— Сергей Борисович, с какой целью была создана ассоциация, какие задачи она решает?
— Наша глобальная задача — разработка стратегии регионального маркетинга. Ее проект уже готов. В апреле состоится ее публичное обсуждение на конференции по региональному маркетингу, к которой сейчас активно готовится наша ассоциация совместно с экономическим комитетом области. В мае планируется заседание коллегии областной администрации, на которой, мы надеемся, она будет принята.
Вообще же ассоциация создавалась для того, чтобы оказывать помощь хозяйствующим субъектам области, в первую очередь товаропроизводителям, по консолидированному продвижению их продукции на внешние товарные рынки сегодня самостоятельно продвигать продукцию на другие рынки предприятиям сложно. Конкуренция очень жесткая. Чтобы иметь возможность выстоять в этой борьбе, надо консолидировать усилия.
Под эгидой маркетинговой ассоциации формируются группы предприятий, продукция которых представляется на выставках в других регионах. Кроме того, мы организуем выставки на базе мобильных систем типа флэксифрэм (организатор от МВЦ «Интерсиб» Андрей ТИТОВ). В частности, уже проведены переговоры с предприятиями, входящими в программу «СибВПКнефтегаз», по организации подобных выставок. Сегодня в среднем участие предприятия в одной выставке обходится в 50 тысяч рублей. Мы же собираем о предприятиях информацию, формируем стенд, всевозможную раздаточную продукцию. Интерсиб, как механизм продвижения товаров, по заказу предприятия возит этот стенд на нужные выставки по России. Таким образом, одно предприятие в течение года может принять заочно участие в 10-15 выставках за те же 50 тысяч, а то и меньше. Также ассоциация оказывает помощь в организации выездных выставок-презентаций. К примеру, на осень намечена выездная выставка-презентация Омской области в Иране.
Другая наша задача — оказание практической помощи предприятиям-производителям по маркетингу. Это и маркетинговые исследования, и обучение персонала маркетинговых служб, и прочее.
Сегодня мы поставили перед собой цель создать электронную базу, в которую войдет информация обо всех омских товаропроизводителях. Такая информация существует во многих структурах, а общей базы данных по хозяйствующим субъектам области нет. Поэтому просто необходимо создать мощный электронный сайт, который также должен поспособствовать раскрутке омских предприятий на российском и зарубежном рынках. Он также позволит обмениваться информацией между регионами.
По своей сути ассоциация является общественной некоммерческой организацией, и именно это позволяет ей формировать отраслевые маркетинговые интересы и влиять на властные структуры различных уровней. Ассоциация не может самостоятельно принимать управленческих решений, но она может способствовать тому, чтобы те или иные вопросы, касающиеся продвижения омских товаропроизводителей, были рассмотрены властными структурами, которые, в свою очередь, могут принять конкретное решение. В частности, мы планируем вынести на совместное заседание комитета по промышленности и ассоциации вопрос по производству медицинского оборудования на предприятиях области.
Сегодня ряд предприятий занимается его выпуском, но для них этот вид продукции не является основным. Тем не менее продвижения на рынок она тоже требует. Каждое предприятие пытается самостоятельно продвигать ее, но конкуренция в этом секторе производства достаточно велика. Поэтому надо думать, как консолидировать усилия, чтобы продукция омичей была представлена в других регионах. У нас возникла идея создать управляющую компанию по продвижению медицинской техники на внешние рынки, которая, кроме того, могла бы инвестировать средства в создание новой продукции и размещать заказы на ее производство на предприятиях Омска. В полной мере самостоятельно предприятия этим заниматься не могут.
На этом же заседании планируется предложить городскими властями рассмотреть вопрос по лоббированию ассоциацией интересов омских производителей по муниципальным заказам. Сегодня наш рынок открыт для товаропроизводителей из других регионов, что мешает иногда нашим производителям разместить заказы.
— Круг вашей деятельности достаточно широк. За чей счет ведется вся эта работа?
— Все, что мы делаем, — все на безвозмездной основе. Наша структура является некоммерческой организацией, которая живет за счет членских взносов, составляющих 10 МРОТ в год. Помощь мы оказываем всем предприятиям, которые к нам обращаются, независимо от того, входят они в ОРМА или нет.
— Чем конкретно занимается ассоциация?
— Осенью прошлого года была создана рабочая группа по реструктуризации предприятий легкой промышленности, по повышению их работоспособности. В состав группы вошел Иван МАСЛЮК, который является председателем координационного совета ассоциации. Сегодня мы уже работаем в рамках сформировавшегося проекта плана мероприятий по оздоровлению предприятий легкой промышленности.
В частности, ассоциация ведет конкретную работу с двумя предприятиями: с Омсктрикотажем и фабрикой «Луч». На оба предприятия были привлечены специалисты-маркетологи. На Омсктрикотаже ими был проведен мониторинг маркетинговой деятельности предприятия, уже есть решение о формировании брэндов по трем линиям продукции. Также идет речь о создании сайта предприятия.
По «Лучу» дела обстоят немного сложнее. Сейчас специалисты, привлеченные для работы с «Лучом», проводят маркетинговые исследования, чтобы определить емкость омского рынка по рабочей обуви. В дальнейшем планируем продвигать его продукцию на рынки.
Сегодня ассоциация активно работает над созданием журнала «Сибэкспомаркет». В областной администрации нашу идею выпустить подобное издание одобрили. Сейчас формируются подходы к этому изданию. Эту обузу взял на себя Интерсиб. Кроме того, на публичном обсуждении стратегии регионального маркетинга, которое намечено на апрель, мы попробуем убедить (думаю, найдем понимание у всех), что сегодня надо сложить усилия всех существующих в Омске ассоциаций, сделать телепередачу, где бы можно было вести рассказ о предприятиях, которые интересно развиваются с точки зрения маркетинга.
Пока работа ассоциации практически не видна. Но ее плоды нельзя увидеть сразу. Для этого нужно время. Сил, ресурсов сегодня тратится много, но эффекта маловато. Досадно, что не все организации знают о наших возможностях и вообще о нашем существовании. По сути, сегодня многие предприятия на рынке, как слепые котята. Они тыкаются в море информации, не знают, на какую выставку надо ехать, на какую не стоит. Все вот рвутся на Север. Зачем, почему? Не знают. Но ведь можно решать вопросы выбора цивилизованно. Есть организация, которая может подсказать, просчитать эффективность участия в том или ином мероприятии. И дело даже зачастую не в неинформированности, а в том, что у руководителей предприятий не сформирована мысль, что экономика не может развиваться за счет каких-то призывов.
У нас практически отсутствует маркетинговая философия. Предприятия, которые имеют сегодня деньги, не уделяют маркетингу должного внимания. С одной стороны, это связано с их нежеланием этим заниматься, с другой — отсутствием квалифицированных маркетологов. Их практически нет, несмотря на то, что этой специальности сейчас обучают во многих учебных заведениях. Но у бывших студентов, пришедших на то или иное предприятие, нет практики. Поэтому сегодня мы налаживаем связи с Российской ассоциацией маркетинга. Совместно с ее специалистами пришли к выводу, что при ассоциации имеет смысл создать Клуб молодых маркетологов. В середине марта мы планируем провести оргсобрание клуба. Задачи клуба — обмен информацией между маркетологами. Кроме того, в наших планах организовать продвижение начинающих маркетологов на рынок.
В феврале ассоциация совместно с «ТРИЭС-Класс» провела семинар по промышленному маркетингу. Сегодня мы прорабатываем блок семинаров для маркетологов по рекламе, промышленному и потребительскому маркетингу. Планируем приглашать на них специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и других городов.