Все рубрики
В Омске среда, 20 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0348    € 105,7338

Коммунальное банкротство

20 марта 2003 13:52
0
1565

Имущество украли по-честному

30 декабря прошлого года состоялось первое собрание кредиторов ПТСК, на котором большинством голосов приняли решение о введении конкурсного производства и рекомендовали троих арбитражных управляющих для его проведения: Алексея СМОЛИНА, который проводил здесь процедуру наблюдения, Евгения ЗАХАРЧЕНКО и Алексея ОЛЕНИЧЕНКО, но суд пока не утвердил никого из них. Основным кредитором ПТСК является Омскэнерго, которое предъявило 380 млн рублей по основной сумме долга и столько же по пене и штрафам. Этот гигантский долг тянется с 1997-98 годов, когда ПТСК выступало перепродавцом теплоэнергии Омскэнерго.

Когда в 1998 году РЭК выделила доли в тарифе на теплоэнергию для производителя и транспортировщика, первоначальное соотношение было 70 на 30, ПТСК было должно Омскэнерго больше миллиарда рублей. Возникновение этой чудовищной задолженности тогдашний директор ПТСК Николай ПАРШУКОВ объяснял двумя причинами: хроническими неплатежами потребителей и отсутствиемполной компенсации за теплопотребление населения, которое тогда оплачивало лишь 18% от тарифа, из городского бюджета.

По поводу долга ПТСК перед Омскэнерго велись жестокие споры между муниципалитетом и энергокомпанией, предлагались различные схемы его погашения, но в конечном счетени о чем договориться не удалось. Между тем Омскэнерго удалось добиться в суде подтверждения долга ПТСК на 720 млн рублей. Имея на руках исполнительные листы, Омскэнерго могло в любой момент потребовать ареста имущества ПТСК и последующей его продажи.

Саму энергокомпанию, в частности, весьма интересовали муниципальные теплосети, по которым до потребителей доходило тепло от источников Омскэнерго. В других регионах имущество муниципальной энергетики к тому времени уже переходило за долги к большой. Омский муниципалитет не мог допустить подобного развития событий, поэтому в 1999 году спешно создается муниципальная казна, в которую выводится все имущество ПТСК, а потом возвращается ему обратно на правах безвозмездного пользования.

Однако Омскэнерго по исполнительнымлистам пыталось взыскать денежные средства, поступающие на счет ПТСК, поэтому в 2000 году городская администрация делает новый финт: бывшее имущество ПТСК из казны передается сначала в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», а потом — его дочернему предприятию МУП «Теплокоммунэнерго». Долги ПТСК намертво подвисают в воздухе, но ликвидировать его никто не спешит. Кому нужна пустая скорлупа, если ядро уже съедено?

Судебный бумеранг

Омскэнерго почувствовало, что его железно кинули, и ринулось в бой. Энергокомпания пыталась доказать в суде, что вывод имущества ПТСК вмуниципальную казну был незаконным, но успеха не добилась. Судебную борьбу с муниципалитетоминициировал тогдашний генеральный директор Омскэнерго Евгений БЕЛОВ, но в самый ее разгар он стал мэром. Оказавшись по другую сторонубаррикад, Евгений Иванович вынужден был бороться со вчерашним самим собой. Показательно, что тот же самый юрист, который в первой и апелляционнойинстанциях представлял интересы Омскэнерго, в кассационной отстаивал уже позицию городской администрации.

Омскэнерго проиграло во всех трех инстанциях, а Евгений БЕЛОВ, столь рьяно клеймивший коварство муниципалитета будучи энергетиком, став мэром, начал не менее горячо отстаивать право городской администрации не отвечать по долгам ПТСК. Кроме судебных баталий, разразились и прокурорские. 15 декабря 2000 года городская прокуратура возбудила уголовное дело по факту незаконной передачи имущества ПТСК в муниципальную казну. Однако в ходе следствия прокуратуре не удалось доказать превышение должностных полномочий чиновниками городской администрации и выявить факты преднамеренного банкротства ПТСК.

