С наступлением марта у АК «Омскэнерго» возникли проблемы с Центррусгазом. Последний по каким-то своим сугубо внутренним причинам попросту перестал поставлять «голубое топливо» омским энергетикам. И они этот недостающий объем начали забирать у второго поставщика — Межрегионгаза. Причем сверх всяких договоров и соглашений. Центральное производственное диспетчерское управление (ЦПДУ) Газпрома забило тревогу. 13 марта в час дня должны были начаться ограничения по поставке газа для ТЭЦ-3, вплоть до полного отключения от трубы. Но этого не произошло. «Почему?» — с этого вопроса и началась беседа главного редактора «КВ» Марата ИСАНГАЗИНА с директором Омского филиала «Межрегионгаза» Юрием ГАМБУРГОМ.
— Что это были за угрозы по ограничению поставки газа на ТЭЦ-3?
— Не угрозы, а законные требования ЦПДУ Газпрома. Мы обеспечиваем газом АК «Омскэнерго» в полном объеме согласно заключенным с нею договорам.
— Но энергетики утверждают, что для нормальной работы их ТЭЦ требуются гораздо большие объемы газа.
— По их расчетам, им необходимо на год один миллиард триста миллионов кубов, мы им поставляем 670 миллионов, что полностью обеспечивает потребности горожан в тепле и горячей воде и электричестве населения области включая объекты соцкультбыта. Все, что сверх лимита, они покупают у независимых поставщиков по свободным ценам.
— Через вас?
— Нет.
— Кто еще поставляет газ в Омск?
— Востокгазпром, Сибур и Центррусгаз. Один из них и прекратил поставки на Омскэнерго. И теперь у омских энергетиков идет огромнейший перебор газа.
— Вашего уже?
— Естественно. Ситуация сложилась чрезвычайная. Ее удалось разрешить совместными усилиями: и нашими, и администрации области, и энергетиков. Газпром дал добро на дополнительные поставки газа в марте. Что будет в апреле, пока сказать сложно. В любом случае компания, на мой взгляд, должна искать независимого поставщика. Самостоятельно или с помощью Газпрома.
— Вы им поставляете сейчас так называемый сверхлимитный газ?
— Мы используем другие термины — согласованные объемы газа и несогласованные, или дополнительные. Есть правила поставки газа, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 162 от 5 февраля 1998 года. Там прописано, что если покупатель берет газ без нашего согласования с середины сентября по середину апреля, то платит за него в 1,5 раза больше регулируемой цены, а в летнее время этот коэффициент — 1,1.
— Почему летом дешевле?
— Зимой есть риск размораживания.
— А что, бывают несанкционированные подключения?
— Бывают. Особенно их много было в Калачинском и Называевском районе. Но мы сейчас достаточно быстро обнаруживаем и пресекаем утечку.
— В конце прошлого года Межрегионгаз уже ограничивал поставки газа на теплоцентрали Омскэнерго. С чем были связаны эти ограничения?
— Причины были разные. В ноябре ограничивали из-за их неплатежей. В декабре ограничения произошли из-за того, что был введен график № 1.
— Что это такое?
— Он вводится в период значительных и долговременных морозов и утверждается в администрации области. В такое время ограничивается подача газа для ряда крупных предприятий, с тем чтобы гарантировать обеспеченность им населения и социальной сферы. Средняя температура декабря в Омской области — минус 15 градусов. На такую среднюю температуруи планируется объем поставляемого в область газа. Но декабрь выдался очень холодный. Мы ограничили тогда поставку газа на ТЭЦ-3, работающую в основном для промышленных потребителей, и потребовали от энергетиков соблюдать график № 1.
— Сколько всего вы поставляете газа в Омскую область?
— На 2003 год нам выделены лимиты на поставку одного миллиарда семисот миллионов кубометров газа.
— Что такое лимиты?
— Каждый из потребителей заказывает на последующий год необходимое ему количество природного газа, подтверждая расчетами необходимость именно таких объемов.
— Центральные газеты пишут, что Газпром забрал у Межрегионгаза все функции по поставке газа потребителям.
— Структура филиальной сети пока осталась той же. Но, кроме своего руководства в Межрегионгазе, мы подчиняемся теперь и департаменту маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром».
— Как показатели омского Межрегионгаза соотносятся с показателями соседних сибирских филиалов?
