Василий ЕВСТРАТЕНКО, директор государственного учреждения культуры и искусства «Омская филармония»:
Не хлебом единым жив человек, без зрелищ мы, наверное, стали бы опускаться вниз по эволюционной цепочке. Одним из самых активных носителей культуры и искусства в массы в нашем городе традиционно выступает Омская филармония. Несмотря на все гримасы переходного периода, в ней сохранились практически все творческие коллективы, которые сохранили высокий профессиональный уровень и продолжают радовать своими выступлениями любителей музыкального искусства. О том, как живется Омской филармонии, какие у нее трудности и перспективы, «КВ» решили расспросить ее директора Василия ЕВСТРАТЕНКО.
— Василий Иванович, вы большую часть жизни проработали в театре, насколько сложно вам было адаптироваться в филармонической среде?
— Законы экономики везде действуют одинаково, хотя творческая специфика, конечно, существует. У меня была возможность вернуться на руководящую должность в театр, но я выбрал филармонию и ничуть не жалею об этом. Я попал сюда в не самое лучшее время: в стране начался дефолт, в филармонии был период полного развала. Причем весьма неблагоприятными были как общественная ситуация вокруг нее, так и внутри.
Было очень нелегко, но нам удалось сохранить филармонию и создать условия для развития коллективов. Мы смогли прийти к тому, что имеем монополию на качество музыки. К нам постоянно приезжают исполнители мирового класса, потому что видят, что здесь есть достаточно высокий уровень музыкального мастерства.
— Есть ли у вас любимчики среди коллективов филармонии?
— С директорской точки зрения у меня со всеми коллективами отношения ровные, а свои личные предпочтения я не афиширую. В творческой среде руководителю нельзя кому-то открыто симпатизировать — это источник внутренних конфликтов. У нас, конечно, есть базовые коллективы, но это вовсе не значит, что они находятся в привилегированном положении. Омский русский народный хор — пример для любительских народных коллективов, асимфонический оркестр определяет высокую планку для омских музыкантов.
Каждый музыкант постоянно должен быть в форме. Если теряешь ощущение своей значимости, можно уходить с творческой работы — все равно толку уже не будет. С другой стороны, только сомневающийся человек на что-то способен. Если кто-то уверен, что уже всего достиг, на нем можно ставить крест как на творческой личности.
У артистов непростая жизнь, как творческая, так и социальная. Не ощущая себя талантливым человеком, просто невозможно выступать на сцене, приходится постоянно доказывать свою творческую состоятельность. А ведь есть еще сложная закулисная жизнь, которая неизвестна зрителю, но имеет немалое значение для артистов. Моя задача как государственного менеджера — сделать максимум для того, чтобы артисты филармонии могли творчески жить на сцене и развиваться.
— Судя по уровню зарплат, государство не слишком заботится о тех, кто несет искусство в массы?
— Содержание артистов — это моя основная головная боль, государство сильно недооценивает творческих работников, их роль в обществе. Искусство — это внутренний катарсис, а если артист во время выступления думает о том, где перехватить 10 рублей, чтобы купить детям молока, то о каком очищении можно говорить. Нельзя артистов унижать низкими зарплатами — это обернется гораздо большими духовными потерями.
Все наши коллективы, кроме скудного государственного финансирования, стараются сами дополнительно заработать деньги. За прошлый год помимо ставок удалось заработать и выплатить нашим работникам более двух миллионов рублей. Не забывают филармонию и омские бизнесмены, в Концертном зале установлены рекламные щиты тех, кто нам помогает. К примеру, Омскпромстройбанкпрофинансировал издание рекламного проспекта Омской филармонии, немало сделала для нас база снабжения «Карбышевская», многие помогают не деньгами, а мебелью, материалами, услугами.
— Как у вас в коллективе относятся к новой тарифной сетке, которую собирается внедрять Министерство труда и занятости?
— К новой оплате труда мы относимся с очень большим недоверием. Есть ощущение, что готовится какой-то подвох, государство стремится уйти от ответственности за судьбу бюджетников. Если классическое искусство переведут на самоокупаемость, это верный путь к ее гибели. Во всем мире классическое искусство поддерживается государством и частными благотворительными фондами, иначе ему просто не выстоять против потока масс-культуры.