Из-за того что основные энергетические борцы за возврат долгов ПТСК едва ли не в полном составе перешли в стан противника, а в самом Омскэнерго новое руководство еще осваивалось, на какое-то время муниципальное предприятие было оставлено в покое. Однако энергокомпания никогда не забывает про старые долги, поэтому новая атака была предпринята на поле банкротства. Де-факто ПТСК, не работающее почти три года, давно банкрот, теперь осталось подтвердить это де-юре.

Гипотетические миллионы

Во время собрания кредиторов ПТСК свои требования пытались заявить представители Теплокоммунэнерго, которое погашало долги ПТСК перед Омскэнерго. Дело в том, что в сентябре 2000-го между Теплокоммунэнерго и Омскэнерго был подписан договор 5/11, согласно которому 30% от доли в тарифе за транспортировку теплоэнергии Омскэнерго Теплокоммунэнерго обязалось отдавать энергетикам. Тем самым как бы признавалось наличие преемственности между ПТСК и Теплокоммунэнерго, хотя юридически ее не существовало.

Впоследствии Теплокоммунэнерго не раз пыталось выйти из этого договора, но безуспешно и по-прежнемувынуждено платить по чужим долгам. В свое время Омскэнерго в счет погашения долга была передана наиболее ликвидная дебиторка ПТСК, но это было что слону дробина. На момент введения банкротства у ПТСК на балансе все еще значатся сотни миллионов рублей дебиторской задолженности. Значительная ее часть изначально была «мертвой», по некоторой прошли сроки исковой давности, но кое-что, возможно, в ходе конкурсного производства реализовать удастся.

В Омскэнерго особых надежд на то, что в ходе банкротства ПТСК удастся получить какие-то приличные суммы, не питают. Доказать незаконность вывода имущества и преднамеренность банкротства в ходе конкурсного производства тоже весьма проблематично, ведь арбитражный суд уже принимал отрицательное решение на этот счет. В результате банкротства ПТСК будет ликвидировано, но все кредиторы, в первую очередь Омскэнерго, не смогут получить свои долги. Так к чему тогда, спрашивается, весь сыр-бор?

Проверка на вшивость

Источник погашения долгов ПТСК в виде Теплокоммунэнерго скоро тоже иссякнет. Согласно новому закону об унитарных предприятиях существование дочерних предприятий у МУПов стало невозможным. До ноября Теплокоммунэнерго должно быть преобразовано в самостоятельное предприятие. И вряд ли при этой реорганизации Омскэнерго удастся повесить долги ПТСК на новую структуру. Так что же, прощайте, миллионы?

На самом деле старая задолженность ПТСК должна бытьзаложена в энерготариф в качестве неполученного дохода. Если этого не сделает РЭК, то Омскэнерго, получив такую солидную финансовую брешь, само давно пойдет на дно. По сути, миллионы, недоплаченные ПТСК, будут погашать за счет каждого омича в виде добавки в тарифе. И это обстоятельствоизвестно нынешнему мэру лучше, чем кому бы то ни было.

Долги ПТСК перед Омскэнерго вполне сопоставимы с задолженностью муниципалитета за те же «Каросы». Однако за автобусы город хоть и не рассчитывается, но и от долга не отказывается. В случае же с Омскэнерго долги муниципального предприятия целенаправленно перекладываются на плечи омичей. Ведь Омскэнерго не требует вернуть все 700 млн рублей сразу и сейчас. Можно вести речь о реструктуризации долга на какой-то срок, как это происходит по налогам, или совместно изыскивать другие варианты погашения.

Однако если предыдущая городская власть хоть в открытую и не брала на себя ответственность за долги ПТСК, но все же пыталась по ним рассчитываться, то нынешняя их просто не признает. Думается, если бы со стороны муниципалитета прозвучало, что городская власть все же ответственна за долги ПТСК, это позволило бы сгладить многие противоречия, которые сегодня разгораются между муниципальной и региональной энергетикой.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.