой-то оборот», «быть первым в данной отрасли». Нельзя сказать, что данное восприятие лидерства в корне неправильно, но оно ограниченное. Можно сказать, что таким лидерство бывает на начальном этапе.

— А что, у лидерства есть несколько этапов, оно может развиваться?

— Лидерство — одно из ключевых понятий современного мира, а наш мир сегодня очень быстро меняется, потому и понятие, о котором мы говорим, тоже не статично и подвержено изменениям. Эволюцию лидерства можно проследить на конкретном примере: развитие роли лидерства с ростом предприятия. Когда зарождается предприятие, основатель его действительно является харизматичным лидером, носителем идеи, душой компании. Управление на этой стадии происходит через воодушевление, призыв, эмоциональное вовлечение и, наконец, путем собственного примера. Стратегия лидерства здесь заключается в постоянном прорыве, в борьбе за выживание.

По мере развития предприятия происходит разделение функций, структур, процессов. Штат сотрудников увеличивается, начинает выстраиваться управленческая пирамида. Лидеру все сложнее удерживать в фокусе своего внимания все происходящее в компании. И лидерство на этом этапе заключается в управлении через распоряжения, инструкции, указания. Цепочка передачи информации увеличивается, и возникает опасность искажения первоначальной команды, что ведет к управлению иллюзиями. Чтобы этого не произошло, сотрудникам компании необходимо становиться одной командой. Тогда появится доверие как руководителя к своим подчиненным, так и подчиненных к руководителю. Именно в этом случае руководителю не надо будет следить за всем сразу, и он может делегировать свои полномочия. Это путь становления компанией-лидером.

— До сих пор мы говорили о лидере как о человеке, а что такое компания-лидер?


— Как правило, это те компании, которые имеют внушительный годовой капитал, растущую долю рынка, центр притяжения лучших кадров. Конечно, это внешняя (видимая) сторона деятельности.

— А что происходит с командой, которая сложилась на данном этапе процветания?

— Да, действительно, эволюция идет своим чередом, и наступает время, когда достигнутые успехи остаются в прошлом. На этом этапе многие ведущие компании приостанавливаются, довольствуясь прекрасными результатами. И напрасно. Данный период эволюции лидерства предполагает от руководителя критичный, честный взгляд на сложившуюся ситуацию в компании. Ведь наряду с высокими внешними показателями присутствует и тот факт, чем пришлось заплатить за «победу» А это люди.


Здесь предполагается открытый диалог как внутри, так и вне компании со всеми заинтересованными лицами (сотрудниками, поставщиками, клиентами, властями). Такой диалог возможен в случае, если руководитель решил шагнуть дальше и достичь новых вершин, он берет на себя ответственность за все результаты работы, за людей, которые рядом. Ответственность рождает инициативу. А она, в свою очередь, направляет энергию в действия.

Только на этом этапе начинает формироваться культура компании, когда каждый берет на себя часть лидерских функций (воодушевление, поддержка) среди новых людей в компании. В этом случае происходит трансформация из лидера-руководителя в лидера, имеющего внутреннюю силу, способного к решительным изменениям для достижения высоких результатов.

— Это и есть современные лидеры?

— Да, такие люди завораживают, вдохновляют и напоминают всем остальным, что жизнь интересна приключениями, новыми экспериментами, а не успокоенностью. К счастью, у нас в Омске есть такие руководители компаний, которые готовы рискнуть (а риск всегда есть!) и провести эксперименты в своей компании. Это позволяет идти в ногу со временем и пользоваться новыми технологиями, а именно «обучением действием», позволяющим перейти от просто обучения к личностному развитию сотрудников. Не это ли творческое отношение к жизни?

— Получается, что лидерами не рождаются, ими становятся?

— Сегодня, когда мы говорим о лидерстве, мы смещаем акценты с позиции стать первым, лучшим на позицию принятия ответственности за все происходящее, и в первую очередь за качество своей жизни, за изменение собственного поведения. Если у человека есть желание и умение брать ответственность, то он, несомненно, станет лидером. Главное, научиться адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.


Беседовала Александра ГРАНАТОВА.

Рубрика «Практика»

В последнее время иностранные эксперты консалтинга отмечают три фундаментальных сдвига, происшедших в обязанностях и ответственности руководителей:
1. От разработки стратегий к визионерству. Речь идет о том, что руководители сконцентрировали свои усилия не на планировании стратегии предприятия, а на разработке перспективного видения своих организаций, что больше вдохновляет людей на чрезвычайные усилия и прочную преданность делу, которые необходимы для постоянного повышения эффективности.
2. От роли командира к роли рассказчика. Визионерство требует от руководителя иного поведения, а именно прекратить командовать и научиться быть искусным рассказчиком, увлекающими за собой.
3. От роли архитектора систем к роли проводника изменений и служителя другим людям. Лидеры новой формации сосредотачивают внимание не столько на поведении работников и на контроле этого поведения, сколько на развитии инициативы и поддержке возникающих у них идей. Он не столько тянет подчиненных за собой, сколько расчищает им путь. Он работает на подчиненных, а они на него. Этот руководитель рассматривает себя как первого среди равных, а свою роль видит в развитии лидерских способностей у других людей.

Рубрика «Внимание»

С 20-го по 23 февраля открытые тренинги:

«Мужчина и женщина в бизнесе» — это тренинг для успешных людей и тех, кто стремится быть успешными как в бизнесе, так и в личных отношениях.

«Технология эффективных продаж: Поле и правила игры» — этот тренинг рассчитан на менеджеров и продавцов, совершающих крупные стратегические продажи. Он направлен на выработку новых эффективных навыков, основанных на современных достижениях коммерческой практики.
Справки по телефону: 25-64-69.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.