Сам процесс реализации искусства становится все сложнее, ведь государство экономит не только на зарплате для артистов, но и на вложениях в материальную часть. Нужно срочно решать на законодательном уровне вопросы по культуре, театрально-филармонической деятельности, шоу-бизнесу, формировать государственную политику в этой сфере, социальные заказы для села. В городе мы даем много в этой сфере концертов, но в убыток на село никто ездить не будет. Наши артисты готовывыступать бесплатно для селян, но кто оплатит саму поездку? Однако вместо того чтобы решать серьезные проблемы, государство собирается урезать и без того убогие зарплаты бюджетников.
— А насколько востребовано классическое искусство омичами?
— В 1998 году заполняемость зала на концертах классической музыки составляла 24%, сейчас — больше 60%. Наш зал задействован не менее 25 дней в месяц для проведения концертов и выступлений, плюс все коллективы ежедневно по графику проводят там репетиции. На концерты классической музыки приходят в основном люди с невысокими доходами, что делать, интеллигенция за последнее десятилетиене стала богаче. Классическое искусство во всем мире — удел не очень значительной части общества в отличие от шоу-бизнеса, но радует то, что на концерты приходит немало молодежи.
— С одной стороны, Омская филармония страдает от недофинансирования, с другой, получает сущие гроши за аренду зала от выступлений эстрадных звезд. Можно как-то изменить такое положение дел?
— Мы находимся в очень невыгодном положении по сравнению с частными фирмами. Филармония не может рассчитываться за выступления знаменитостей наличными, нам разрешено по закону оперировать суммами не более 60 тысяч рублей. Вот и получается, что здесь остается только арендная плата, а все сборы за концерты уходят самим звездам и тем, кто организовал их приезд. Если бы мы имели право рассчитываться через кассу, филармония решила бы многие свои финансовые проблемы и приносила бы прибыль.
Главное управление культуры и искусства Омской области не раз обращалось в Министерство финансов, Центробанк по этому вопросу, но получало отказ. С этого года пытаемся наладить работу по организации концертов эстрадных звезд с оплатой по перечислению. Времена меняются, центральные менеджерские шоу-конторы постепенноизменяют свою политику и уже готовы сотрудничать с нами, получая оплату по безналичному расчету. Надеюсь, скоро вернутся времена, когда Омская филармония сама начнет приглашать российских знаменитостей и зарабатывать на этом.
— В прошлом году к хозяйству филармонии добавился зал органной музыки. Насколько это добавило хлопот?
— Это добавило не столько хлопот, сколько возможностей для продвижения классической музыки в массы. Помещение кинотеатра «Художественный» и орган оказались буквально созданы друг для друга. Зрители, заходя в органный зал, просто меняются — это видно по манере поведения, одежде. Пока работы еще не закончены, но когда комплекс будет введен до конца, там откроется музей омской музыки. Из зала Дома учителя, где когда-то размещался ТЮЗ, планируется создать парадный зал Омской области.
— Какие перспективы, на ваш взгляд, у Омской филармонии?
— Любое учреждение культуры и искусства может выиграть на исполнительском мастерстве и сфере услуг. Если искусство в филармонии на высоком уровне, то о сфере услуг этого не скажешь. Есть существенный разрыв между тем, что происходит на сцене и встречает зрителей в буфете. Есть проблемы с ассортиментом культурой обслуживания, а ведь поход на концерт — это праздник, который не должен омрачаться ничем. Тут есть над чем подумать.
Нам предстоит немало поработать с точки зрения подготовки специализированных программ, учитывая интересы публики разного возраста и социальных слоев, научиться понимать публику, при этом не идя у нее на поводу. Главная перспектива филармонии — стать тем местом, куда стремится прийти и стар, и млад, потому что здесь все интересно и образцово. Это вполне реально, но, чтобы воплотить в жизнь честолюбивыемечты, нужно много работать.
— А как директор филармонии проводит свободное время?
— Основная моя эмоциональная зарядка происходит на работе, но, если не отвлекаться от каждодневных дел, может начаться процесс торможения личности. Для меня главная отдушина — это книги, всю жизнь читаю, собрал весьма приличную библиотеку. По долгу службы приходится читать много методичек, а в свободное время — детективы, исторические произведения, но не забываю и классику.