— В Москве нас всегда сравнивали с Новосибирском, Кемеровом и Алтаем. Несколько лет назад, когда только-только организовались филиалы, омский был на третьем месте по объемам реализации газа. Первое место было у Кемерова, второе — у Новосибирска. Сейчас все кардинально поменялось. Омский филиал по объемам вышел из четырех названных на первое место. Хотя там везде созданы вместо филиалов региональные компании.
— Что такое региональные компании?
— Мы, как филиал, не являемся юридическим лицом, а наши соседиявляются. Контрольный пакет акций там — у Межрегионгаза, но могут быть и региональные соучредители. Мы, оставаясь филиалом, объемы реализованного газа увеличиваем, они уменьшают. Когда в Омске продавали в год 800 млн кубов, кемеровский Межрегионгаз реализовывал 4,5 млрд. Сейчас они продают в год 300 млн.
— Почему?
— Потому что их вытеснили с рынка независимые поставщики.
— В связи с реорганизацией Межрегионгаза Газпром может и отказаться от идеи выделения филиалов в самостоятельные предприятия?
— Наоборот. Филиалы будут преобразованы в региональные компании. В Омске тоже будет своя компания. Скорее всего, она будет называться Омскрегионгаз. Но контроль останется у Газпрома, естественно. Уже сейчас «чистых» филиалов в Межрегионгазе осталось не так много.
— Есть у вас должники?
— Крупнейший из них — ОАО «Сибкриотехника».
— Котельную Сибкриотехники лихорадит давно. В чем причины?
— Кроме нужд самого предприятия, котельная обслуживает и жилой микрорайон. Объем газа, необходимый для отопления и поставки горячей воды на жилье, мы поставляем полностью. По тем расчетам, которые делает администрация Омска. Тем более что она за эти объемы рассчитывается всегда без задержки. Что касается нужд самого завода — мы выделяем газ либо в оперативном порядке, либо на основании дополнительного соглашения, но поставки эти, естественно, зависят от оплаты. Платит Сибкриотехника за газ — получает его, не платит — не получает.
— А сколько вам должна Сибкриотехника?
— Более десяти миллионов рублей.
— Кто должен еще?
— Сибзавод, чуть больше трех миллионов.
— Лимит газа, выделенный на область, из года в год растет?
— Конечно. Мы запрашиваем больше с учетом газификации области. Администрация области и города вместе с Межрегионгазом защищают необходимые объемы газа в Газпроме. Наш филиал контролирует этот процесс, в частности, еще и тем, что почти каждый день выдает разрешения на подключение природного газа.
— Но разве Газпром не ограничивает объемы продаж газа внутри России?
— Для газификации населения, жилья Газпром будет выделять столько газа, сколько необходимо. На втором месте — ЖКХ, школы, детские сады. На все это согласование тоже выдается без всяких проволочек. А вот остальным необходимо доказыватьи обосновывать свои потребности. Причем энергетики защищают свои объемы на уровне РАО «ЕЭС» и ОАО «Газпром», и нам сюда уже спускаются утвержденные цифры. Что касается коммерческих структур, они уже могут получить лимитный газ с большим трудом. Такова политика Газпрома. Но имеют возможность заключить договор с любым другим независимым от нас поставщиком газа.
— В этом случае от вас не требуется согласования?
— Нет.
— Почему они все тогда идут в первую очередь к вам?
— Лимитный газ значительно дешевле. Котельная «Росара», например, раньше потребляла в год 5,4 млн кубов, а сейчас они готовы брать 16 миллионов. Потому что заменили котлы, увеличили объемы производства. Обращаются к нам.
— Ну и как вы?
— Нам не хотелось бы терять таких партнеров, как «Росар», но с дополнительными объемами на лимитный газ очень сложно.
— В последние два года были переведены на газ котельные Омсктрансмаша, ПО «Полет», еще некоторые. вы всем им дали согласование?
— Ни «Полет», ни Омсктрансмаш мы газом не обеспечиваем. Они покупают его у Востокгазпрома. Сибзаводу выделили, но только потому, что к нам обратилась администрация города: ведь эта котельная отапливает значительный жилмассив. Но Сибзаводу требуется в год 75 миллионов кубов газа, из которых на социальную сферу, по расчетам, должно быть потрачено 34 миллиона. Мы им и дали согласование только на эти 34 миллиона. Ни одного кубометра свыше мы ему не выделим.