Стратегиею регионального маркетинга начали разрабатывать в области еще в мае 2002 года. Ее разработчиками выступили Омская региональная маркетинговая ассоциация (ОРМА), а также специалисты экономического комитета администрации области. В конце прошлого года стратегия была представлена на суд общественности. Познакомиться с ней мог любой желающий на сайте ОРМА (www.intersib.omsk.ru).
На научно-практической конференции, которая состоялась в администрации области на прошлой неделе, стратегию окончательно одобрили. Теперь, как записано в резолюции конференции, до конца мая 2003 года одобренная, с внесенными в нее поправками стратегия и план организационных мероприятий по ее реализации должны быть представлены на утверждение губернатору.
Как сказал, представляя стратегию регионального маркетинга, Сергей ЕВСЕЕНКО, «мы достаточно объективны в оценках места и роли области... Явление затоваренности на предприятиях свидетельствует о невостребованности на рынке ряда продукции.
В целом, по мнению чиновников, сегодня Омская область позиционируется как регион с устойчивой экономикой. В числе социально-психологических брэндов региона назывались его стабильность, гостеприимство, доброжелательность. Как оказалось, этого области уже недостаточно для формирования положительного имиджа. Высокая конкуренция со стороны соседних регионов, приграничное положение области, низкая загрузка производственных мощностей, слабое развитие фондового рынка отмечены на конференции как слабые стороны региона для использования маркетинговых технологий. Цель стратегии — создать региональную систему управления маркетинговыми ресурсами.
Большая роль при реализации стратегии будет отведена местным производителям, которые должны будут формировать брэнд „Сделано в Омске“. Чиновники, со своей стороны, обещают оказывать производителям, которые будут работать на имидж области, всяческую поддержку: кредитами, помощью в продвижении создаваемых ими торговых марок (например, организовывать конкурсы ТМ).
Формирование маркетинговых служб — это одна из основных задач, которую предстоит решить в ходе реализации стратегии. Сегодня такие службы отсутствуют на многих предприятиях. На тех же предприятиях, где они имеются, как сказал руководитель МВЦ „Интерсиб“ Иван МАСЛЮК, „они функционируют не на должном уровне, не соответствуют современным требованиям. Службы маркетинга находятся в конце технологической цепочки. Хотя должны находиться в начале всей цепи производства продукции“.
В завершение своего выступления Иван МАСЛЮК предложил включить в бюджет области на 2004 год строку расходов на поддержку местных товаропроизводителей по маркетинговому сопровождению продукции на товарные рынки России.
По мнению президента Омского областного Союза предпринимателей Александра ТРЕТЬЯКОВА, сомнений в необходимости стратегии нет. Особенно, по словам главного предпринимателя, она вызывает интерес у малого и среднего бизнеса. „Такие предприятия не имеют возможностей содержать большую маркетинговую службу, не могут спрогнозировать свое развитие без знания потенциала региона. Самостоятельно они об этом не узнают. В рамках регионального маркетинга возможно создание информационной базы, которая позволит ориентироваться, в каком направлении развивать бизнес“.
Александр ТРЕТЬЯКОВ также поддержал идею создания брэнда „Сделано в Омске“. Он, по его мнению, должен формироваться, опираясь на уже известные региональный брэнды, созданные омскими производителями.
В целом стратегия была одобрена всеми присутствующими на конференции. Теперь, промышленным предприятиям, предстоит выстоять ряд проверок, которые, как заметил Сергей ЕВСЕЕНКО, позволят провести „диагностику менеджмента на предприятиях“.